Дорожите дружбой

Эльмира Азизова
Старушка медленно приблизилась к скамье у подъезда и пристроила на ней свою авоську, из которой выглядывали буханка черного хлеба и пакет молока. Постояв немного, она подошла к металлическому ограждению и стала придирчиво осматривать свою маленькую клумбу, на которой были заметны  тянущиеся вверх бутоны ирисов разных цветов, готовые распуститься.
К подъезду подошла вернувшаяся из школы соседская девочка. Сегодня она была почему-то  одна. На значительном расстоянии от нее шла Марина, ее подруга, жившая в соседнем подъезде.
-Здрасти, баб Даша.
Словно нехотя, поздоровалась девочка и попыталась прошмыгнуть мимо старушки, но тут посыпались вопросы:
-А вы чего сегодня врозь? Поссорились? Неразлучные две подруги. Что же не смогли поделить?
Но девочка не собиралась раскрывать ей душу  и ,пожав плечами, исчезла в дверях подъезда.
Позже, сидя на кухне и попивая чай, баба Даша задумалась, глядя в окно.
Девочки дружили с той поры, как совсем маленькими стали вместе играть в песочнице под присмотром своих мам. И вот на тебе!
Старушка долго просидела в раздумьях у окна. Жила она одна и торопиться ей было некуда.
Услышав звонкие голоса мальчишек, она пригляделась: не собираются ли они озорничать на ее крошечной клумбе. Но те только на минуту остановили рядом велосипеды и снова продолжили свой путь.
 И тут старушку озарила мысль.
Добавьте описание

Бабу Дашу знали и любили все в доме. Она была приветлива и со взрослыми и с детьми.
Старушка была безотказной и старалась помочь всем, чем могла. Ее часто можно было увидеть во дворе с детской коляской, где сладко посапывал малыш, пока его мама бегала в магазин.
Поэтому жители дома старались помочь и ей, если  в этом была необходимость.
Баба Даша знала, что обе девочки в послеобеденное время ходят в художественную школу. Воспользовавшись этим, она решила, не откладывая,  осуществить свой замысел.
Увидев возвращавшихся порознь из художественной школы девочек, она окликнула их и попросила помочь ей отнести в квартиру ее сумки с продуктами, которыми она запаслась на рынке.
Когда девчушки занесли сумки в квартиру и собрались уходить, баба Даша стала настаивать на том, чтобы они составили ей компанию и попили чай с пирожными и конфетами.
Слабая попытка отказаться от чаепития не увенчалась успехом, и девочкам пришлось остаться, чтобы не обидеть отказом гостеприимную старушку.
Тем временем баба Даша достала из ящика комода свой фотоальбом и показала девочкам черно-белую фотографию, на которой были изображены две деревенские девочки в платочках.
-Это я и моя Лариса. Мы с ней выросли вместе и были всегда неразлучны с самого детства. Почти как вы обе. За короткое время нашей дружбы мы поссорились только один раз. И это произошло по моей вине.
Нравился мне один парнишка из нашего класса. Он сам тоже не скрывал симпатии ко мне. Только прятала я чувство к нему в глубине своего сердца. Но разве можно утаить такое от близкой подруги? Поделилась с ней. Крепко обняв, Лариса шепнула мне, что Андрей хороший парень и она рада за меня.
Но прошло несколько дней и я увидела , как Лариса о чем-то шепчется с моим парнем. Стоят оба довольные, веселые и о чем-то переговариваются. Вскипело у меня все внутри. Рванула я домой, не оглядываясь. А мы ведь всегда шли домой с Ларисой. Она догнала меня и с удивлением спросила, почему я ее не дождалась. А я зареванная, вся в слезах. Выпалила ей, что думаю о ней, и ,обойдя ее, почти бегом отправилась домой.
Несколько раз порывалась Лариса поговорить со мной, но я не желала ее слушать. Ни ее, ни Андрея. Так пролетело пару дней.
Лариса была таким человеком, который не мог оставить непонятную ей ситуацию, не разобравшись в ней.
Однажды я собиралась выйти из класса после окончания уроков, как Лариса встала в дверях и заявила, что не выпустит меня, пока не объяснится.
Оказалось, что Андрей обратился к ней с просьбой посоветовать, что подарить мне на день рождения, который должен быть в следующем месяце.
Вначале я оторопела. С трудом верилось в услышанное. Тогда Лариса сказала, что позовет Андрея, ожидавшего в коридоре, для подтверждения ее слов.
И я ее простила. Сначала, конечно, расплакалась.
Знала бы я, сколько раз позже вспомню про этот случай с сожалением о том, что усомнилась в верности своей любимой подруги.
Баба Даша вдохнула и продолжила свой рассказ.
В ту пору нам было по шестнадцать лет.  Дело было осенью. В тот год она выдалась теплой, пестрой и красивой. Воздух был полон свежести, которую оставил после себя грибной дождик.
С корзинами в руках и с узелком с едой мы отправились в лес, где пахло опавшей листвой и грибами. Мы-это я, вместе с Ларисой и ее отцом.
