В память о друге

Ольга Щербакова 3
    У Алексея Лифантьевича Федорова  осталась фотография его друга, Павла Ильича Тараненко, в чёрно-белом варианте. Когда-то художник- портретист сделал на холсте своё изображение. По нему не скажешь, что этот молодой человек служил на Тихоокеанском флоте, прошёл всю Великую Отечественную войну, был участником войны с Японией.

   Вот, что рассказал о нём Алексей Лифантьевич: «Павел родился в 1921 году в селе Александровка Красноярского края в многодетной крестьянской семье, начал рисовать в шесть лет. Оставшись без матери, воспитывался в школе- интернате Минусинского совхоза «Овцевод».

   В 15 лет начал трудовую деятельность. С 1940 года служил на Тихоокеанском флоте, где всю войну был специалистом – дальномерщиком на боевых кораблях.Только избранные попадали на такую службу, те, у кого был особенно зоркий глаз.

   Павел Ильич не любил рассказывать о войне. И только по его картинам и коротким рассказам можно судить об отношении художника к тем далёким событиям».

   Вот, что нам удалось от него услышать: «Миллионная Квантунская армия стянула к советской дальневосточной границе тысячи танков, самолётов.

   Решить конфликт шапкозакидательством было невозможно. На исторической Ялтинской конференции американцы обратились за помощью, предполагая, что война с Японией будет длительной.

   СССР, защищая западные рубежи страны, вынужден был держать на Дальнем Востоке от 20 до 30 % дивизий, ожидая нападения японцев.

   В противовес миллионной Квантунской армии были противопоставлены три армии Советского Союза. Танковыми колоннами из Забайкалья руководил маршал Малиновский. Через степи и Хинганский хребет они через три дня вышли в тыл японцев.
    Армию из Хабаровска и Благовещенска возглавил генерал армии Пуркаев.

    Войсками из Владивостока командовал маршал Мерецков.   Их участок фронта был особенно тяжёлым. Оборонительная линия японцев растянулась более чем на 100 км и до 40 км в глубину.

    В ту ночь, когда должно было произойти решающее сражение, была сильная непогода, лил дождь. Самолёты не летали, затихла и артиллерия.

    Японцы укрепляли свои позиции грамотно, готовились к боям заранее. В горах они выдалбливали для себя ниши – укрытия.

    Наши  пограничники, конечно, знали их расположения. Чтобы избежать больших потерь, впереди шёл пограничник, он тянул верёвку, за которую держались красноармейцы и забрасывали японские укрепления гранатами. Конечно, японцы этого не ожидали.

    Три армии, образованные для войны с Японией рассекли Квантунскую армию, что сыграло огромную роль в победе».

     Павел Ильич рассказывал, что Тихоокеанский флот участвовал в освобождении Курил, стран по побережью  Тихого океана.

     Доставка оборудования, продовольствия осуществлялось судами Тихоокеанского флота.

     Японцы вели себя дерзко, топили даже торговые суда. Они предполагали бросить бактериологическое оружие на крупные города Сибири и Дальнего Востока. Им это не удалось, потому что наступление советских войск было стремительным.

     Война была короткая, но очень жестокая. Погибли более 80 тысяч японцев и более 30 тысяч наших солдат.

      Звания  Героев Советского Союза в этой войне получили 93 человека, 308 тысяч военнослужащих были награждены орденами и медалями. Более 50 героев приходится на Тихоокеанский флот и Амурскую флотилию.

     Это отразилось в картинах П.И.Тараненко: «Морской десант», «Знамя над Порт-Артуром» и других.

     Павел Ильич ещё на фронте прослыл художником – самоучкой. Но после демобилизации, в 1946 году отправился в Ташкент, поступил в художественное училище имени П.П. Бенькова, которое окончил с отличием. После него занимался педагогической деятельностью, работал художником в производственных мастерских.

     Судьба занесла его сначала в Узбекистан, затем в Киргизию, Сибирь, потом в Поволжье. Он трудился в Красноярске, Куйбышеве.

    В 1998 году Павел Ильич Тараненко снова вернулся к берегам своей юности – на Дальний Восток, в Хабаровск. Его восхищали дальневосточная природа и люди, живущие в этих краях. Восхищали и вдохновляли.

    За неполные шесть лет жизни в Хабаровске им было написано 150 картин. На них запечатлены первопроходцы, военоначальники, исторические личности и просто жители, внесшие вклад в развитие Хабаровска края. Эти работы учат пониманию жизни и истории.

    К сожалению, Павел Ильич не успел, как задумывал, написать портреты всех тех хабаровчан, кто участвовал  в войне с фашизмом и Японией. Ему хотелось сохранить память об этих людях, отдать долг их подвигу.

    Пройдя трудными военными дорогами, Павел Ильич Тараненко всю свою жизнь воспевал Родину и людей, которые её прославили. Он много смысла  вкладывал в понятия родина и патриотизм, много делал для того, чтобы и для молодёжи эти понятия имели большое значение.

    П.И. Тараненко писал картины, несмотря на очень плохое зрение, а всю свою пенсию тратил на холсты и краски. Его жизнь  была длинной, трудной и интересной. Она не холила Павла Ильича, не одаривала роскошью, но подарила возможность много увидеть и изобразить на картинах.

    В 2004 году Павел Ильич Тараненко ушёл из жизни. Но Алексей Лифантьевич хранит не только память о друге. Он пропагандирует его творчество. Федоров А.Л. организовал передвижную выставку картин художника- портретиста  Павла Ильича Тараненко. С ней познакомились многие коллективы школ, техникумов, университетов  городов Хабаровска и Вяземского. На основе этой выставки  школьники и молодёжь краевого центра и Хабаровского края знакомятся с историей Дальнего Востока и страны.

    В одном из писем П.И. Тараненко читаем: «Хочется, чтобы оставшиеся после нас помнили добром наше непокорённое поколение, испытавшее все ужасы войны и тяжести труда. Тех, кто защитил от фашизма и возродил из разрухи Великую Советскую Державу».