Философская беседка. 9. Нерешительный скептицизм

Александр Ассельборн
Доброго времени суток, дорогие любители мудрости! В этот раз я хочу поговорить о скептицизме. Это философское направление зародилось в эпоху Античности. К сожалению, у современных людей зачастую не вполне корректное представление о скептиках. Чаще всего, когда кто-то сейчас говорит слово «скептик», он имеет в виду того человека, который сомневается. Это верно только частично. Если рассматривать этимологию, то можно сказать, что древнегреческое слово «скептикос» означает «изучающий». То есть этимологически скептики – это люди, которые стремятся познать бытие. (В этом смысле скептиком можно назвать почти любого философа или ученого.) Но чаще всего античные скептики не заявляли что-то о мире догматически (что часто можно встретить в современной науке), а предпочитали воздерживаться от суждения.

Основателем античного скептицизма был Пиррон. Также к этому направлению философии принадлежат такие деятели, как Тимон, ученики Платона Карнеад и Аркесилай, древнеримский оратор Цицерон, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и некоторые другие.

Секст Эмпирик поделил все существующие на момент его жизни философские школы на 2 категории: 1) догматики (считали, что они нашли истину; к их числу принадлежали Аристотель, Эпикур, стоики…), 2) скептики. Скептики, в свою очередь, подразделялись на еще 2 направления: 1) академики (они были агностиками, то есть полагали, что бытие непознаваемо, что звучит тоже догматично; к их числу принадлежали, например, Карнеад, Аркесилай), 2) непосредственно скептики (не занимали какую-либо конкретную позицию, то есть ничего не отвергали и не утверждали).

Из-за доминирования в эпоху Средневековья христианского (догматического) воззрения на мир, скептицизм в то время не развивался. Нельзя голословно утверждать, что вовсе не было скептиков. Однако если они и были, то составляли абсолютное меньшинство. Особый виток развития скептицизм претерпел в эпоху Модерна. Хотя важно отметить, что после XVI века скептицизм не был самостоятельным направлением мысли, а использовался мыслителями лишь как инструмент для решения определенных философских и научных задач. Если останавливаться на философах этой эпохи, то можно сказать, что скептическую методологию использовали Рене Декарт, Дэвид Хьюм, Иммануил Кант. Слишком много говорить об этих мыслителях сейчас я не буду, потому что планирую о них в будущем сделать отдельный эпизод. Но хотя бы немного о них сказать важно.

Кант считал, что мир есть совокупность вещей-в-себе (ноуменов). Он непознаваем. Объекты мира предстают людям в виде феноменов (вещей-для-нас). Их мы можем познать. Однако мы не знаем, каковы вещи по своей сути. Декарт считал, что мы можем сомневаться во всем, но только не в собственном сомнении. В нем сомневаться невозможно. Из своих пространных рассуждений про Бога и черта он вывел знаменитое положение: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. «Cogito, ergo sum»).  По мысли французского исследователя, человек обладает рациональными способностями. Декарт был сторонником теории врожденных идей, которые даны человеку Богом от рождения. Еще Рене полагал, что душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга. Хьюм был философским оппонентом Декарта, поскольку обладал эмпирическими, а не рационалистическими взглядами. По мысли шотландского мудреца, познание начинается с опыта, то есть с чувственного восприятия бытия. Идеи мало чем отличаются от чувственного опыта, поскольку сложные идеи – следствие более простых, которые сформированы на основании впечатлений, полученных от органов чувств. Хьюм отрицал религиозно-метафизические феномены (бытие Бога, душу), поскольку они не даны нашим органам чувств для восприятия. Ограничимся пока этим кратким обзором.

Давайте теперь детальнее разберем некоторые скептические положения. Что можно сказать про скептиков? Их называли, кстати говоря, не только таким образом. Были у них еще и другие имена. Например, Диоген Лаэртский пишет, что скептиков также именовали апоретиками (от древнегреческого «апориа» – «трудность»), дзететиками (от древнегреческого «дзетео» – «ищу») и эпэхэтиками (от древнегреческого «эпэхо» – «воздерживаюсь от суждения»). Впоследствии термин «эпэхо» приобрел самостоятельность и стал методологическим принципом скептиков, трансформировавшись в слово «эпохэ» («воздержание от суждения»). Еще важно отметить такое древнегреческое слово, как «атараксиа». На русский язык оно переводится как «невозмутимость». Скептики стремились утишить волнения своих душ, старались ни к чему не привязываться.

В жизни Пиррона был интересный случай. Однажды его друг Анаксарх попал в болото. Однако Пиррон прошел мимо, не подав руки. Пиррона можно обвинить в безразличии, холодности и жестокости. Однако Анаксарх, наоборот, восхитился таким поступком. Странным является тот факт, что скептик Пиррон был избран жителями Элиды верховным жрецом, потому что они очень уважали своего соотечественника за его ум. В моем понимании, жрец – это догматик. Но здесь мы видим жреческий скептицизм. Наверное, мой ум слишком сильно христианизирован в этом отношении. Если мы пообщаемся с некоторыми современными жрецами (например, с христианскими священниками), то легко убедимся, что они являются догматиками, потому что веруют в единого Бога, почитают Деву Марию как самую высшую из всех святых, ненавидят сатану как божественного противника и т. д. Не думаю, что античные политеистические жрецы сильно отличались своей догматичностью от христиан. Интереснее всего в этом контексте рассматривать современных магов и жрецов, потому что им в большей степени свойственен скептицизм.