Не успели мы углубиться в лес и покрыть дно корзины грибами, как услышали выстрелы в чаще леса. Дядя Коля велел нам остаться на месте, а сам отправился посмотреть, кто промышляет в лесу, ведь охотиться в наших лесах можно было не на всякого зверя.
Устроившись за кустом барбариса, мы с Ларисой с нетерпением стали ждать вестей от дяди Коли. Вскоре он появился. Лицо его было очень встревоженным.
Заметно волнуясь, он сказал, что поход по грибным местам на сегодня отменяется и велел отправиться в деревню и сообщить егерю о браконьерах, которые охотятся на косуль в ельнике.
Спрятав корзины в укромном местечке, мы с Ларисой помчались в деревню. На нашем пути встало болото. Долго не раздумывая, Лариса направила к нему свои шаги и остановилась.
-Лариса, даже не думай, твой отец велел нам не приближаться к болоту. Пожалуйста, не дури. Пойдем в обход.
-А если браконьеры убьют его, пока мы будет добираться в деревню в обход? Если хочешь, можешь пойти в обход сама. Через трясину нужно пройти каких-то двести метров. Я пойду одна.
Болото протянулось у самого края леса, разделив небольшой его участок на две половины. Непролазные топи протянулись далеко. Вместо плотной земли простиралась густая жижа, готовая поглотить любого, кто угодит в нее.
...Лариса была отчаянной девушкой. Осмотревшись по сторонам, она выломала несколько длинных жердей, выбирая среди них покрепче. Даше не оставалось ничего, как последовать за подругой, ведь бросить ее одну она не могла.
-Дашуля, иди за мной след в след и не бойся. Я тут не один раз ходила с отцом и знаю эти места.
Лариса направилась по топкой хлюпающей трясине к высоким елям, виднеющимся вдали.
Подруги благополучно миновали половину пути. Впереди стали чаще появляться кочки, заросшие высокой травой, что говорило о близости твердой почвы.
Девушки передвигались медленно, не торопясь, ведь один неосторожный шаг в сторону и можно оступиться и угодить в яму.
Лариса уверенно шла вперед, когда с ближайшей кочки с громким кряканьем взлетела дикая утка.
Добавьте описание

 Это произошло так неожиданно, что девушка вскрикнула и оступилась, потеряв под ногами тропу. Длинная жердь осталась в стороне, а Лариса  завязла в булькающей жиже, которая медленно стала ее затягивать.
-Лариса!
С отчаянием крикнула Даша, заметив, как подруга в панике стала метаться и от этого ее затянуло уже почти до плеч. Кругом была  безжалостная топь, которая при любом неверном движении готова была поглотить девушку с головой.
-Лариса! -Даша попыталась вытянуть из жижи шест, чтобы помочь подруге, но ей это не удавалось. Тогда она протянула подруге руку.
-Даша, помоги!-Проговорила та в отчаянии и ухватилась за ее руку. Но, понимая, что это ей не поможет, взглянула на подругу умоляющими глазами  и, пытаясь выбраться из цепких рук трясины, тянущих ее вниз, рванулась из последних сил:
-Дашка, я не хочу умирать. Пожалуйста, помоги мне. Даша. Да…
-Лара! Ларочка! Лара, не уходи! Лара!
В ответ только булькнула вязкая поверхность, под которой скрылась с головой ее подруга.
Даша долго смотрела на то место, где навсегда исчезла Лариса, борясь с желанием броситься туда вслед за ней. Ей казалось, что та сейчас вынырнет, как это бывало при купании на реке, но чуда не произошло.
Размазывая слезы по грязному лицу и осторожно прощупывая под ногами зыбкую почву, она сжала побелевшими пальцами шест и осторожно пошла к берегу, заросшему высокими елями.
…Даша свернула на свою улицу и , пошатываясь, пошла по ней. Встречные что-то говорили ей, о чем-то ее спрашивали, но она ничего не слышала. Вытирая глаза рукавом перепачканного болотной грязью платья, она направлялась к своему дому.
Отец заметил ее еще издалека. Он возился в моторе своего УАЗа. Рядом стоял  сосед, о чем-то расспрашивая его. Вытирая руки куском замасленной тряпки, он быстрыми шагами пошел навстречу дочери.
Даша бросилась к нему  и, налетев на него с разбегу, заголосила на всю улицу:
-Папка! Ее нет! Нет Лариски! Ее болото забрало к себе! Папка! Я не смогла ей помочь!
-Что? Что ты говоришь такое?-Побледнев от услышанных слов, произнес ее отец.
-А Николай? Где Николай?
-Там… Там браконьеры. Он послал нас за егерем. Велел идти в обход. Но Лариса пошла по болоту! Меня не послушала.
Когда браконьеров посадили в машину, Николай обратил внимание на то, что мужики прячут глаза и покашливают, глядя в сторону. Это его насторожило.
Подъезжая к своему дому, он заметил людей, стоявших возле деревянных ворот и растерянно взглянул на соседа:
-Василий, ответь мне, что случилось?
