Остряки и матюки

Азат Хаким
   Часть суши, со всех сторон окружённая водой... Остров или материк. Подойдёт и то, и другое. Различие чисто психологическое, можно сказать, субъективное.
   В первом случае всего пара дней пути, максимум неделя, и вот уже ты на берегу безбрежного мирового океана. И если плыть по этому бесконечному водному простору, то, наверное, доплывёшь до какого-то другого берега , но потом все равно окажется, что и эта часть суши со всех сторон окружена водой...
   Во втором случае хоть месяц, хоть год иди в любую сторону и всё равно не дойдёшь до края земли. А если окажешься на берегу какого-нибудь большого водоема, водная гладь которого уходит за горизонт, то переплыви его, и снова перед тобой земля без конца и края.
   То есть в первом случае мир - это водная хлябь с рассыпанными по ней маленькими  пятнами суши, а во втором случае мир - это твердь земная с разлитыми по ней небольшими зеркалами воды.
   Это два принципиально разных  мироощущения, определённых местом рождения и передающихся из поколения в поколение, а все остальные различия - это всего лишь следствия этой принципиальной разницы.
   Остаётся только заметить, что остров на материке поместиться может, а материк на острове нет.

 Ресурсная база

   Ресурсная база остряков всегда вся перед ними. Вот гора, вот река, вот лес, в котором все деревья пересчитаны, вот пашня, которая может прокормить, а может и нет. Когда ты точно знаешь всё, что у тебя есть, то тебе этого всегда будет мало. Всё всегда может закончится. Поэтому основные черты характера остряков - это стремление к порядку и жадность.
   Ресурсная база матюков почти безгранична, как им кажется. Точнее они сами не знают, что у них есть, а чего нет. И если чего-то нет, то не потому что вообще нет, а просто ещё не нашли. Вот горы, вершины которых не видны в облаках, вот реки, не известно где начинающиеся и не понятно где заканчивающиеся. Вот лес, деревья в котором невозможно сосчитать,- пока считаешь, уже вырастут новые. А вот земля, которая всегда прокормит, если не сдохнешь от голода... Поэтому основная черта характера матюка - это бездумная щедрость, порождающая беспорядок, а иногда даже хаос.

Отношение к смерти

   Смерть - это естественная составляющая жизни. Бессмертная жизнь - это уже и не жизнь, а какое-то бессмысленное существование, которое, кстати, тоже не может быть бесконечным в нашей Вселенной без названия, где ограничено всё вплоть до скорости света. Вселенная у нас , кстати, тоже только одна, поэтому и без названия. Тем не менее отношение к смерти у разных народов очень разное.
   Остряки смерть игнорируют, всеми силами делая вид, что это не самое важное событие в жизни, думать о котором не стоит и даже вредно. Когда кто-то из остряков умирает, оставшиеся быстро растаскивают нажитое и продолжают копить и преумножать.
   Матюки поминают смерть постоянно, искренне полагая, что только смерть придаёт жизни смысл. В то же время изо всех сил делая вид, что смерти нет, что после смерти начинается какая-то другая жизнь.
   Тема эта столь глубока и обширна, что разобраться в ней в течении одной человеческой жизни совершенно невозможно, поэтому не будем даже пытаться. Можем только констатировать факт, что остряки смерть игнорируют, боятся, умирать не хотят, а матюки любят жизнь, но умирают смиренно: «Жить будем, гулять будем! А смерть придёт, помирать будем...»

Язык - не тот, которым все едят, а тот, которым говорят.

