Назови моё имя!

Стёпа Книгг
Приближалась Пасха и как многие другие, я отправилась привести в порядок могилы родственников. Кладбище у нас большое и старинное, ему более двухсот лет. Приехала утром, чтобы все успеть. К обеду и другие горожане стали подтягиваться. Вскоре стало довольно людно, встретила пару знакомых.

Так как семья у нас большая, то и могил много. По заведенному семейному порядку уборку и покраску начинали с более свежих захоронений и заканчивали самыми старыми, находящимися в зарослях густой сирени. Работа двигалась довольно споро, и я стала перебираться в старую часть. Время давно перевалило за полдень.
Решив немного передохнуть, присела у стола рядом с могилой своей прабабки. Машинально посмотрела на фотографию – строгое лицо, ни тени улыбки, белая косынка на голове. В сиренях стояла почти абсолютная тишина, никаких посторонних звуков. Даже голоса мимо проходящих, казалось, глушатся в этом месте.

Раньше мне здесь нравилось как раз из-за тишины и одиночества. Сейчас мне стало впервые не по себе. Чужой злой взгляд уперся мне в спину. Обернулась – никого. Да дорогая, нервишки то шалят. Я приступила к работе, причем самой не любимой – уничтожение поросли сирени вокруг.

Когда я наконец закончила, то заметила, что вокруг никого нет и я, кажется, осталась на погосте одна. В близком присутствии пусть и незнакомых людей есть некое успокоение, мол ты не одна тут, бояться нечего, это всего лишь могилы. Но вот, я осталась одна и страхи с суевериями захватили меня с головой.
Я поторопилась с уборкой, отметив, что поднимается сильный ветер, тучи опускаются все ниже. Скоро начнется дождь.
Но я ошиблась, случилась жуткая гроза. Сначала громыхнуло так, что хотелось пригнуться. Молнии рассекали небо освещая все вокруг, первые тяжелые капли дождя упали на землю. Не успела я собрать вещи, как на мир обрушился ливень. Гремело так, что мне показалось, что небо рухнет прямо на меня. За пару секунд я полностью промокла до белья.

Я поспешила к машине, оставленной на стоянке. На землю внезапно опустились сумерки, телефон был в сумке, не стала его доставать, чтобы посмотреть время. Почти бегом я спустилась с пригорка и в полумраке сиреневых зарослей поняла неприятную вещь – я заблудилась.
Всегда ходила одной и той же тропкой, мимо одних и тех же могил. За столько лет я ни разу не сбилась с пути. До сегодняшнего дня. Я заметалась среди могил, паника полностью меня поглотила, не могла выбраться из этой ловушки. Ходила кругами и постоянно возвращалась к одному и тому же старому захоронению без имени.

Дождь лил только сильней, ноги увязали в глине, так как почва здесь сильно глинистая и постоянно скользили, и я едва не падала. У меня начиналась настоящая истерика, я не могла выбраться с кладбища вечером. То, что наступил вечер я поняла темноте, укутавшей погост. Дождь стих, срывались отдельные холодные капли. А я все так же бродила среди могил.
Кстати, телефон я достала, но он мало чем помог – он даже не включился, стал бесполезным куском пластмассы. Сил у меня почти не осталось, я устала и промокла.

Вдруг мне показалось, я кого то увидела. Точно, парень с девушкой идут по тропинке среди сирени. Ура! Сюда забрели экстремалы, которые меня отсюда выведут. Я кинулась за ними, и бежала пока не заметила странность. Я никак не могла их догнать, вроде вот они, а все никак. Остановилась я только когда поняла, я попала в ловушку. Место незнакомое совершенно, могилы старые и большей частью заброшены. У одной стояла та девушка, которую я пыталась догнать, парня же нигде не видно, да и был ли он.

— Девушка! Помогите мне, я заблудилась. – со слезами просила я подходя ближе. Она же молча продолжала стоять в тени кустов. – выведите меня хотя бы просто на центральную аллею.
В ответ то ли ворчанье, то ли хрип. Подошла почти вплотную и буквально у меня кровь застыла в жилах. Я не особо пуглива была, да и фильмы ужасов меня особо не пугали. Прямо передо мной стояла мертвая девушка, то, что она мертва я поняла сразу. Неестественно бледное лицо, синие бескровные губы, на шее глубокая черная рана, одета в скромнее свадебное платье. Мое сердце ухнуло в пятки, когда покойница посмотрела прямо на меня.

Вот то что я испытала, не могу описать словами, но врагу такое точно не пожелаю. Я глазам своим не верила, от страха у меня зуб на зуб не попадал. В нос проник этот мерзковато сладковатый запах разложения. Взгляд зацепился за платье – полуистлевшее, старинного кроя.

В следующее секунды все произошло слишком быстро – покойница мгновенно оказалась рядами, схватила мертвой хваткой меня за предплечье. Хотела заорать во все горло, но их горла вырвался лишь хрип. Вырваться не получалось, держала крепко. Она словно рассматривала меня своими черными страшными глазами.
— Назови мое имя!. – раздалось в голове, и хватка ослабла, меня словно пушинку швырнула куда назад.
Падая, я больно ударилась спиной и головой, на этом мое создание не выдержало, и я отключилась.

***
— Эй! Ты живая? – кто-то толкнул меня ботинком в бок. – вот пьянь, а вроде молодая.
— Сам ты пьянь, — проворчала я. Да, головой я приложилась об чей то памятник знатно, все лицо в крови.
— Напал кто?
— Может быть, ни сумки, ни телефона. Вот только шишка на пол башки. – ответила я.

