Возвращение в Ладакх

Наталья Коршун
Из Дели мы прилетели в Ладакх. Водитель такси, который нас встречал был молод, энергичен. Он сказал, что выступает Далай-лама Четырнадцатый, не хотим ли мы поехать? Его горячее
желание поехать туда передалось нам. Мы не думали ни минуты.
Собрание проходило под открытым небом в Бодхкарбе. Тибетцы удобно сидели прямо на земле.Чуть на возвышении сидел Далай-лама. Позднее через пару лет, я буду в Лхасе. Увижу трон Далай-ламы. Он находится очень высоко на высоте около четырех метров.Трон для медитаций. Ближе к богам. Сегодня он был ближе к тибетцам. Он говорил в своей манере.
Не повышая голоса, посмеивался. Тибетцы одобрительно поддерживали его. Далай-лама из своих рук передал белый шарф.Потом еще и еще. Коричневые тона одежды осветились белыми шарфами. Словно стая белых бабочек накрыло собрание. Легкая ткань оживала от дуновения малейшего ветерка. Тот, кто сидел в первом ряду брал шарф из рук Далай-ламы и передавал тем, кто был за его спиной. Шарфик был у меня в руках. Он хранится у меня по сей день как святыня Тибета. После перелета было приятно просто сидеть на земле. Нас никто не спрашивал кто   мы и откуда. Моя спутница сидела где-то в отдалении.
Из иностранцев нас было только двое. Прошло полчаса мирной беседы. Переодически раздавался сдержанный смех. Потом стали передавать доллары.
Один доллар оказался у меня в руках. Доллары передавали несколько раз, всегда по одному. Что это было? Ритуал. Какой-то символизм.
Свой доллар я отдала тибетцу, который сидел рядом. Он радостно взял его, улыбаясь так, как могут улыбаться только дети.
Для меня было достаточно.
Впереди был Лех. Мы не доехали до него, находились где-то на горной поляне. Через много лет моя спутница с укором напомнит мне эту историю.
Почему мы не подошли к Далай-ламе ?
Четкого ответа у меня нет. Это была индийская часть Тибета. Мне пора было уходить. Было немного грустно. Я прикоснулась к истории народа Тибета. Практика медитаций сегодня используется во многих народах мира. Как благословение этой встречи я купила бирюзовую нитку бус. За символическую цену. Можно считать ее просто подарком от богов и духов Тибета.
Мне нужно было в монастырь Ламаюру и озеро Пангонг-Цо.
Это был сентябрь 2010 года.