Кукрыниксы. Каждый день - в бой

Раиса Лунева
        22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны внезапно напала  на Советский Союз. Мирный труд советских людей был прерван. Страна вступила в смертельную схватку со злейшим своим врагом.
         Начало войны, к которой все внутренне готовились, оказалось неожиданным. Ещё не прозвучал набатом девиз – «Всё для фронта!», «Всё для победы», но каждый понимал, что остро встал вопрос о жизни и смерти Советского государства. Грандиозные задачи, как на фронте, так и в тылу - есть дело каждого. А печать, как всегда, должна занять соответствующее место в решительной схватке – кто-то будет сражаться с оружием в руках, кто-то – пером.

         В полдень 22 июня 1941 года с официальным сообщением о вероломном нападении Германии выступил министр иностранных дел Вячеслов Молотов. А в ночь  с 22 на 23 июня поэт и автор многих популярных песен Василий  Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война»:

         - Вставай, страна огромная,
           Вставай на смертный бой,
           С фашистской силой тёмною,
           С проклятою ордой

         24 июня стихи были продекламированы по радио знаменитым в ту пору актёром Александром Остужевым. В тот же день их опубликовали в газетах «Известия» и «Красная звезда».


         В  этот же день художники Кукрыниксы создали плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Тема была подана методом гротескового преувеличения.  Из документа -  «Договор о ненападении СССР и Германии» -  высовывается  Гитлер. Тщедушный и злой. Он снял маску и выставил  вперёд волчью лапу. У фюрера широко раздвинутый от страха не рот, а скорее пасть.  Во лбу штык, который вонзил в него гигантский воин Красной Армии.
           Издательство «Искусство» распечатало плакат массовым тиражом.


          Кукрыниксы – это аббревиатура по первым слогам фамилий и имён художников Михаила Васильевича Куприянова (КУ), Порфирия Никитича Крылова (КРЫ) и Николая Александровича Соколова (НИК С).

           Куприянова и Крылова судьба свела  в стенах Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Это первое учебное заведение послереволюционной России, где зарождалось советское дизайнерское образование. Здесь учили искусству не ради искусства, а готовили художников, реформирующих быт, включённых в жизненный процесс общества.

         Куприянов и Крылов учились на графическом факультете и  начали совместно рисовать в студенческой стенгазете «Красный Октябрь».  В 1923 году к ним присоединился Николай Соколов, принятый на тот же факультет, и они стали работать вместе.

          В 1925 году в журнале «Комсомолия» был опубликован первый общий рисунок. Авторы поместили его под именем Кукрыникс, впоследствии переделанное редакциями на КУКРЫНИКСЫ.

           С 1933 года – постоянные карикатуристы в газете «Правда». Одновременно выпускали альбомы шаржей на писателей, иллюстрировали произведения Горького, Маяковского, Гоголя, Чехова, Кассиля. Именно в это время они прислушались к рекомендации Максима Горького, предложившего не замыкаться только на литературе, а запечатлевать актуальные сцены из жизни людей и страны.


         Трудно представить, каким образом  Михаил Васильевич, Порфирий Никитич и Николай Александрович сумели создать доверие по отношению друг к другу?  Как сумели породить  любовь к совместной работе, коллективному труду? Как добились, чтобы не возникало ощущения, что у меня лучше, чем у товарища? И наконец, интересен итог, а точнее -  девиз, положенный в основу творчества: «Неудача общей работы – вина каждого из нас». И наоборот – « Успех – это большая личная радость». А ведь у художников получилось – втроём они проработали свыше 60 лет.


          Однажды под натиском любознательных почитателей их таланта карикатуристы признались:

        - «У нас нет разделения труда. Нет того, чтобы один из нас рисует только голову, другой – туловище, а третий приделывает руки и ноги. Каждый из нас должен уметь рисовать всё с ног до головы. И совсем не обязательно, чтобы в общую работу каждый из нас вносил ровно треть своего труда. Иногда один даст очень много, а другому на этот раз не придёт ничего интересного в голову, зато в следующий раз будет наоборот. Случается, что и все трое работают с одинаковым успехом».


