Букинист

Владимир Владимирский 2
­
­­ - Даже если будете испытывать денежные трудности, не продавайте эти книги, - наставляла нас бабушка моей жены Ани перед отъездом из Самары в Буй на ПМЖ, - Храните бережно эти две изрядно потрёпанные жизнью и временем реликвии. Они старые и ещё во времена правления императрицы Екатерины II скрашивали досуг наших предков, а теперь это ваше наследство. Мы соглашаясь кивали в ответ и обещали бабушке сделать всё, как она просит.
Когда поезд исчез из виду, я, как-будто по чьему-то велению, заметил на одном из магазинчиков на другой стороне привокзальной площади вывеску "Букинист". Туда мы и отправились вскоре, испытав предсказанные прозорливой старушкой проблемы с финансами.
Постояв недолго под вывеской с большими буквами "Букинист" и несколькими словами из букв поменьше, говорившими про "семейное дело с 1947 года", мы открыли тяжёлую дверь, услышали звон колокольчика над головой и вошли внутрь помещения, где чтят семейные традиции уже более полувека.
Обстановка внутри соответствовала целям и назначению магазинчика. Вдоль стен стояли, плотно прижавшись друг к другу массивные старинные шкафы ручной работы, заполненные под завязку книгами. Кроме того, предметы вожделения любого букиниста лежали везде, где только можно лежать - на столе, подоконниках и прилавке, а на полу возвышались аккуратно сложенные башенки из книг. Перед одной из таких башенок, согнувшись стояла худенькая женщина в плаще из болоньи, платочке и очках, как мне сначала показалось старушка, держала в руках список и сверяла с ним что-то написанное на корешках книг. Когда она разогнулась и посмотрела на нас, то явила молодое доброе и умное лицо, обычно присущее учителям начальных классов беззаветно любящих детей или работникам библиотечных фондов.
- Чем могу вам служить? - спросила она, храня на лице смиренную улыбку.
- Вы букинист? - уточнил я, встав ближе к прилавку.
- Нет, я работник торгового зала, а букинист - Сергей Михайлович, сейчас я его позову.
На зов девушки явился мужчина средних лет, вид которого уже точно не вызывал сомнения: перед нами стоял тот самый букинист - хранитель семейного дела древнего рода букинистов. Бросив беглый взгляд на его растрепанную шевелюру я представил себе, как он пару минут назад сидел за очередным редким экземпляром и, упёршись об стол локтями, сжимая голову в ладонях, шептал что-то неразборчивое, понятное только ему одному...
Одет он был в видавшие виды штаны в ёлочку и красный застиранный свитер грубой вязки.
- Чем могу вам служить? - мужчина повторил вопрос своей помощницы и впился в нас не моргающими глазами, спрятанными за большими выпуклыми стеклами роговых очков.
- Вас интересуют старинные книги? - без лишних прелюдий перешёл я к делу.
- О, опять старинные книги! - устало вздохнул Сергей Михайлович, - Все идут и несут старинные книги, как-будто ни у кого нет других забот, как принести мне свои семейные реликвии. Но, вот ведь что я вам, молодые люди могу сказать: нести книги, несут, старинные-то они старинные, а на поверку - туалетная бумага. У меня на арендуемом складе скопилось такое количество книг, требующих починки, что я даже и не знаю когда у меня до них дойдут руки. А я ведь, если беру книгу без страниц или с плохой обложкой, то прежде, чем она станет годной для реализации, очень долго и старательно с ней работаю. Обычно пытаюсь отыскать второй экземпляр в качестве донора. Но в основном сейчас все старинные книги - туалетная бумага.
- Что же вы нам посоветуете? - спросил я, не понимая ход мысли букиниста, - Вы интересуетесь книгами или мы уже, извините, пойдем?
- Покажите, что там у вас, - поспешно попросил Сергей Михайлович, опасаясь, что так и не узнает, с чем мы к нему пожаловали.
Анна достала из сумочки два потрёпанных томика и положила на прилавок перед экспертом.
- О, восемнадцатый век! - букинист осторожно взял одну книгу в руки. - Хорошо сохранившиеся экземпляры, известное издательство, тираж органичный, да... Очень хорошие представители своего времени. Однако могу вас разочаровать, дам за них не большую сумму - не хватает несколько страниц, переплёт требует ремонта, а это дополнительные расходы, кроме того поработать придется с книгами, да и покупатель не сразу найдется. И действительно ценными они станут ещё не скоро, ведь по большому счёту это тоже туалетная бумага.
Всё это он говорил, держа в руке и жестикулируя одной из книг. Анна, крепко вцепившись в обложку и пытаясь забрать у букиниста свою книжку, сказала:
- Ну, ладно, подождём ещё несколько десятилетий, а уже потом продадим или поищем другого букиниста, который возможно даст хорошую цену.
Она еще сильнее потянула на себя книгу, однако хозяин магазина, не желая так быстро расстаться с нашим наследством, продолжал говорить, меняя тон и тактику:
- Обращаться к другим не спешите, лучше оставьте пока книги у меня, пусть полежат, я посмотрю, что можно сделать, а потом решим об окончательной цене. Я вам расписку дам…
Он ослабил хватку. Анна осторожно убрала книги в сумочку. Мы поблагодарили его за интересную беседу, пообещали, что пока не будем обращаться к другим букинистам за консультациями и молча вышли из обители, где хранят семейные традиции с 1947 года. И до сих пор у меня перед глазами стоит картина: где моя жена тянет на себя свои книги, а жадный букинист учит нас, как правильно поступить с нашим наследством...