Идиот под прикрытием

Олег Кошмило
«ИДИОТ» ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Слава Богу, «петербургский текст» не оскудевает, он полнится и ширится. Теперь уже в и ипостаси кинотекста, значимым приращением какого является демонстрируемый на «Первом» т/с «Таксист под прикрытием» (реж. – С. Шмелев, авторы сценария – А. Чащихин-Тоидзе, Я. Генералов, С. Титинков и др.)

Никак не предполагалось, что очередной полицейский сериал может быть воспринят как серьезное произведение искусства, умело прикидываясь при этом «произведением из кустов». И, тем не менее, после просмотра нескольких серий, вдруг – в этом главном для «петербургщины» модусе – стало ясно, в чем причина его обаяния. Она – в  конструктивной особенности комбинаторики сюжета и персонажного ряда, которая предстает образцовым косплеем романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

Герой сериала Алексей Турбин (Д. Власкин) – полицейский, прикрывающий свой оперативно-розыскной функционал под маской обычного таксиста, кто, разъезжая по Петербургу, непрерывно конвертирует преступления в наказания за них. При этом Алёша совершенно «божий человек» и реинкарнация Льва Николаевича Мышкина с учетом того, что за протекшие годы эпохи торжества сверхчеловека, с подачи Ницше  соблазнившего всё современное человечество, ему пришлось стать суперменом, умеющим первоклассно водить, без промаха стрелять, владеющим приемами рукопашного боя.

Сходств героя «Таксиста под прикрытием» с героем «Идиота» достаточно. Во-первых, это присущий обоим набор Христовых свойств – благородство, сострадание, милосердие, смирение, а главное, какое-то беспредельное, невозможное терпение. Во-вторых, с Мышкиным Турбина объединяет сиротство: случившееся в начале всей телеистории убийство  родителей Алексея (Ю. Кузнецов и Т. Бедова) и поиск убийц составляет интригу сериала. Но определяющим признаком тождества Мышкина и Турбина является их ангажированность любовным пристрастием сразу к двум женщинам, контрастно воплощающих приземленность Закона и возвышенность небесной Благодати. Оттого обоим приходится переживать в душе драматургию конфликта этих  экзистенциально полярных начал, при этом оказываясь в вершинах двух любовных треугольников.

В одном из них Турбин, переживая пропитанные супружеским долгом обязательства по отношению к бывшей жене Ольге (Т. Чердынцева), своей непрошибаемой респектабельностью и оптимизмом весьма схожей с Аглаей Епанчиной, соперничает с неким Евгением (А. Шильников), прагматичностью и расчетливостью напоминающим Ганю Иволгина. Приметно, что в Евгении более удачную, чем Алексей, партию видит отец Ольги (О. Попов), хоть и не генерал, но генеральный директор крупного автодилера.

В другом любовном треугольнике Турбин право на сердце Инны (В. Маслова), своей коллеги на смертельно опасном поприще поимки поддонков всех мастей, оспаривает у своего непосредственного начальника, подполковника Вячеслава Михайловича (К. Гребенщиков), который, являясь бывшим мужем Инны, брутальными ухватами напоминает Парфёна Рогожина. Тогда как сама Инна, вызывающе красивым лицом, проницательным взглядом грустных глаз, мудрой сдержанностью мимики и пластики выражая немалый опыт непростой жизни, явно отсылает к образу Настасьи Филипповны.               

Как представляется, в экзистенциальной аналитике мотивов Турбина создатели сериала более однозначно, чем Достоевский, показывают, что в выборе между «няшной», но двухмерной Ольгой и порочно сексапильной, но трагичной Инной христианский герой отдает Благодати предпочтение перед Законом.

Симпатичной стороной сериала является показ вопиющей красоты Петербурга, светящейся даже, когда в объектив камеры попадает какой-нибудь инфернальный колодец, с большой любовью являемый в качестве  бесподобного архитектурного изыска. И это весьма разнится с теми идущими перманентной чередой по НТВ сериалами про «вечно-бандитский» Питер, жители которого, в повиновении «гению места» пряча за подкладом топор, сомнабулически бродят где-то во глубине петербургских трущоб, навеки изъязвленных временем. 

Итожа: в фильме «Таксист под прикрытием» явлена предпосылка  хорошего произведения современного искусства. Она – в укорененности в неисчерпаемой сокровищнице русской классики.