Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта. 4

Александр Корень
Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта. 4

В этом материале  будет рассмотрен второй параграф главы 4. Учения о познании.
Вторая ступень: рассудочное познание. Его содержание: понятия; его форма: категории.
- - -
«Познание состоит в синтетических суждениях априори, а всякое суждение есть связь понятий».
Обратимся к словарю:

Позна;ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности.
Познание — основной предмет гносеологии. Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.

Понятие – это:
1. Логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-н.
2. Представление, сведения о чём-н.


Из определения видим,  что понятие сложная мыслимая конструкция, которая выражает образ, даёт представление о предмете , исходя из общественного или индивидуального понимания. Процесс формирования понятий постоянно продолжается. Изначально само понятие является также плодом рассуждения.


-
Сужде;ние
1.Мнение, заключение. "Высказать своё суждение"
2.В логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта).

Предикат здесь выступает как одно или несколько  понятий априори. (соб.)
-
Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.

Получается, что рассуждения  о предмете формируют конкретное суждение о нём, которое и представляет понятие, которое становится плодом взаимосвязанности и взаимообусловленности представлениё о предмете.(соб.)

В итоге имеем, что понятие – это результат сложной мыслительной деятельности. Для всей массы людей понятия приобретают характер априори, но уже на основе общественного их признания и передачи в практике социального общения. Так и возникает априори качество понятий, но формирование их проходит через сложный социальный процесс. (соб.)
- - -
Кроненберг: «Для того чтобы познавать вещи надо иметь прежде всего понятия, формирование которых относится к области рассудка».

Полагаю, что познание строится на  общественно усвоенном составе и формате понятий, которые  на основе веры принимаются в режиме  априори познания, составляющего культурно-языковую область знания. (соб.)
- - -
Словари:
-
Созна;ние — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий собственной жизни и событий внешнего мира , а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события[1].

Сознание
в широком смысле — «психическое отражение действительности
 а в узком смысле —функция мозга, осмысливающего и отражающего действительные и воображаемые образы действий, вещей и отношений в развитии, а также регулирующая их на основе самоконтроля , рефлексии, языка и речи..

Полагаю, что прежде всего,   сознания следует рассматривать  как функцию – свойство мозга человека, которая и обеспечивается его психическим устройством, раскрытым в данных определениях сознания
-
В сознании можно выделить три основные сферы: культурную, эмоциональную и волевую.
 
Частью сознания является самосознание как способность человека осознавать внутренний мир, состояния сознания — чувства, мысли, эмоции, оценка своих действий интересов и волевых устремлений.
 Дугой частью является предметное сознание, направленное на внешние явления.

Психика человека включает и бессознательное как совокупность психических процессов, не поддающихся контролю со стороны сознания.

-

Рассу;док —
 часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения.
Способность составлять суждения (по Канту, относка словаря) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории.
 Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Важными характеристиками рассудка являются:[3]
строгое отделение понятий друг от друга
способность правильно классифицировать воспринимаемое,
непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Рассудок следует отличать от других форм сознания — самосознания, разума и духа.
 Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. (часть определения, противоречащая контексту определения)

Надо рассмотреть и определения самосознания, самопознания, разума и духа. (Вкпд)

Самосозна;ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. На жизненном пути личности как субъекта культуры и жизни в целом происходит постепенное осознание и освоение диалектической связи сознания и самосознания человека, которое является важным условием выработки и определения стратегии жизни.
-
Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной. (Фоксфорд)

-
Ра;зум - способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения[3].

Разум  в философии выражает себя в принципах, идеях и идеалах.

 Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.

Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении,

то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия.

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком.

В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум есть продукт работы мозга, является главенствующей.

-
Рефлексия  — понятие, охватывающее явления и концепции, относящиеся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.
-
Дух выступает как сочетание психофизических качеств человека или коллектива.(соб.)
-
Душа – личностная организация культуры человека. (соб.)

- - -
В результате рассмотрения сформированных понятий мы можем сказать, что знание выступает  продуктом общественного познания, а словарный запас и образы принимается людьми на основе веры на условиях априори признания. Первоначальное их усвоение человеком происходит через овладение языковым словарям с правилами его использования в мышлении и социальной коммуникации.

И вернёмся к  рассуждениям Кроненберга.

«Понятие состоит в синтетических суждениях априори, а всякое суждение есть связь понятий», и это утверждение мы признаём.

«Понятие возникает следующим образом: в целой группе чувственных предметов или явлений устанавливаются их главные или существенные признаки, а совокупность этих признаков получает какое-нибудь название»

Для утверждения закономерности этого подхода приводится пример  с различными столами разной формы и на разном количестве ножек, затем происходит отвлечение от этих предметов их существенных признаков и образуется понятие о столе вообще. Но в этом примере абстрагирование  идёт уже от целого ряда столов к  общему названию или основной этих предметов. В примере со столами следует исходить от функции стола как потребности, его основного качества. Эту функцию и надо рассматривать,  и развивать в ценностно-полезном направлении. Такое личное мнение. В одном случае речь идёт об определение вида предметов, в другом познание идёт от функциональной потребности или её воплощении в предмете. Здесь дополнительные элементы служат развитию конструкции или функциональности: стол письменный, стол рабочий для разных занятий, стол верстак в том числе, стол на козлах.

