Локация на озере

Валерий Басыров
ЛОКАЦИЯ НА ОЗЕРЕ

Ироническая комедия с продолжением.
Часть первая

Действующие лица:

Авет Амурян, армянин
Абель Блюм, еврей
Абу Вахитов, крымский татарин
Ангелос Ириникос, грек
Евгений Петров, русский
Ультийер Семан, чуваш
Валентина Соломко, украинка

Кабинет главного редактора

Авет Амурян был недоволен:
— Сценарий жиденький…
— Жиденький?! — хором переспросили сотрудники журнала.
— Вроде бы всё предусмотрели, — пробурчал заведующий отделом Абу Вахитов.
— Всё, да не всё, — возразил главный. — Что это за юбилей? Помещение… Столы… А давайте сменим локацию и выедем на озеро? Пригласим на праздник журнала его авторов, редсовет…
Кто мог возразить шефу? Тем более что он взялся организовать выезд, достать снасти для рыбалки. А когда Амурян заверил, что лучше его никто не сможет приготовить шашлык, в знак согласия развели руки…

К путешествию готовились все — шесть мужчин и единственная в этой компании женщина, ответственный секретарь журнала. Закупали мясо, мариновали его. Не забыли про овощи, напитки, приманку и наживку для рыбной ловли… Решили устроить соревнование на лучший шашлык и самую большую пойманную рыбу.
В намеченный день интернациональная компания прибыла на лесное озеро.

— Шо могу сказать за рыбалку? — рассуждал Абель Блюм. — Главное — прикорм, ну и, конечно, на десерт такой себе миниатюрный закусон для изящной рыбки…
— Рыбка, рыбка… — хитро улыбнулся Авет. — Когда попробуешь мой шашлык — забудешь обо всём… Он будет мягким и нежным, как девушка в лунную ночь перед свадьбой.
— И в лунную ночь её съест армянин, — обронил Евгений Петров.
— Какой ты непонятливый, — обиделся Авет. — Кто же девушку будет есть? Её любить надо.
К разговору присоединился Ангелос Ириникос:
— А я сделаю сувлаки…
— Что это за блюдо? — поинтересовалась Валентина Соломко.
— Греческий вариант шашлыка, — объяснил Ангелос, — по особому рецепту. Главная роль в этом блюде отводится маринаду. Его составляющие — уксусы, вина, фруктовые соки, чеснок, лук, соль, перец, базилик, хмели- или уцхо-сунели, паприка, кардамон, шафран, гвоздика, орегано, мускатный орех, лавровый лист, имбирь. Иногда добавляются сахар, мёд или различные сиропы.
— А мясо какое?
— Разное. Может быть свинина, баранина, телятина, курица…
— Наверное, вкусно!..
— Ещё бы.
— Считаю, что у кулинарии нет национальных границ, — заметил Авет. — Для приготовления армянского шашлыка нужны всего четыре ингредиента: мясо, соль, перец — чёрный и красный. А ещё лук. Он придаёт шашлыку аромат, более насыщенный вкус. В маринаде не использую ни уксус, ни сок лимона — они разрушают белок.
— Вижу, что специалисты по шашлыку у нас есть, — заметила Валентина. — Тем интереснее будет сравнить конечный результат нашего будущего соревнования. Но я уверена — никто из вас не пробовал десерты украинской кухни. Один из них — сало в шоколаде.
— Ну и гадость, наверное, — брезгливо сморщился Абу.
— Да как же ты можешь судить, если никогда не пробовал такой деликатес? — возмутилась Валентина.
— А я бы попробовал, — поддержал разговор Ультийер Семан. — Чуваши точно о таком даже не слышали. А ведь мы очень много знаем блюд… Может, этого сала в шоколаде и нет…
— Есть оно, есть… — улыбнулась Валентина. — Впервые я его отведала, и где бы вы думали? — задала она вопрос.
— В Украине! — дружным хором воскликнули собравшиеся.
— А вот и нет. На Волге, в Самаре. Потом я встречала это блюдо в разных городах Украины… А рецепт приготовления сала в шоколаде очень прост: сало нарезается тонкими прямоугольниками. Чёрный шоколад смешивается со сливочным маслом и специями. Полученная смесь заливается в формы наполовину, затем кладётся сало, и формы заполняются полностью. Потом эти формы помещаются в морозильную камеру. Через сутки десерт готов.
— А сало какое? — спросил Ультийер.
— Обычное или копчёное.
— Может, когда-то и попробуем такое сало, а вот я привёз чувашский пирог хуплу. Думаю, понравится всем… — пообещал Ультийер. — Ничего лишнего — только дрожжевое тесто, мясо и картофель… Хуплу готовят к торжественному случаю и подают как символ благополучия. Кто заинтересуется, я поделюсь рецептом приготовления…
Хуплу оценили, но Евгению спокойно не сиделось:
— А мы не забыли для чего приехали? Давайте хоть удочки размотаем, — поторопил он мужчин. — Я покажу как уху надо варить. Только русские умеют это делать…
Мужчины потянулись к воде.
— Держись возле меня, Абу, — заговорщицки подморгнул Абель. — Я взял такую наживку, шо вся рыба щас возле меня будет тусоваться…
— Хорошо, — согласился Абу. — Только озеро какое-то игрушечное, маленькое совсем, — недовольно выдохнул он. — Никакой живности здесь нет.
— Это не озеро, это — рыбный офис. Тут откормленных особей видимо-невидимо… — возразил он и обратился к Абу: — И шо ты стоишь? Рыба сама на берег не придёт… Валя, — обернулся он к костру, возле которого колдовала Соломко. — Жарь рыбу и воду на уху поставь…
— Так рыбу ещё не поймали! — удивилась она.
— Ты, главное, жарь, а рыба будет… — Обратившись к Абу, начал объяснять. — Смотри, как это делается. Беру багель…
— Что?
— Хлеб такой. Насаживаю на крючок и… опля, — Абель размахнулся удилищем, и поплавок приводнился метрах в трёх от берега между коряг и осокой.