   Экономные и расчетливые остряки предпочитают использовать одно слово для множества совершенно разных вещей и явлений, памятуя об ограниченности жизни и ресурсов. Щедрые и безалаберные матюки для одного простого предмета придумывают десяток разных слов, не имеющих между собой ничего общего. В результате язык остряков сухой, невыразительный, можно даже сказать бедный, а язык матюков запутанный, маловразумительный, пугающий своей сложностью и избыточностью... В общем для любого нормального человека ни тот, ни другой язык совершенно не приемлемы. Я бы использовал эти языки только для написания технических инструкций и эротических стихов.
   Вполне ожидаемый факт - в языке матюков слов значительно, примерно в 8 раз, больше, чем в языке остряков. Но почти все эти слова заимствованы из других языков. А если учитывать только исконные слова, то, как ни странно, в языке остряков таких слов в два раза больше. И это довольно неожиданный факт.
   И ещё одно наблюдение. В процессе развития технологий каждый язык обогащается новыми терминами. Когда остряки и матюки преодолели гравитационное притяжение своей планеты, в их языках появилось много новых слов. В этом словообразовании  проявилось их глубинное различие. Например, людей , путешествующих по нашей вселенной, матюки стали называть «космоплавателями» , а остряки - «астропроходцами». То есть на глубоко подсознательном уровне матюки плавали в пустоте, а остряки ходили от звезды к звёзде.
   

Самоназвание
 
   Когда-то, когда матюки были единым народом, а других народов попросту не было, они называли себя очень просто - «ту», что можно перевести как «те, которые», или «эти», или даже просто «народ». Потом, когда народ «ту» разделился на два разных народа, малый народ начал называть себя «ки ту», то есть «настоящий народ». Затем, когда от народа «ту» отделился ещё один народ, он стал называть себя « мо ки ту»,  что значит «единственный настоящий народ». Ну, и наконец, когда от народа «ки ту» отделилась ещё одна небольшая часть, она стала гордо именовать себя «си мо ки ту», что переводится как «один единственный настоящий народ»...
   Со временем народ «ту», ослабленный внутренними противоречиями и распрями, потерял самостоятельность и растворился в родственных ему народах. И примерно в это же время народ, который мы здесь называем «остряки», стал называть себя народом«си ту», что, как вы понимаете, значит «единый народ». А через некоторое время почти все народы, живущие на материке , после долгих и продолжительных войн объединились в одно государство под лозунгом «Все мы  китуйцы !»
   В результате образовалось два крупных государства - материковое государство китуйцев и островное государство ситуйцев, то есть государство настоящего народа на материке и государство единственного народа на острове.

Название народа

  Конечно, мы не обязаны называть эти народы так, как они называют сами себя. Хотя бы потому , что для нас не так важно то , что они о себе думают, а гораздо важнее то, что мы о них думаем. Поэтому поясним, почему мы их называем остряками и матюками.
   Любая жизнь полна неприятными сюрпризами, неудачами и разочарованиями гораздо в большей степени, чем победами, успехами и приятными неожиданностями. Поэтому больше всего нас отличает друг от друга не то, как мы радуемся, - это мы все делаем  примерно одинаково, а то, как мы расстраиваемся. Точнее даже не то, как мы расстраиваемся, - это мы тоже делаем более или менее одинаково, а то, как мы выходим из этих неприятных ситуаций.
   Так вот, остряки почти всегда выходят из этого состояния через шутку, через юмор, иногда мрачный, иногда даже чёрный, но всегда через иронию, через насмешку над собой, над судьбой или обстоятельствами. Среди других народов остряки снискали репутацию народа, обладающего самым развитым чувством  юмора.  Считается даже, что они обладают каким-то специфическим чувством юмора, недоступным другим народам, что с точки зрения логики может быть только следствием большего количества неприятностей, выпавших на долю этого народа. В результате выработался своеобразный народный характер, присущий только острякам. Как бы плохо им не было, они всегда улыбаются, словно надеясь на изменения к лучшему. Можно назвать эти улыбки показными, деланными, неискренними, но это свойство их характера.
   В свою очередь матюки из подобных ситуаций всегда выходят через ругательства, проклятия и оскорбления. При этом обьектом их словесного потока могут быть как они сами, так и другие люди, и обстоятельства, и даже высшие силы бытия. Некоторые слова, которые матюки  используют в таких ситуациях, они не используют ни при каких иных обстоятельствах.
    Таким образом внутри великого и могучего языка матюков образовался малый матюковский язык, используемый только в исключительных ситуациях. Но некоторые матюки прекрасно обходятся этим очень простым и ограниченным языком, компенсируя отсутствие смысла избыточностью эмоций.
    Таким образом у матюков тоже выработался свой народный характер поведения. Всегда, при любых обстоятельствах быть мрачным, недовольным, словно ожидая от жизни худшего.

