Исповедь это допрос с пристрастием или задушевная

Ольга Белова 4
Сегодня двунадесятый Праздник, и потому в храме много прихожан.
Очередь на исповедь выстроилась большая.
Рядом стоит знакомая прихожанка, которая шепчет мне:

«Стыдно идти, - постоянно перечисляю батюшке одни и те же грехи из книги «Исповедь прихожанина» ….
Выходит, сдай грехи и получи разрешение на Причастие, а без этого - нельзя?».

И продолжает:
- «Священник спросил меня: «К причастию готовилась?».
- Ответила -да….
- Сейчас же стою и думаю….
 - А как готовиться - то?
- Каноны я вычитала, молитвы тоже, даже сардинки не съела за тридцать дней.
А на душе противно…, что-то не так….
Знаю, - надо добрые дела творить.
Значит ли, что я должна перечислять на исповеди сколько рублей отослала в фонды и в церковную копилку положила, - да?».
«Слушала, вот по Союзу»,
- продолжала прихожанка, что христианин, который не исповедуется и не причащается, отлучается от Церкви….
Но, чтобы получить разрешение причаститься, мне надо снова и снова выискивать  в себе грехи….
«Из года в год - одно и тоже», -
- сокрушенно сказала соседка.
 «Ничего не прибавилось и не убавилось во мне за это время.
Это же не нормально, какая-то профанация христианства?».
И с горечью добавила:
- «Может поэтому и уходит молодежь из Церкви.
Нет живой радости, о которой слышали мы в паломнической поездке в Дивеево.
Надо, вот и иду на исповедь».
Да, - … только и смогла я выдавить из себя ….
Меня, эти вопросы давно не мучают, а может душа очерствела?
 
В храме еще читали часы, и я, отведя в сторонку соседку,
рассказала ей смешной случай из жизни, имеющий параллель с ситуацией.
……………………………………………….
Рассказ:

- «В 90 годах мой муж служил на севере», - так начала я свой короткий рассказ.
- И летом, когда шел первый косяк рыбы, он как командир, устраивал для офицерских семей праздник ….
Из пойманной кеты, женщины крутили фарш, чтобы потом приготовить деликатесы.
…………………………….
В кухне уже стоял таз с готовой, розовой массой, когда мимо проходил начальник.
Повариха добавила в рыбу горсть соли по вкусу.

И, - о - ужас!
Командир увидел, как марево из белых ниточек червяков зашевелились над тазом, и при этом они еще и крутили своими черными головками, - от любопытства, видать….
Увидев сию картину, командир закричал:
-«Вы, что не видите? Немедленно выбросите эту гадость».
.
Женщины захихикали, но приказ выполнили.
В его присутствии перекрутили еще одну огромную рыбину и тут же посолили.
А результат – еще краше: червяки повылезли разом и в большем количестве….
………………………….
Рыба, которая идет на нерест вся заражена, - (как человек в миру страстями).
 Фарш был вполне приличным, пока соль не потревожила его невидимых обитателей. Червям было там уютненько до вмешательства… - соли, - прообраз нетления.
 
А исповедь, она как соль, … - заставляет страсти покидать насиженные места в душе человека…, а проявляются - эти «сожители – квартиранты» … - только при чистосердечном покаянии.

И добавила своей собеседнице:
«Я тоже, в свое время донимала священника вопросом:
- «Как исповедоваться?
- Батюшка, научите?».
Мой же духовный отец сказал мне тогда:
-«Читай святых отцов, - читай…, там духовные советы, там и ответ найдешь.».
……………………………………..
Мужчинам легче дается процедура покаяния.
Они, как воины, идущие в атаку, говорят на исповеди все прямо: изменял, воровал….
Мы же женщины, хотим и здесь понравиться – выкручиваемся, называя грехи завуалированно…, - «покрасивше…».