Сегодня у меня в руках находится книга современного богослова и философа Виктора Петровича Леги. У него есть хороший труд под названием «История западной философии» в двух томах. Так как скептицизм возник в Античности, соответственно, я держу сейчас первый том. Это издание было выпущено в Москве в 2016-м году в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В книге есть отдельный параграф под названием «Античный скептицизм». Виктор Лега подробно разбирает это философское направление. Я хочу прочитать вам выдержки из работы Секста Эмпирика, которая называется «Три книги Пирроновых положений». Однако в книге изложены не его взгляды, а скептика Энесидема (в виде тропов). Что такое тропы? В переводе с древнегреческого языка слово «тропос» означает «способ» или «путь». Скептики с помощью своей аргументации старались показать слушателям (или читателям), почему мир непознаваем. У Энесидема есть 10 тропов. Еще был скептик Агриппа. Он добавил другие 5 тропов. 10 энесидемовских тропов дает не только Секст Эмпирик, но и Диоген Лаэртский в своей работе «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (предположительное время написания – начало III в. н. э.). Я буду излагать тропы согласно писанию Секста Эмпирика. Все они заслуживают внимания. Однако из-за ограниченности времени перечислю только 2.

Начну с первого тропа. (Цитаты Секста Эмпирика и Виктора Леги будут смешиваться между собой.) Он «основывается на разнообразии живых существ и их познавательных способностей. Обычно философы утверждают, что критерием истины является человек, т. е. он есть мера всех вещей (как говорил Протагор), и только он может познать истину. Скептик справедливо спрашивает: “А почему, собственно, человек?” Ведь человек познает окружающий мир благодаря органам чувств (здесь имеется в виду будущий сенсуализм эпохи Модерна). Но разнообразие животного мира показывает, что у животных также имеются органы чувств, и они отличаются от человеческих. Почему мы считаем, что человеческие органы чувств дают более истинную картину мира, чем чувства животных?» Далее идет цитата Секста Эмпирика. Например, «как можно сказать, что при осязании получают одинаковое впечатление [животные] и черепахообразные, и имеющие обнаженное мясо, и снабженные иглами, и оперенные, и чешуйчатые? И как могут получать одинаковое восприятие слуха и те, у кого слуховой орган весьма узок, и те, у кого он весьма широк, и те, у кого уши волосатые, и те, у кого они гладкие?» Поэтому (заключает Лега) считать себя критерием познания истины человек не имеет права. И далее богослов вновь приводит мысль Секста. «Если же в зависимости от разницы между живыми существами являются различные представления, судить о которых невозможно, то необходимо воздерживаться от суждения о внешних предметах».

Далее прочитаю 9-й троп. Он касается постоянно или редко встречающегося. И сразу приведу цитату античного мыслителя. «Солнце, конечно, должно поражать нас гораздо больше, чем комета, но так как мы видим солнце постоянно, а комету редко, то мы поражаемся кометой так, что считаем ее даже божественным знамением, солнцем же не поражаемся нисколько». Затем Виктор Лега пишет свой комментарий: «То, что встречается реже, нас поражает больше, чем то, что встречается часто, даже если оно по сути своей событие весьма обыденное».

Подводя итог рассуждениям и чтениям этого дня, хочу сказать, что античный скептицизм во многом предвосхитил науку эпохи Нового времени. Благодаря стараниям скептиков в послеантичный период получили развитие такие важные понятия, как агностицизм, релятивизм и субъективизм. Скептики считали, что все в мире относительно. В зависимости от положения человека в мире по отношению к какому-либо предмету последний может казаться либо огромным (вблизи), либо малюсеньким (при наблюдении издали). У каждого человека собственный вкус. Какой-то напиток одному может казаться кислым, другому – сладким. [Не могу не пошутить: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть!» :)] Поэтому нужно воздерживаться от суждения о сущности вещей. Мы не знаем, каково, например, вино: оно сладкое или кислое? Ввиду того, что у всех разные органы чувств, разное восприятие, мы не знаем, какой мир на самом деле, поэтому нам нужно быть аккуратными при попытке его описать.

Напоследок хочется сказать, что скептицизм считается таким направлением, которое мешает современному европейскому человеку в жизненном целеполагании. Об этом, например, говорит Аристотель, когда критикует это философское направление. Скептицизм просто-напросто не является жизнеспособным, ведь для того, чтобы жить и действовать, нам нужно быть в чем-то твердо уверенными. Если во всем сомневаться, то ничего невозможно сделать. Это философское направление противоречит современному европейскому культурному духу, ведь, для иллюстрации, американцы, французы, немцы (по крайней мере, многие из них) стремятся заработать много денег, жить в комфорте, а для этого нужно поставить цель и действовать для ее реализации, работать над устранением негативных черт характера.

Почему скептик – это неудачник? Потому что он не ставит себе высоких целей. Получается, что он просто плывет по течению. Про себя я могу сказать, что являюсь скептиком. Я не знаю, какая вселенная на самом деле. Я негативно смотрю на догматическое мышление. Если оценивать мою жизнь с точки зрения западной успешности, я являюсь неудачником. Но я стараюсь не грустить из-за этого, потому что двигаюсь к намеченной цели. Конечно, периодически мне бывает тоскливо и одиноко, но как солипсист я быстро разбиваю грусть социальных стремлений воспоминаниями об общественных провалах прошлого. Для меня важна атараксия. Я стремлюсь к душевному спокойствию. Здесь мы приходим к психотерапевтической функции философии.

Я желаю всем сердечной гармонии. Старайтесь не пить антидепрессанты, не ходить к психиатрам и психологам, если у вас есть сила духа бороться с «демонами души». Лечите себя сами, с помощью философии и психологии. До свидания!

Дата записи аудио: 06.04.2024.
Дата оформления текста: 18.04.2024.