«Образуя понятие , человеческий ум действует свободнее, нежели  чем при получении чувственных восприятий. Во втором случае он является в страдательной роли, тогда как в первом случае – в более активной, действующей роли; при составлении понятий человеческая познавательная способность проявляет  уже собственную инициативу.

Способность такой самодеятельности вполне отличается от способности простого восприятия и называется рассудком. Чувственность даёт нам  получать ощущения и впечатления, а рассудок позволяет образовывать понятия. Эти способности связаны и  представляют две последовательные  ступени познания. Созерцание без понятия слепо, т.е. не приводит ни к какому знанию, а понятие без созерцания пусто, бессодержательно».

В одних условиях мы характеризуем и квалифицируем ситуацию, рассматриваем её в сформированном понятийном аппарате, и только в другом случае, когда появляется потребность, анализируем обстоятельства и формируем понятия в виде причин появления, формы и вида предмета или явления-следствия, а также их функциональности и потребности.  Итогом является языковое опредметчивание.

«Суждение состоит из двух и более понятий»

Задаётся вопрос, «откуда же, в таком случае, взялось у человека представление о необходимой связи каких либо явлений. Единственно возможный ответ на этот вопрос будет  тот же, который был дан при определении сущности представлений пространства и времени, то есть что понятие о причинной  связи вещей не отвлекается от предметов или явлений внешнего мира, но принадлежит самой познавательной способности человека и приносится этим последним в вещественный мир. Подобно тому как пространство и время  являются чистыми формами чувственности, так эти связывающие понятия в суждениях, называемые у Канта по примеру Аристотеля, категориями, представляют чистее формы рассудка».

С последним сложно согласится в виду объективного существования пространства и  всего лишь априорного представления о времени, выходящего из ошибочности суждений о времени. У него есть лишь категория идеальной ошибки априори, которая соразмерность процессов  выдаёт за физическую категорию, тогда как время можно отнести лишь к математической категории. Здесь приходится повторяться, ибо исходный материал этого знания ни не несёт, ни отражает.

«Понять что-нибудь значит установить правильную и прочную связь понятий при помощи категорий. .. Кант установил таблицу категорий, причём четыре главные категории из них разделяются каждая на три второстепенные. Но  все эти категории легко сводятся к одной – к категории причинности. Впрочем, в ряду с этой последней категорией можно поставить в яду и категорю субстанции и и акциденции, то есть принадлежности одного понятия к другому по признаку. Эта категория применима там, где дело идёт о соотношении какого-либо предмета и его свойств и качеств, например при  сочетании понятий – «дерево» и «зелёный цвет» в суждении дерево зелёного цвета».

Кант выделил такие категории:
качество (реальность, отрицание, ограничение),
количество (единство, множество, цельность),
отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие),
модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность,необходимость и случайность).

 «Каково бы не было число категорий, несомненно одно: что мы не отвлекаем их от вещей, а сами их туда приносим. Они принадлежать нашей познавательной  способности и являются чистыми формами, посредством которых рассудок приводит в порядок наши чувственны восприятия. Но форма и содержание неизменно связаны вместе, только путём рефлексии их можно разъединить, а поэтому категории имеют смысл лишь в применении к данным опыта; там, где прекращается область наблюдения и исследования, где предметы недоступны опыту, - должно устранить  и применение категорий. Обратное утверждение тоже верно, то есть опытные знания возможны только посредством категорий, потому что узнавать что-нибудь не значит только получать  впечатления, но и приводить их в порядок, в разумную связь».

И этот процесс нужен и служит наведению порядка в мысленном пространстве. У мысленного же пространства есть множественность функций, формирующие образы развития предметов, явлений, процессов и отношений, которые, наполняя жизнь людей своими свойствами и функциями, искусственно развивают их потенциальные возможности, изменяют порядок и организацию жизни, ведут её в итоге к революционному преобразованию и к новому общественному порядку.

«Совокупность отдельных знаний, связанных между собой различными соотношениями, образуют целые системы или науки. Те суждения, которые отличаются большой общностью, получают название законов. Вся же совокупность познаваемой действительности, поскольку она подчинена законам, называется природой. Великие законы природы – это суждения, в которых общие категории  применяются к общим знаниям, например: «Всё существующее находится  в причинной связи одного с другим»; или: «В смене явлений бытия вещество или субстанция остаются без изменения. Итак, законодателем природы  является человек, говоря точнее, человеческий разум знаниям, например: «Всё существующее находится  в причинной связи одного с другим»; или: «В смене явлений бытия вещество или субстанция остаются без изменения. Итак, законодателем природы  является человек, говоря точнее, человеческий разум».

О последнем, о человеке надо сказать, что и сам он является элементом развития природы, творением Бога и продолжением его дела творения мира. Эту ношу он и должен нести на себе, не забывая о своём основном предназначении.