О тонкой грани между правдоподобием и правдой

Валерий Каменев
Мера вымысла в художественном произведении может быть различна. Она определяется писателем в зависимости от уровня его мироощущения и эмоционального состояния, эрудиции и творческого замысла. Вымысел всегда присутствует в художественном произведении, поскольку позволяет из множества реальных факторов отобрать только самое значимое и существенное и воплотить в художественный образ его героев.
В техническом плане признанные писатели-беллетристы являются выразителями реалистичного вымысла (правдой). Сторонники противоположного направления, которое может быть названо похожим (в примитивном исполнении) на правду. Реальная жизнь в определенных обстоятельствах – это правда, если она соответствует по месту и времени примерам из жизни конкретных людей (или множеству судеб). Тогда как показ и представление неких «реалити-шоу», «правдоподобны» в ограниченном смысле и заполнены чрезмерными махинациями, призванными развлечь и показать приукрашенную версию искусственной (не реальной) жизни.

В советском искусствоведении, провозглашавшем приоритет реалистического отражения действительности, со временем была выработана позиция, согласно которой «существует и должна существовать условность реалистическая… условность прогрессивная и народная», которая «органически входит в широкое понимание реализма». Оппоненты идеологии натурализма, в особенности в начале XX века, напротив, акцентировали условность, полностью отвергая «рутинное» жизнеподобие — многие так оценивают творчество Всеволода Мейерхольда.
Художественные работы, которые вовлекают явные сверхъестественные, магические или научно невозможные элементы, часто классифицируются по жанру как фэнтези — в их числе романы Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» (1865), «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и «Властелин колец» Джона Толкина. Создатели фэнтези иногда представляют воображаемых созданий и существ, таких как драконы, гномы, феи и т. п.

Несмотря на развитую классификацию художественных жанров, лучшие художественные произведения, как правило, совмещают несколько разных типов вымысла. Примерами могут служить совмещение сатиры, утопии и социальной фантастики и вымысла в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Авторы Библии описывают, как Иисус проповедовал свое учение, используя при этом различные притчи, выдуманные образы и ситуации - чтобы быть более понятным для его слушателей. На протяжении тысячелетий проповедники, учителя, родители и все, кто хотел ясно и эффективно общаться, использовали этот прием — художественной вымысел — чтобы сделать лекарство своего послания более доходчивым.

Лесли Пенелопа о тонкой грани между «правдоподобием» и правдой:
(является отмеченным наградами автором фэнтези и романов о паранормальных явлениях. Изучала кинопроизводство и информатику в Университете Говарда
Подробнее на livelib.ru:)
 Довольно часто мне приходилось слышать, как авторы называют всю художественную литературу просто ложью. Джордж Р. Р. Мартин говорил: «Мы пишем о людях, которых никогда не существовало, и о событиях, которых никогда не было… [все] эти вещи по существу неправда». Норман Спинрад характеризует эту писательскую неправду как основное отличие от жанра «биографии, истории или репортажа». И список высказываний писателей на эту тему можно продолжать бесконечно. Я считаю, что работа автора состоит в том, чтобы говорить эмоциональную правду.

Именно художественная литература уникально подходит для поиска истины.

Ученые доказали, что человеческий мозг при чтении о какой-либо деятельности возбуждается так же, как если б он действительно участвовал в ней. Поэтому, если все мы — просто дух внутри наших материальных оболочек, то мы ощущаем правду и вымысел — так называемую ложь — практически одинаково. Если эмоции, которые вы испытываете при чтении о событии, такие же, как при переживании этого события, само собой разумеется, что в этих наших историях есть неизбежная правда.