          В годы войны Кукрынисты не только сохранили высокий уровень в своём творчестве, но и придали ему новую силу и остроту воздействия.   Посредством карикатуры они раскрывали звериное нутро фашистов, показывали всю вздорность расистских теорий. Произведения мастеров метко били по врагу и поднимали настроение в окопах войны, в тылу и на трудовом фронте.

           Взять, к примеру, «Превращение фрицев».  Шеренга немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, преобразуется сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды берёзовых крестов.

             То не звери с диким воем
             В бурный двинулись поток,
             Это Гитлер строй за строем
             Гонит «фрицев» на Восток.
                Здесь, где окна все – бойницы,
                Здесь, где смерть таят кусты,
                Здесь чужой землицы,
                Одураченные «фрицы»
                Превращаются в кресты.
            Гибель сволочи немецкой
            Не чьё-либо колдовство.
            Это – Армии Советской
            Боевое торжество.   
                (текст Демьяна Бедного)


             Однажды творцы карикатуры и шаржа услышали рассказ о том, как белорусские крестьяне, которым немцы приказывали при встрече с ними снимать шапки, ночью рубили им головы. Этот момент тут же нашёл отклик в плакате «Долг платежом красен». Всего два фрагмента. День – крестьянин  спокойно, молча слушает «повеление» напрягшегося от чувства вершителя судеб немца. Ночь – на месте немца отрезанная голова. Этот эпизод хорошо дополнил Самуил Маршак:

             Днём фашист сказал крестьянам:
             «Шапку с головой долой».
             Ночью отдал партизанам
             Каску вместе с головой.
 
 
         В 1942 году Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов передали Государственную премию на постройку тяжёлого танка КВ. По их желанию танк получил название – «Беспощадный», как и первый плакат,  выполненный ими на второй день войны « Беспощадно разгромим и уничтожим врага».


            Война не отпускала ни на минуту. Происходили события, мимо которых Кукрыниксы не могли, не имели права, на их взгляд, пройти мимо. Правдивость, умение выражать свой собственный взгляд и передавать ощущение  своих героев ввели их в число настоящих летописцев Великой Отечественной войны. Свидетельством тому являются и написанные ими картины.

             1941 год. Картина «Таня» - так назвала себя юная партизанка Зоя Космодемьянская. «Мы приехали с Петрищево сразу после его освобождения  – рассказывают авторы. – Зоя ещё не была похоронена. Местные жители – свидетели казни подробно рассказывали нам, как всё происходило. Мы застали ещё кусок виселицы, спиленной фашистами перед отступлением… Очевидцев было много – от самых маленьких ребятишек до стариков. В Москве… достали шинели гитлеровцев, каски и на улице писали отдельные фигуры и группы, вставляя их потом в картину».

         Непросто, как мы видим, рождаются картины. Но насколько они правдивы.
 Глядя на картине казнь Зои, кажется, что мы сами находимся в числе очевидцев этой страшной экзекуции.

        Вот она стоит, юная, красивая, гордая, с дощечкой на груди: «Поджигатель домов». Такая молоденькая, светлая, как будто слепленная из снега и солнца.  На дворе трескучий мороз, об этом можно судить по одежде земляков, но на это никто не обращает внимания. Люди склонили головы. Кто-то утирает слёзы. Одна крошечная девчушка, даже не понимая сущности, что произойдёт дальше, уткнулась в подол пальто своей матери.  Страх и боль повисли над толпой.

            А Зоя спокойна. Только слегка приоткрыт рот: она же не просто прощается с людьми, она призывает всех бороться с врагами. И верить в победу, которая непременно будет за нами!


              Страшны следы от ещё одного злодеяния фашистов, увековеченного на полотне неразлучным творческим коллективом - «Бегство фашистов из Новгорода» - так просто, но ёмко звучит название картины. 1944 год.  Два с половиной года длилась оккупация одного из древнейших городов России. Когда в Великий Новгород вошли наши войска, то их встретило полное безмолвие и глубоко израненный Софийский Собор. Купола изобиловали  выбоинами, особенно изрешечен был самый большой из них. От монумента «Тысячелетие России» остался один постамент. Сам он был разобран по частям, потому что его готовили для эвакуации. Но немцы не успели вывезти его даже за пределы города.

