Литературные медитации 4-21

Ястребов
Тема: "20 Ближайших" (образ из повести В.Пелевина "Затворник и Шестипалый"



1.20 Ближайших отвечают за порядок возле кормушки и подготовку к Решительному Этапу.
2. Автор не даёт им других имён, да и вообще наделяет их условной значимостью.
3.Автор  помещает их в "социум", предлагая не испытывать к ним каких-либо негативных чувств. Они такая же часть "системы", как и конвейер,  Стена Мира, люди-боги и даже Цех №1. Каждый выполняет свою функцию на территории птицекомбината, функция 20-ки Ближайших - вот такая.
4. 20 Ближайших для Затворника что-то вроде стихийной силы, которую можно использовать, но надо знать как.
5. Один из Ближайших награждается авторским эпитетом - "обрюзгший".
6. В образе "Ближайших"  прослеживается возможная аллюзия на руководство КПСС, политбюро  доживающего свои последние месяцы Союза (повесть опубликована в 1990-м).
7. Ближайшим нет никакого дела до таких как Затворник или Шестипалый., пока они не приближаются к кормушке (не представляют угрозы для их власти).
8.Говоря о 20 Ближайших языком Кастанеды, можно было бы сказать, что они "мелюзговые тиранчики",  пытающиеся подражать верховному Тирану (в данном случае незримому, но сверхмогущественному директору птицекомбината).
9.Подражая Тирану (или некоему главенствующему принципу), Ближайшие обезличиваются, утрачивают себя, пока они в Нём, или Он в них — их нет в себе. Тиран замещает личности, стирая имена. Именно поэтому есть Двадцать Ближайших, есть социум и галдящая толпа с одной стороны, а есть Затворник с Шестипалым — с другой. На кого обижаться? На конвейер? На птицекомбинат и его сотрудников? Один уволится — придёт другой. Точно также произойдет с распределением власти возле очередной кормушки. Настоящим становится только тот, кто выбирает не подчиняться Тирану, действуя принципиально иначе, назло злу, если так можно выразиться.
10. Уходить из-под власти 20 Ближайших, значит неизбежно оставлять "социум", а там и лезть за "Стену Мира".
11.Власть Ближайших зиждется на происходящем внутри комбината.  Поэтому они представлены как часть огромного механизма, просто на уровне маленькой" шестерёнки". Именно поэтому (как утверждает ВП) бороться с системой в их лице бесполезно (это также нелепо внутри отсека для цыплят как и устраивать несанкц.митинги, качать кормушку, бороться за свободу, равенство и братство, и т.д.).
12. Писатель видит только один выход из сложившейся ситуации - уходить от "всех них" настолько далеко, насколько это возможно (преодолевая, пересекая в т.ч. метафорическую Стену Мира). Это целиком и полностью отвечает в т.ч. и внутреннему настроению "Стрелы" - ситуацию внутри поезда уже невозможно изменить или хоть как-то переломить. Его надо останавливать и покидать как можно скорее.

P.S.

Интересно, что в эпопее КК представители власти вроде "20 ближ." никак не выделены (что сходно с пелевинским взглядом на проблему). Они просто (как и все прочие) на конвейере (времени), что везёт их в Цех №1(к смерти). Другой вариант, они такие же "призраки" как и остальные обычные люди. Выбирая подражание "верховному тирану", они проигрывают, перестают быть воинами. Выбирая власть на другими, они лишаются шанса встретить своего Затворника, научиться летать, обрести подлинную свободу.  Подчиняя, они подчиняются правилам, а потому оказываются ещё дальше от шанса изменить свою жизнь, чем последний аутсайдер вроде Шестипалого.

Автор подчеркивает их малозначимость на территории комбината тем, что очень быстро как бы выводит их из повествования. Герои идут дальше, перед ними новые вызовы, опасности и приключения.   А были ли какие-то Ближайшие? Вопрос.




Вопросы для ЛМ №4(22):


в этот раз без вопросов)