Лев Толстой перед уходом

Михаил Кедровский
       Викентий Викентьевич Вересаев  – известный литератор и будущий близкий друг Михаила Афанасьевича Булгакова – приезжал в Ясную Поляну с группой паломников в последний год жизни великого старца. Льва Николаевича выводили к посетителям секретари Бирюков и Чертков. За большим чайным столом располагались приезжие и семья  – Софья Андреевна с повзрослевшими детьми. Особенно неприятно было смотреть на молодежь, которая скучала и не верила тому, что говорил знаменитый писатель. Им казались его слова неискренними, они думали, что за этими словами скрывается какая-то корысть, желание оставаться у мира на виду во что бы то ни стало.

       Вот что приблизительно в это время записывал в дневнике Л. Н.:

       «Младенцу, когда он родится, кажется, что только он один и есть на свете. Он никому и ничему не уступает, ни о ком знать не хочет, а только подавай ему то, что ему нужно. Но пройдут дни, месяцы, года, и ребенок начинает понимать, что есть и другие, такие же, как и он, люди, и что то, чего ему хочется для себя, того же самого хочется и другим людям. И чем дальше он живет, тем все больше и больше понимает, что он не один на свете и что надо либо, если есть сила, бороться с другими за то, что хочешь иметь, либо, если нет силы, покориться тому, что есть. И, кроме того, чем дальше живет человек, тем все понятнее становится ему и то, что вся жизнь его только на время, и всякий час может кончиться смертью. Он видит, как на его глазах нынче, завтра берет смерть то того, то другого, и понимает, что то же самое может всякую минуту с ним случиться и рано или поздно наверняка будет. И человек тогда не может не понять, что в теле его нет настоящей жизни, что, что бы он ни делал в этой жизни для тела, все это ни к чему. И когда человек ясно поймет это, он поймет и то, что дух, который живет в нем, живет не в нем одном, но во всех людях, во всем мире, что дух этот есть Дух Божий. Поняв это, человек перестает приписывать значение телесной жизни, переносит цель свою в единение  с Духом Божиим, с тем, что вечно».

       Наше телесное начало, включающее в себя ум, является источником эгоизма и зависти к другим телам: к  их возможностям, к их энергетике, умению обманывать ближних. С одной стороны, такое чувство способствует движению внешней жизни, а с другой – ведет к депрессии, унынию и печальному концу. Но в духовном мире нет этой бессмысленной соревновательности, в нем преобладают единение и любовь.

       Далее Толстой утверждает: «Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас. Жизнь ваша совершается в виду смерти. Если вы трудитесь для своей телесной жизни в будущем, то вы сами знаете, что в бущем для вас одно – смерть. И эта смерть разрушает все то, над чем вы трудились. Вы скажете, что вы трудились для блага будущих поколений, но ведь и они также исчезнут и от них ничего не останется. Стало быть, жизнь для вещественных целей не может иметь никакого смысла».

       Почему-то в эту простую мысль большинство людей не верят, хотя история нам предлагает множество очевидных примеров тому и нет ни одного противоположного. Не желают верить и на помощь себе призывают всяких шарлатанов. Далее читаем:

       «Чтобы жизнь имела какой-нибудь смысл, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить дела жизни. И такую жизнь Христос открывает людям. Он показывает, что вместе с той жизнью телесной, которая есть только призрак жизни, есть другая, истинная жизнь, дающая истинное благо человеку, и что такую жизнь знает всякий человек в своем сердце. Учение Христа есть учение о призрачности личной жизни, о необходимости отречения от нее и о перенесении смысла и цели жизни в жизнь божескую, в жизнь всего человечества».

       Толстой подводит итог своим размышлениям на данную тему: «Стоит на минуту отрешиться от привычного, чтобы увидеть, что все, что мы делаем для мнимого обеспечения себя, мы делаем совсем не для того, чтобы обеспечить нашу жизнь, а только для того, чтобы, занимаясь этим воображаемым обеспечением, забывать о том, что жизнь наша никогда и ничем не обеспечена. Но мало того, что мы себя обманываем и губим свою настоящую жизнь для воображаемой, мы в стремлении к обеспечению чаще всего губим то самое, что хотим обеспечить. Богач обеспечивает свою жизнь тем, что у него есть деньги, а сами деньги привлекают разбойника, который убивает его. Мнительный человек обеспечивает свою жизнь лечением, а само лечение медленно убивает его, а если и не убивает, то наверняка лишает его истинной жизни. То же и с народами, которые вооружаются, чтобы обеспечить свою жизнь и свободу, а между тем это самое обеспечение ведет к погибели на войнах сотен тысяч людей и к уничтожению свободы народов».

       Добавлю, что, по мнению Л. Н., цель подлинной, истинной, настоящей жизни заключается в «совершенствовании своей души и увеличении любви к людям».

18.04.2024