         Памятник был воздвигнут в 1862 году по инициативе императора Александра II.  Автор – Михаил Осипович Микешин. Монумент напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу – эмблему царской власти. На державе помещена скульптура ангела с крестом в руках (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённая женщина (олицетворение России). Вокруг шара шесть скульптурных групп, каждая из которых отражала важнейшие периоды истории государства Российского (отделы: просветители, государственные люди, военные, писатели и художники).

          На картине «Бегство фашистов из Новгорода» Кукрыниксы и отобразили то неоправданное и страшное, что осталось после столь спешного исчезновения немцев. Соборная площадь с вытоптанным до предела грязно-снежным покровом. Изуродованный храм. Разбросанные  детали монумента, чёрные обуглившиеся скульптуры. Отблески пожарища по обе стороны собора, бушующего, по счастью, вдалеке. Несколько немецких служак, спешащих догнать своих сотоварищей по разрушению…


             Памятник «Тысячелетие России» настолько дорог новгородцам и всему народу, что жители города, оставив заботы о восстановлении зданий, в первую очередь занялись приведением в порядок символа страны.  Исчезли бронзовые решётка и фонари. Более 1500 деталей, которые пропали, сделали заново.

               Через девять месяцев после освобождения города, к 27 годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, в Великом Новгороде свершилось второе рождение монумента «Тысячелетие России».
 
               Задумав рассказать о последних днях Гитлера, Кукрыниксы через десять дней после окончания войны посетили его убежище. Посмотрели на всё своими глазами, чтобы представить  детали до подробностей. Побеседовали с очевидцами – бойцами, генералами, партизанами.

              Работу над картиной «Конец» останавливала неизвестность – что случилось с Гитлером. Разные были разговоры: может, удалось сбежать и он скрывается. И только после опубликования в «Правде» записок немецкого офицера  с подробным описанием последних минут Гитлера и обстоятельств его гибели, художники взялись за эту тему.

           «За годы войны мы достаточно изучили этот персонаж по многочисленным трофейным фотографиям, а позже  - по кадрам кинохроники, в большом количестве показанным на Нюрнбергском процессе (художники принимали участие в этом событии). Иногда один из нас позировал, а двое писали. Бывало и так, что двое позировали, а один писал… Приходилось по нескольку раз соскребать большие куски и переписывать заново… И когда картину, наконец, увезли на выставку, мы все трое ощутили какую-то пустоту…».

            Художники воссоздали в Москве, в своей мастерской гитлеровскую приёмную. Серая, необычной толщины дверь подземной канцелярии.  В ставке четверо. На переднем плане солидный чемодан – признак того, что все присутствующие надеются на то, что можно будет сбежать.

          Гитлер стоит, хватаясь одной рукой за стену, а другой, задыхаясь, рвёт ворот мундира. Взгляд его устремлён на потолок бункера – там, наверху, громыхает советская артиллерия. За фюрером видна голова Геббельса. За столом четверо сподвижников. Пожилой немец оцепенел от ужаса. Второй, отвернувшись от стола, занят своими мыслями. Молодой парень бледен и настолько пьян, что похож на труп. И никто из присутствующих в приёмной не спешит приветствовать фюрера. Он никому не нужен.
              Таков конец фашистской истерии. И таков конец этой страшной войны. А Победа оказалась за НАМИ, как и предвещали, потому что  советский  народ силён и каждый, как мог, боролся с ненавистным врагом.


        В мирное время творчество Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова оказалось не менее актуальным. Неполадок в жизни страны после войны случалось в избытке, и умение видеть, обозначая даже штрихами шаржа, было необходимо. На счету художников свыше 1000 карикатур, шаржей, эскизов театральных декораций, иллюстраций и живописи. 

       «В НАШЕМ коллективе, кроме Куприянова, Крылова и Соколова, есть ещё один художник, о котором мы больше всего заботимся – это Кукрыниксы. Мы знаем, что он необходим нам так же, как мы ему. В этом наше счастье».
 
       Уверена, что и все читатели поддержат версию художников: Кукрыниксы – это счастье.