   Технологическое развитие
 
   Технологическое развитие остряков всегда происходило по причине ограниченности ресурсов. Когда они практически сожгли весь лес на своём острове, то перешли на торф, благо болот хватало. Когда и торф выгребли подчистую, перешли на уголь. Когда над островом повисла непроницаемая пелена смога из угольной сажи и пыли, перешли на нефть. Когда оказалось, что нефти на острове нет, перешли на газ, которого все равно тоже не было. Это то, что касается энергетики. То же и относительно транспорта.
   Когда улицы крупных городов острова к концу светового дня стали покрываться слоем конского навоза такой толщины, что за ночь его не успевали убирать, острякам пришлось создать автомобиль на бензиновом топливе. Когда выхлопные газы многочисленных автомобилей окутали дома и улицы городов, пришлось перейти на электромобили.
   В отличии от остряков матюки всегда все делали из чистого любопытства. Они например никогда не отапливали жильё углём, потому что и дров хватало, но всегда знали, что горючий камень, как они называли каменный уголь, горит красивым синим пламенем, хотя и пахнет не так хорошо, как дерево. Очень часто, когда на материк попадало очередное техническое новшество остряков, выяснялось, что матюки давно уже это придумали, но за ненадобностью так и не довели до коммерческого использования. Этим во многом объясняется то, что большинство самых талантливых матюковских изобретателей перебирались на остров и только там делали свои гениальные  изобретения. Поэтому по факту большую часть важнейших технологических изобретений сделали именно матюки, а не остряки.

Экспансия

   Любой народ, как любая популяция вирусов, бактерий, микробов, растений тли животных всегда старается размножиться, занять новые территории, освоить новые ресурсы. И к сожалению почти всегда это происходит за счёт других видов бактерий, растений, животных и народов. Вопрос заключается только в том, какими методами и средствами это достигается.
   Остряки всегда воспринимали свой остров как свой собственный дом, в который без приглашения не смеет никто заходить. Зато все остальные острова и материковые земли они искренне считали всеобщим достоянием, владеть которым имеет законное право самый сильный, продвинутый и развитый народ. И то ли они действительно считали себя таким народом и поэтому считали себя в праве, то ли создали такой миф о себе , чтобы как-то оправдать свои права на такие действия, но идея собственной исключительности глубоко укоренилась в народном сознании остряков или ситуйцев, как они сами себя называли. Кстати, матюки так и не смогли перевести на свой язык это самоназвание остряков - то ли единый народ, то ли единственный. В языке остряков это одно неразделимое понятие - единственный единый или единый единственный народ.
   По началу остряки просто грабили другие народы, неожиданно появляясь на своих кораблях, забирая все ценное и уничтожая все, что не могли забрать. Потом изменили тактику и стали собирать с подконтрольных территорий дань в обмен на обещание не грабить и не убивать. Экономически это было конечно целесообразнее, но в долгосрочной перспективе такая стратегия себя не оправдала. Пришлось создавать военные базы и приводить к власти наместников. При этом остряки контролировали всю международную торговлю , идущую преимущественно морскими путями. В результате остряки стали самым могущественным народом, народом-воином, народом-мореплавателем, владеющим бесчисленными колониями и неисчислимыми богатствами.
   В конечном итоге острякам стало тесно на своём острове и им пришлось переселиться на остров побольше. Правда на нём уже жило несколько миллионов слаборазвитых нецивилизованных дикарей, поэтому пришлось ... Остряки называют это «сопутствующим ущербом».
   С собой на новое место жительства остряки взяли очень многое, даже географические названия, но прежде всего они взяли с собой старую идеологию. Никто не смел посягать на их новое место жительства, но сами они могли просвещать, окультуривать и демократизировать другие народы по всему миру, невзирая на сопутствующий ущерб...
   Матюки тоже, конечно, постоянно осуществляли экспансию и из чистого любопытства, и из поиска конкретной выгоды, но прежде всего в поисках абсолютной свободы. Матюков никогда не покидала иррациональная с точки зрения других народов вера в возможность найти землю, где «молочные реки и кисельные берега». Что совсем не удивительно, если ты живёшь на бескрайних просторах, где можно найти всё, что не пожелаешь.
   Когда матюки сталкивались с другими народами, они не пытались переделать их в матюков, наоборот, они сами перенимали многое у этих народов. В каком-то смысле матюки сами становились этим народом, а этот народ соответственно становился отчасти «матюковским». Иногда народы просили матюков уйти, а иногда просили вернуться, чтобы помирить их с другими народами или защитить их от остряков. Матюки никогда не настаивали на своём присутствии, но если они откуда-то уходили, то рано или поздно туда приходили остряки.
   По большому счёту у всех других народов было только три варианта - либо стать такими же сильными, как остряки и матюки, либо подчиниться острякам и постепенно исчезнуть, как исчезли уже многие народы, превратившись в сопутствующий ущерб, либо стать матюковским народом, по возможности сохраняя свою идентичность.