Передо мной стояли представители закона. Один помог встать и проводил до скорой, которую они же и вызвали. Моя машина, кстати, так и простояла всю ночь на стоянке.
В больнице при осмотре я увидела этот след от руки – черный синяк по форме кисти человека. Врач, увидев мою руку нахмурился и отправил меня на рентген. Перелома не было, но сильный ушиб присутствовал. Провела я тут пару дней и после выписки поехала домой. Жила я одна, но едва переступила порог, выяснилось, что ко мне примчались сразу все.

Польза от нашествия родственников, несомненно, была, наготовили, убрали, помыли. К вечеру наконец в квартире осталась только я и двоюродная сестра Ирка.
— Ложись со мной, — попросила я ее. В больнице я просила не выключать свет.
Едва мы улеглись, сестра мгновенно уснула, а я таращилась в потолок. Видимо грань между сном и явью я незаметно проскочила. Слышу ровное дыхание сестры, какое-то шуршание у стены. Я вижу ее, она стоит рядом с кроватью и смотрит на меня злым взглядом. Опять этот смрад, который не перебить никакими ароматами. Покойница тянет ко мне руки. Я кричу и просыпаюсь.
— Тихо, тихо. Успокойся, — это уже меня успокаивает сестра.
Меня сильно трясло, зубы отстукивали странную мелодию о края стакана. Почему она ко мне прицепилась? Рука на кофте задрался, и моя сестренка увидела эту черную метку.
— Что это? – тихо спросила она.

Пришлось ей все рассказать, как было. Заявление в полицию я писала, но конечно я там про покойницу не упоминала. До утра мы обсуждали ситуацию, размышляли.
— Может ее убийца не пойман и жив? Вот она и бесится.
— А я думаю в другом дело. – ответила я.
У меня действительно появилась одна мыслишка. Утром я попросила Иру связаться со своим одноклассником, который работал в полиции. Юра пригласил их в кабинет, чтобы я спокойно все объяснила.
— Понимаешь, там есть памятник, на нем нет имени. То ли стерлось от времени, то ли сбили. Так вот, мне нужно узнать кто она. Точно знаю одно – ее жестоко убили. – скороговоркой сказала я.
— И как я это должен узнать?
— Ну кто из нас следователь?
— Хоть покажи, где могила. А то это как искать в стогу иголку.

Мы отправились на погост, в сопровождении людей я не боялась. Когда проходили мимо женщин, продающих цветы, ко мне обратилась старушка.
— Она у тебя за спиной стоит. Связаны вы теперь, — сказала она.
— Вы о чем?
— О том, что покойница за тобой ходит. Метка на тебе черная. – так же спокойно ответила старуха.
У меня мурашки по всему телу, ладони вспотели, а ноги предательски задрожали. Откуда она про метку узнала?
— Откуда вы знаете? – спросила я.
— Вижу просто. А ты правильно думаешь. Без имени жить то не по-человечески, а мертвому и подавно. Не помянет никто, не вспомнит, так как имени нет. – с грустью сказала старушка. – таких тут много, но не всем везет.
Тут меня окликнула сестра и я пошла к ним. Немного покружив по кладбищу, я наконец то нашла ту старую могилу, где все случилось. Кстати, следы моего падения до сих пор были видны. Мы осмотрели всю могилу и нигде не нашли имени или таблички.

Юра вернулся на работу, а мы поехали в архив, Ирка предположила, что возможно есть какие-то списки захоронений от основания кладбища. И она оказалась права. Раньше был не просто план кладбища, а подробно расписанная схема. Нам удалось сделать копии вполне приличного качества. Было трудно сориентироваться, потому как привыкли к современному виду кладбища.
Потратив несколько часов, мы ее нашли и в этот же момент позвонил Юра с новостями. Вечером встретились у меня. Предложила чай, но глянув на горящие в нетерпении глаза следователя, вздохнула, приготовилась слушать.

— В общем ты оказалась права, правда дело не просто старое, а древнее. – начала рассказывать следователь.
— Не тяни кота за хвост! —не выдержала я прелюдии.
— Пришлось напрячься, чтоб дело найти. Дело до революции случилось. У одного местного жителя дочка пропала, нашли девицу с перерезанным горлом на каком то пустыре, где ее не должно быть. Спустя пару недель еще один труп неподалеку и та же картина. Нашли душегуба случайно и ну и суд, конечно, был. А он то оказался сыном богатого купца. Только кончилось все плохо, душегуб сам себя порешил, призраки ему мерещились. Так сказать, отомстила с того света. – договорил Юра. – и звали ее...
— Анастасия Потаповна Звонарева – закончила я
— Откуда ты узнала? – обиженно спросил Юрик
— Мы и не знали, как она погибла, только имя узнали.
— Ладно, делать то, что будете.
— Увидишь.

***
Мы отправились в мастерскую по изготовлению памятников, где и заказали табличку с именем покойной и пару ваз для цветов. Там, в густых зарослях сирени мне стало спокойно и уютно. Да, да, именно уютно. Я все сделала правильно.
Метка мертвеца пропала через несколько дней. Мне пришла в голову очередная интересная мысль, которая перешла в нечто большее. Конечно, это стоило нервов, сил и затрат, но оно того стоит.
Мы создали фонд, который сейчас уже спонсируют частные лица, в том числе. Наша задача розыск имен на безымянных могилах. Порой это сложно, но везде мы встречаем помощь.
Человек не может жить без имени, он просто деградирует, не осознает себя. А представьте безымянная могила покойника. Хорошо если еще кто, то есть из родни, а если нет? И нет покоя мертвецу, не поминают его и не помнит о нем никто.
Вот таким делом мы с сестрой теперь замаемся, возвращаем Имена.