-Коля, крепись!…
…После похорон Даша не смогла остаться на поминках. Она прошла в сад и там долго стояла, застывшими глазами глядя в одну точку. Потом ее взгляд остановился на кусте малины. Совсем недавно они собирали тут ягоды, и Лариса, смущаясь, призналась ей в том, что любит ее брата, Сергея.
-Ой, Лара! Так это хорошо! А давай скажем ему?-Обрадованно сказала тогда ей подруга.
-Ты что? Как это, скажем?-Смутилась Лариса.-Нет. Не скажу я ему. Чтобы он насмехался надо мной?
-Что ты, Ларочка? Я хочу, чтобы вы были в дальнейшем рядом со мной и оба были счастливы! Представляешь, потом у вас родятся дети, мои племянники!
Даша поежилась и на непослушных ногах направилась к дому. Проходя мимо сарая, она услышала доносившиеся оттуда глухие, лающие звуки. Открыв дверцу, увидела рыдающего брата, лежавшего на куче сена в углу сарая.
-Сережа, что случилось?
Каково ей было узнать, что брат был давно влюблен в Ларису. Не решаясь открыться ей ранее, он собирался сделать это на выходных, проводив ее после танцев домой.
После окончания школы Сергей пошел учиться в летное училище. После его окончания он собирался поступить в институт. Приезжая на каникулы, он выслушивал вопросы матери о женитьбе и всегда отвечал отказом. Сестре он признался, что в его сердце навсегда осталась Лариса.
...Это произошло после свадьбы Даши и Андрея. Отгуляв свой отпуск, Сергей собрался уезжать. Словно предчувствуя что-то, мать стала просить его остаться. Бросить самолеты, вернуться в деревню и устроиться на работу в колхоз. Пообещав подумать и приехать в ближайшее время, Сергей уехал.
Прошел месяц. Однажды ночью Даше впервые за столько лет приснилась Лариса. Была она очень веселой. Ее глаза лучились от счастья. Она рассказала подруге, что у нее дорогой гость. Даша вглядывалась в лицо незнакомца, но не могла разглядеть его. В какой-то миг мужчина вышел из тени, и Даша узнала своего брата.
Лариса и Сергей, улыбаясь, глядели друг на друга и, взявшись за руки, отправились к сверкающей под солнцем глади озера по цветущему лугу, утопая в высокой траве.
Даша проснулась с криком и в холодном поту. Готовое выпрыгнуть из груди сердце бешено колотилось в груди.
Еле дождавшись рассвета, с самого раннего утра она отправилась к родителям и рассказала отцу о своем сне, умоляя позвонить брату на работу и узнать, все ли у него в порядке.
 Мать уже была на утренней дойке на ферме, и Даша решила ее не волновать.
Но Василий не придал значения просьбе дочери, посчитав, что это всего лишь сон и не стоит придавать ему значения. Позже он пожалел об этом не раз.
Вскоре в новостях по телевизору они услышали репортаж  о том, что в тайгу рухнул самолет АН-2. Погибли оба пилота. Вторым пилотом был брат Даши, Сергей.
Хоронили в закрытом гробу. По просьбе Даши останки Сергея похоронили рядом с пустой могилой Ларисы, ведь тело ее в трясине найти не удалось.
-Я часто вспоминаю наши детские шалости с Ларисой. И по сей день перед моими глазами стоит ее лицо, вымазанное в болотной грязи, лицо, которое в считанные секунды исчезло из виду. А ведь она так хотела жить…
Баба Даша с грустью взглянула на девочек, вытирая покатившиеся слезы из маленьких глаз, затерявшихся среди паутины морщинок.
-Дорожите своей дружбой, девочки. Поверьте мне, не стоит ссориться из-за мелочей. Все люди разные. И относимся мы к тому, что вокруг нас , тоже по-разному. Но дружба должна быть превыше всего. Дружбой нужно дорожить. Попытаться понять и простить друг другу мелочные ошибки и слабости. Никто не знает, что ждет нас завтра. Сегодня мы окружены людьми, а завтра может случиться так, что останемся одни. А это очень страшно и горько.
Утром следующего дня баба Даша видела из окна, как Рита и Марина отправились вместе в школу, улыбаясь и эмоционально рассказывая что-то друг другу.
Старушка вздохнула. Она выполнила свою миссию.
  Зазвонил домашний телефон. Баба Даша подошла к шкафу в углу комнаты и сняла трубку:
-Алло! У меня все хорошо, Лариса. Не беспокойся обо мне. Нет, я не скрываю от тебя ничего, дочь. Как Сережа? Не звонил? Значит, приедет скоро. Он ведь уже взрослый парень.
Поговорив с дочерью, баба Даша положила трубку и несколько минут рассматривала стоявшую на журнальном столике фотографию в рамке, где были изображены она и Лариса. Они сидели на лавочке перед домом и над чем-то смеялись, глядя друг на друга.
На фото они были совсем юными. Такой и осталась Лариса в ее памяти…
Дорожите друзьями! Берегите друзей!
С ними путь веселее и небо светлей.
Ничего нет теплее надежной руки,
Ведь с друзьми от Бога мы сильны и крепки.