Война

   Война между остряками и матюками не прекращалась никогда, просто разные стадии войны сменяли друг друга. Стадию подготовки к войне сменяла стадия активных боевых действий, эту стадию сменяла стадия восстановления экономического потенциала, и снова наступала стадия подготовки. Но в народном сознании разница восприятия этого процесса была существенной. Остряки воспринимали мирные периоды как краткие мгновения отдыха от военных действий, а матюки воспринимали войну как трагические перерывы в мирной жизни. Это нашло свое отражение и в языках этих разных народов. Когда матюки вспоминали прошлую жизнь, они всегда употребляли выражение «после той войны», а остряки в таких же обстоятельствах употребляли выражение «перед той войной».
   Стратегической целью в этой войне для остряков всегда была сама война. Они считали, что пока война идёте на материке, остров будет жить мирно и спокойно, в этом их убеждал весь исторический опыт. Более того, каждый раз после войны на материке жизнь на острове становилась всё лучше. Пока на материке после каждой войны восстанавливалась экономика, экономика острова росла и развивалась. Талантливые и состоятельные представители других народов понимая это, перебирались на остров, ещё больше укрепляя его экономику.
   Когда на материке в очередной раз разгоралась война, остряки всегда принимали в ней участие и всегда поддерживали слабую сторону. И хотя с точки зрения нравственности это выглядело благородно, но на самом деле остряки делали это только потому, что они не могли допустить победы любого народа на материке и объединения всех других народов под его руководством. Поэтому как только война заканчивалась, они тут же начинали новую войну теперь уже против прежнего союзника. То есть остряки всегда вели эту войну только с одной целью - недопущения объединения народов материка. Кратко стратегия остряков формулировалась очень просто: « Разделяй и властвуй!»
   Стратегической целью матюков всегда был мир. Они всегда вели войну, страстно желая эту войну поскорее закончить. И желание это всегда было столь сильно, что часто даже когда война уже шла полным ходом, матюки не желали этого признавать, делая вид, что война очень скоро закончится и всё пойдёт по прежнему. Но потом, когда матюки наконец понимали, что всё это всерьёз и надолго и что все это само никогда не закончится, они начинали воевать по-настоящему и воевали всегда до победного конца. И эта победа всегда была заранее предопределена прежде всего разным менталитетом народов, разным отношением к смерти, а значит и к жизни.
   Матюки всегда воевали от обороны и поэтому шли на войну под лозунгом «Победа или смерть!», а остряки всегда нападали, рассчитывая на наживу.
   Заплатить за жизнь жизнью трудно, но всё таки возможно. Но платить жизнью за наживу абсурдно даже с точки зрения остряков

