Босые - не значит нищие. Часть 5

Василий Азоронок
(Продолжение)

200 ЛЕТ ПРИ ОРДЕНАХ

В капиталистических условиях земля становилась источником выгоды, приносила прибыль. Паны снимали барыши, используя крестьянские (христианские) веси и застенки – труд крепостных, которые проживали в границах поместий. Конечно, церковные братства отличались, их нельзя ставить в один ряд с единоличными владениями. Но без доходности они тоже существовать не могли, и тоже обогащались, направляя средства на содержание храмов, монастырей и центральных органов управления. Какую прибыль имели глубокские духовники, в том числе орденские сообщества, покажем ниже. А пока отметим, что еще одних монахов называли францисканцами. У них тоже был монастырь, на той же Берёзовке (Березвече, Бережвице), только ниже по течению – в Удело. Это на расстоянии 11-ти верст от Глубокого. И здесь проявилось участие магната-землевладельца. Как и в случае с кармелитами, Йозеф Корсак, занимая пост мстиславского воеводы, в 1639 году пригласил представителей францисканского ордена и отвел (уфундовал) монахам кусок глубокской земли. Почему властелин разнообразил край дополнительными церковными сообществами, мы не знаем. Очевидно, таков был вектор Речи Посполитой – насыщать пространство разнородными орденами, делать его многоликим. Это отвечало сути сеймового государства, которое состояло из многочисленных групп и сословий, различных народностей. В этом плане совершенно противоположной стала политика империальной власти, когда цари, укрепив трон, перестроили церковную жизнь, передав земли иноков в казну.

ЛЕПЛЯНЕ ТУТ, ЛЕПЛЯНЕ ТАМ

В отличие от частных землепользователей, церковные братства основывали свою деятельность на древних традициях первых скитских поселений, проповедуя принципы божественного промысла. Читая средневековые отчеты церковного свойства, улавливаешь характерные черты занятий. Так, в одном из документов за 1547 год отмечались «лепляне», чей очаг образовался в 1503 году после королевского привилея витебской церкви Святой Троицы. Витебская плебания получила в свои руки часть прибрежья на Лепельском (Белом) озере. И похожий очаг образовался в области Глубокого. Там, по документам 1775 года, отмечались Лепляны. Однокоренные, родственные, слова указывают на род занятий аборигенов. Очевидно, и там и там выпускались – лепились когда-то кувшины и другие питьевые сосуды из местного сырья: глины.

ЕЩЕ ОДИН МОНАСТЫРЬ

Францисканцы обосновались над тем же Великим потоком, что стекал в Десну и связывал два конца света – северный и южный. У них тоже был фольварк, но не в отдалении, а непосредственно при кляшторе (монастыре), в одном обрубе, окруженном лесными чащобами. Им принадлежали 9 весей, названия которых говорят сами за себя: Лоси, Русаки, Пущовики. А топоним Юрковцы снова возвращает на берег Лепельского озера, где образовалась похожая Юрковщина (Юркова Стена). Кстати, францисканцы числились и среди обитателей Лепельского края, где функционировал их монастырь под названием Губинский.

Ясно, что все монашеские ордена были католического профиля и несли мораль западного «пошиба», что отражалось на традиционном укладе, особенно сельском, где укоренились древние христианские обычаи вечевого образца. Первичной формой коллективного жительства были городища, потом возникли селища. Позже появились слободы, давшие жизнь местечкам. Они формировались при богомольческих центрах – церквах, которые подпадали под программные цели Флорентийской унии и переделывались в «униатские», то есть, становились, грубо говоря, «общего пользования». Но руководили ими католические священники – ксендзы. В наиболее массовых очагах проживания действовали униатские плебании. Например, Залесскую возглавлял парох, ксендз Роман Караськевич.

ЗЛОТЫЙ, ПРЕД НИМ НИКТО НЕ МОГ УСТОЯТЬ

Все это позволило держать в повиновении жителей весей (деревень) и продолжать выкачивать средства на обогащение 200 лет. Именно столько было отведено Речи Посполитой, делившей людей на крепостных (крестьян-христиан) и панов – собственников-землевладельцев. К концу такого государственного устройства удельный вес истинного боготворчества неумолимо сокращался, уступая место набиравшей силу широкой прагматической волне. Собственнические интересы все глубже проникали во все сферы жизни, и церковники тоже вовлекались в доходность.

К концу XVIII века монахов уже нельзя было назвать нищенствующими. Вот что показывали иноки Глубокской парафии в 1789 году, отчитываясь о доходах. По доверенности от ксендза Элияша, преора «кармелитского кантона Св. Яна» (так в тексте), по присяге ксендза Клеменса «от Св. Духа» (так в тексте) и экономов монашеской собственности, в том числе «от Св. Терезы», общий годовой доход составлял 35499 злотых 8 грошей и 1,5 шелега. Тут поясним, что сумма «набегала» со всех кармелитских очагов. А им в Глубокской парафии принадлежало не только «местечко Глембоке с пятью фольварками», но и еще четыре имения (Ластовица, Свилы, Королевичи, Вороново), а также фольварк Пржедолы в соседней парафии – Кубличской. Попутно заметим, что еще три поместья (Янки, Гнездзилово и Ольборовичи) "босые" имели в Ошмянском повете, где отчитывались отдельно.

Тридцать пять с половиной тысяч – это самый высокий показатель в общем парафиальном списке. Базилиане тоже имели прибыль, но она была меньше. В 1789 году их "супериор" (так в тексте) ксендз Амброзий Сингаевский, присягая государственной комиссии, показывал годовой доход монастыря – 6653 злотых и 8 грошей. Примерно столько же они снимали со своего второго имения, фундушевого Залесья, но там отчитывался другой супериор Героним Артецкий, основываясь на присяге залесского прокуратора Андриана Якшевича.

Еще меньше имели с Удельского монастыря ксендзы-францисканцы. Их гвардиан Францишек показывал в отчете до 2228 злотых и 20 грошей.

Несравнимы с монашескими были другие богомольческие доходы. Так, католическая плебания (с фольварком Дмитровщизна) приносила немногим более 1000 злотых. А об униатских и говорить нечего. Их было четыре на территории Глубокской парафии, но ни одна не владела достоянием. Они были, по данным поверочной комиссии, «без подданных», и освобождались от обязательных поборов. Вносили только добровольные взносы – от двух до четырех злотых каждая.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): Удело (ныне агрогородок), францисканский монастырь.


18.04/24