Абу зачерпнул банкой воду из озера, насыпал в неё приманку, перемешал содержимое сорванной веточкой. Потом резким движением выплеснул приманку далеко в озеро и в это же место забросил несколько удочек со своей наживкой.
Рыбаки уселись на берегу в ожидании клёва.
А возле костра Валентина расстелила скатерть и занялась её сервировкой. Ультийер и Евгений собирали сушняк, Ангелос и Авет отбирали его для мангала.
Мангал был большой, но всё равно Авет и Ангелос никак не могли согласовать своё шашлыковое пространство.

— Моя сторона должна быть дальше от костра, — горячился Авет.
— Это почему? — не уступал Ангелос.
— Да потому что для моего шашлыка нужен равномерный жар. А тебе всё равно…
— Как это всё равно? Я что — дилетант? Я столько шашлыков переделал, что тебе и не снилось…

Они бы ещё и дольше припирались, но на углях, которые были распределены по дну мангала, перестали появляться синие огоньки, и они покрылись пеплом.
Замаринованные шашлыки в двух кастрюлях стояли рядом, и спорящие начали быстро нанизывать кусочки мяса на шампуры.
А между тем на озеро опустилась такая редкостная для этого времени тишина, что даже хоровое пение лягушек нырнуло под воду и больше не показывалось.
Клёва не было.
Рыбаки насупились.

Абель пробормотал:
— Плохие мы рыбаки, но стараемся… Как говорил мой хороший знакомый: «Удача —не фарт, если её нет — не нарисуешь…» Друг ты мой Абу, скажу тебе по сэкрэту, рыба — это такое животное с жабрами и фосфором. А фосфор полезен для мозгов…
— Это ты к чему?
— Да про нас с тобой… Подожди-подожди — не про нас, а про рыбу… У меня, кажется, клюёт…
Поплавок несколько раз дёрнулся, потом лёг набок и стал медленно уходить в сторону.
— Подсекай! — закричал Абу.
Абель подсёк рыбу выверенным движением запястья…
— Есть, — почему-то шёпотом сообщил он.
Рыба была крупная. Она ходила кругами: то подплывала к берегу, то уходила от него.
— Убери удочки, — прохрипел Абель, — запутает гадина всё.
А «гадина» будто услышала эти слова, — нырнула под снасти остальных удочек.
— Убери, — едва не плача, просил Абель.
Но было поздно. Все поплавки начали плясать… Опутанный лесками и водорослями, из воды выскочил огромный золотой карась с равнодушными глазами и короткими усиками. Тёмно-коричневые плавники сложились в аплодисменты и…
…И озеро накрыл трубный дуэт разочарованно-обиженных рыбаков:
— Шишира, гад, зараза, козёл, негодяй…
Все сбежались на крики.
— Кого вы так костерите? — давясь смехом, спросила Валентина.
— Да его, — махнул в сторону центра озера Абель. — Такой экземпляр сорвался…
— Ещё поймаете…
— Как поймаем? Этот поганец все снасти перепутал. Ничего, я ещё сюда приеду и усы-то ему подстригу…
Неудачную рыбалку компенсировали двойными порциями сочных шашлыков. У кого шашлык получился вкуснее, не определяли.
Авет поступил мудро:
— Если спросить у представителя любой национальности, чей шашлык лучше, то все скажут: «Наш!» И каждый из них будет прав. Давайте чаще ходить в гости друг к другу. Так мы научимся многому…
Немного помолчав, он предложил:
— Друзья, а не спеть ли нам? У нас должен получиться хороший хор из семерых — септет.  И первым затянул на армянском языке:

От любви к тебе кричу я, вай аман*.
Быть с тобой всегда хочу я, вай аман.
Видел я чудес немало, вай аман,
Но тебя так не хватало, знай…

*вай аман — сочувствие, сожаление. Армянская народная песня «Вай аман».

К баритону главного редактора присоединились тенор и бас со стороны мужчин и сопрано — от Валентины. Пели все увлечённо, каждый на своём языке. И не важно, что слова песен для одних были незнакомы, а для других — малопонятны, мелодия сплеталась в невидимый венок чувств, медленно поднимающийся над поляной, озером, над горизонтом будущего дня…

Домой добрались к вечеру. Закатное солнце долго их сопровождало по пустынной просёлочной дороге. А когда машина въехала в город, оно выглянуло из-за насупленного облака глазом золотого карася и подмигнуло.