Вскрыть авианосец как консервную банку

Алексей Николаев 77
В декабре 1903 года у американского городка Китти-Хок расположенного на внешних отмелях Северной Каролины братья Райт впервые подняли в небо свой аэроплан. После столь знаменательного для всего человечества события янки повадились называть именем этого городка авианосцы, истребители, бомбардировщики и космические модули.

Впервые с авианосцем «Китти-Хок» (USS Kitty Hawk, CV-63) моряки нашего тихоокеанского флота встретилась неподалеку от побережья Вьетнама, где эта «ударная посудина» болталась по 10 месяцев в году.

Как правило, за передвижением этой «туши» следили наши военно-морские разведчики, ходившие «хвостиком» за «Китти-Хок» на утлых корабликах, маскировавшихся под рыболовные траулеры.

Конечно, американцы старались отогнать навязчивых советских «рыбаков» от особо охраняемого авианосца, но наши ребята не лаптем щи хлебавшие, даже во время бодания с американскими «сторожевиками» успевали собирать годную для командования информацию.

В 1984 году по заведенной традиции американцы совместно с южнокорейцами проводили оперативно-стратегические учения «Тим Спирит». В том теперь уже далеком году штаб «Северного флота» приказал командиру АПЛ «К-314» капрангу 2 Владимиру Евсеенко вскрыть действия американской авианосной ударной группы.

Лодка проекта 671 «Ёрш» была оснащена ракетно-торпедным комплексом «Вьюга».

Ракета комплекса работала по принципу «пустил и забыл», уничтожение цели гарантировал широкий радиус поражения ядерной боевой части мощностью до 5кт. С первой же попытки «К-314» могла пустить на дно «Китти-Хок» с его звездно-полосатой свитой сопровождения и их южнокорейской «пристяжью».

Обнаружив противника, наши подводники с 14 по 21 марта по три раза в день отрабатывали учебные ракетные атаки по цели с последующим отрывом от возможного преследования.

В ночь с 21 на 22 марта на перископной глубине «К-314» спокойно вела радионаблюдение, а экипаж прибывал в предвкушении скорого возвращения на базу.

Подводники проморгали, как в их квадрат бесшумно выдвинулась туша авианосца в окружении стальных бодигардов, Евсеенко слишком поздно обнаружил подкрадывающихся янки.

В какой-то момент лодка, попытавшаяся проворно нырнуть на глубину, ощутила сверхсильный удар.

Подводникам показалась, что АПЛ снесло боевую рубку, однако все устройства работали в штатном режиме, пробоин в корпусе не обнаружилось. Когда вскоре раздался второй более слабый толчок, командиру доложили, что появилось значительное биение вала гребного винта, через пару минут лодка потеряла ход.

Не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы по силе первого удара, понять что «Китти-Хок» «проутюжил» «К-314». «Раненая» подлодка не могла даже выгрести против течения, подводникам не оставалось ничего иного, как всплыть на поверхность.

Адмиралу флота Горшкову передали срочную радиограмму: «В ходе выполнения задания АПЛ «К-314» столкнулась с американским авианосцем и потеряла ход».

Вскоре к «месту ДТП» подошел прикрывавший учения подводников большой противолодочный корабль «Петропавловск».

Три дня спустя океанский спасательный буксир «Машук» потащил еле живую подлодку на базу в бухту Чажма.

«Китти-Хоук» без особой прыти дошкандыбал до базы Йокосука где из его вспоротого брюха, достали не детский обломок гребного винта «К-314».