Заключительный этап

   Довольно трудно восстановить ход исторических событий, оставшихся в далеком прошлом. Но события последних столетий описаны достаточно подробно и восстановлены в мельчайших подробностях. В кратком изложении все произошло примерно так...
   После непродолжительного затишья в бесконечных материковых войнах необычайную силу приобрели симокитуйцы. Пока остальные материковые народы занимались междоусобицами, они объединились в единое централизованное государство и начали присоединять к нему другие мелкие государства. Особенно сопротивлялись этому процессу мокитуйцы. Естественно остряки пришли им на помощь, а после этого и китуйцы присоединились к их союзу.
   Когда государство симокитуйцев было побеждено и ослаблено, на волне этой победы возникло мощное молодое государство мокитуйцев, объединившее разрозненные народы-победители. Но этому процессу естественно воспротивились остряки, создавшие союз с побеждёнными в недавней войне симокитуйцами. Китуйцы, понимавшие, что дело идёт к очередной материковой войне, попытались создать союз с мокитуйцами. И какое-то время этот союз даже просуществовал, но возомнившие себя непобедимыми мокитуйцы решили победить всех сами.
   С неимоверным трудом, понеся неисчислимые потери и, конечно, с помощью ситуйцев, то есть остряков, матюки, они же китуйцы, все таки одержали победу, при этом прекрасно понимая, что следующими побеждёнными будут именно они.
   Все так и случилось. Остряки создали и возглавили ЕС (Единый Союз), в который вошли все когда-то побеждённые ими народы - и мокитуйцы, и симокитуйцы, и все остальные материковые народы. После этого сами остряки вышли из ЕС, чтобы управлять извне этим союзом побеждённых народов.
   Матюки пытались договориться с остряками и даже просили принять их в ЕС, но всё было напрасно. Война была неизбежна, потому что для остряков матюки были последним непобежденным народом. За сотни лет, что шла война на материке, все народы привыкли к тому, что остряки всегда были третьей стороной в любом конфликте. И на чьей стороне эта сила выступала, тот и побеждал.
   Остряки тоже к этому уже привыкли, поэтому и в этот раз не сомневались в своей победе. Они уже предчувствовали исполнение вековечной мечты единственного единого или единого единственного, что с их точки зрения было одно и то же, островного народа. Весь материк должен был стать для них одной большой колонией, мастерской,заводом, огородом, деревней, задним двором. Там другие народы должны были работать, трудиться и умирать, чтобы обеспечивать процветание избранного народа, народа господина на далеком прекрасном острове...
   В то же время остряки прекрасно понимали, что биться за исполнение своей мечты невозможно так же бескомпромиссно, как за собственное выживание. Поэтому их стратегической целью стало развязывание войны за выживание на материке между ЕС и матюками. У такой войны могло быть три варианта завершения. В случае победы народов ЕС мечта остряков могла осуществится. В случае победы матюков исполнение мечты просто откладывалось на неопределенный срок. И, наконец, в случае взаимного уничтожения ЕС и матюков в мире оставался только один остров, один народ с единым языком, единой историей, единой культурой, что тоже можно, конечно, рассматривать как несомненную победу остряков. В этом случае вся предыдущая мировая история стала бы предисторией острова, а гибель всех остальных народов рассматривалась как сопутствующий и, к сожалению, неизбежный ущерб.
   Остряки все просчитали, все предусмотрели, все продумали. Ни один из вариантов не сулил острякам ничего плохого, поэтому они начали эту последнюю, самую последнюю войну...
   Для начала  остряки соблазнили небольшую часть матюков  обещаниями лучшей жизни в составе ЕС. Соблазнённые матюки стали называть себя «настоящими матюками», сочинили новый язык, использовав для этого устаревший вариант матюковского языка, придумали свою собственную историю под лозунгом «Мы не матюки, матюки не мы!». Когда встречались два предателя, один приветствовал другого началом фразы «Мы не матюки!», а другой отвечал ему окончанием фразы «Матюки не мы!» После этого они переходили на привычный им матюковский язык. Отличались они от обычных матюков только тем, что предали свой народ, и больше ничем. Но сами они считали своё предательство свидетельством своей исключительности. В результате эта группа предателей стала считать себя лучшей частью матюковского народа.
   Остальные матюки смотрели на все это сквозь пальцы, ведь они и сами хотели бы в ЕС, но их туда не брали.