Что такое эти дамбы

Иван Цинк
        «Миф умер — да здравствует миф!»
                (Виталий Портников)

Изо всех российских рупоров информации сыплются трагические известия:
- Наводнение невиданного уровня…
- За зиму выпал рекордный объем снега…
- Прорвана дамба, которая выстояла 40-50-60 лет…
Etc, etc.
Я, как последователь реальной натурфилософии, постараюсь подобрать артефакты, которые разъяснят, что же происходит на самом деле.
Утверждение, что наводнение рекордное, неверно. Бывали в истории России наводнения и покруче, правда, не все они вызывались весенним паводком. Да и вообще на территории Новой Русской равнины наводнения наблюдались почти постоянно. Вспомним, бессмертное произведение Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Поэтому в низинах были заливные луга, а жилье строили на холмах, возвышенностях и подолах. В советское время борьба с этим явлением была нешуточная. Целое Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР боролось с наводнениями. Помогали этой борьбе и подразделения Гидроэлектростроя, создававшие плотины, каналы и целые моря.
Но основную часть забот по распределению паводковой воды по руслам рек выполнил дноуглубительный флот (самоходные земснаряды), которые не только сделали реки России судоходными от верхнего до нижнего течения, но и решили проблему с «лишней» водой в паводки и проливные дожди.

Насчет рекордных снегопадов лучше помолчать, снега были гораздо более мощные. На памяти момент, когда опасаясь разливов рек из-за могучих снегопадов, мэр Лужков приказал спустить Иваньковское водохранилище (Московское море) … и до половины лета вместо моря были сначала ранина противного цвета, а потом грязная лужа.

Дошли, наконец, до понятия «дамбу прорвало». Что я понимаю по этим словом Дамба. Возьмем, например, дамбу в Финском заливе, получившую свое окончательное воплощение под патронажем Валентины Ивановны Матвиенко. Это мощное инженерное сооружение из защищенного железо-бетона. Стоило это немало денег, но полностью оградило Санкт-Петербург от наводнений, заливавших время от времени Северную столицу при неблагоприятной розе ветров. На фото над текстом приведена часть этого технического чуда. Ясно, что это сооружение не может быть размыто волнами Финского залива на протяжении очень большого времени. Это никак не относится к земляным дамбам. Такое сооружение, в принципе, всегда считалось временным. Приблизительно проект земляной дамбы рассчитывается из уровня паводковой воды и массы этой воды, которая желает прорвать эту дамбу. По первому критерию запас примерно 1,4 раза, по второму примерно 3 раза. Но по любому земляная стена размывается многократно быстрее, чем бетонная, и ее надо контролировать и подсыпать. И этот контроль, в большинстве случаев был. Но вот уровень повышения рассчитывается от глубины водоема. В 90-е годы в ходе приватизации дноуглубительный флот был практически полностью уничтожен, и судоходство по большинству рек прекращено. Контроль за глубиной фарватера был прерван. И сейчас трудно найти спецов, которые могут ответить на простой вопрос: на сколько метров уменьшилась глубина фарватеров наших рек. И это основная причина разрушительных наводнений, а вовсе не коварство стихии в этом году.

Отсюда надо сделать простую вещь, восстановить речной флот для грузовых и пассажирских перевозок на реках России. Кстати, это очень выгодно по всем показателям экономики. Когда будет принято это решение, нетрудно будет рассчитать, на какую глубину надо увеличить фарватер, чтобы эта «лишняя» вода не выходила из берегов. Но я в ходе полемики по этому вопросу никаких конструктивных предложений не видел и не слышал!