Особенно грамотные, так те накрутят столько, что и сами не смогут сообразить того, что наговорили: обстоятельства, люди, время, родственники – все в кучу: свои нестроения, обиды, сомнения, уныния и искушения.
Как по той поговорке:
«Один мужик на Питер пять лет обижался, а Питер про это и не знал».

……………………………………………………………
Приведу по теме эпизод из жизни старца - архимандрита Павла Груздева, записанный его духовным чадом.

- В храм приехали женщины из дальнего села.
Они опоздали и прибыли только к чтению Апостола. Им хотелось причаститься, и для исповеди из алтаря вызвали отца Павла.
«Я стоял тогда рядом, -
рассказывал Владимир,
- «и слышал, как он их исповедовал:
…………………………………………………
«Не убивала?»,
- вопрошал священник.
«Не сажала в тюрьму: доносы не писала?», - строго спросил он очередную исповедницу.
-«Ой, батюшка! Да я и постилась – то плохо!»,
 - был её ответ.
………………………………..
- «Я за вас в лагерях десять лет постился!», - сказал ей старец,
- и по очереди покрыл их головенки епитрахилью и прочитал разрешительную молитву».
А после Литургии позвал всех обедать, да с прибаутками и шутками.
Радость была Пасхальная…».
………………………………………….
- Но то старец!!!
- Где таких нынче сыщешь, скажут некоторые?

Но христианская религия изначально была религией любви и радости. Язычники тогда говорили: смотрите, как христиане любят друг друга….
   «Сила греха не в соблазне очевидного зла, а в скованности души всякой мелочью, страстишками, в невозможности для неё, - души «невозбранно дышать небом»
А в чем – эта радость, свобода души, о которой говорил преподобный Серафим Саровский?
Без этой самой радости и «церковность», и молитвы как - то без благодатны, ведь, их сила - в радости!!!!!
Религия сегодня стала синонимом «серьезности», несовместимой с радостью….
От неё (религии) требуют ответов, мира, смысла, а она же только в радости!!!.
Это и есть её ответ, включающий в себя все ответы!!!!».

………………………………….
В дневниках протоиерея Александра Шмемана от 17 мая 1981 года есть вопрос некоей прихожанки:
«Батюшка, как мне научиться духовной исповеди?».
И его ответ:
…………………………………………..
-«Будьте, как дети» 
- Но разве дети духовны?
-Но, вот этой своей детскостью, христианство и победило мир две тысячи лет назад.
А создав «нравственное богословие» и «духовность», стало терять его.
Такую «духовность» в кавычках можно получить и от буддизма, и от …, а вот детскую радость христианства……… - вопрос???????………
…………………………………
И чем фанатичней исповедуются такие христиане (800 грехов по книге о «Исповеди»), чем напряженнее изучают(!) «духовность», тем сильнее в них эта религиозная «псевдодуховность» ….
И в исповеди у них, - речь идет о «состояниях» страха: страха самой жизни, страха не преуспеть, страха не ударить лицом в грязь и прочее….
Но, - «бояться надо только Бога», - говорит премудрый, «и заповеди Его хранить», - тогда и этот животный страх растает… (Еккл.;12,;13).
Та исповедь обращена на некое моральное регулирование жизни в мире сем, и его законов – «законов успеха» …. И в ней разговор о нарушениях «нравственного закона», о слабостях и греховности, но без «отнесенности» к вере.
………………………………….
В многочисленных пособиях для исповеди, учителя наставляют нас:
-побольше молитесь - (а как?),
-боритесь с искушениями - (а как?),
- кайтесь - (а как?).
…………………………….
А вот так: «Уклонися от зла и сотвори благо », - учил великий святой Иоанн Златоуст.
……………………………………
- «Всегда радуйтесь, - так как …….    от радости, много хорошего можно совершить»,
- говорил преподобный Серафим Саровский, и добавлял, обращаясь к приезжающим гостям:
«Радость моя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя!!!!!!!!».

Опять же, читайте труды святых отцов – вот где кладезь мудрости, там и черпайте немерено….
«Чтение — вот лучшее учение!»,
- повторял своим духовным чадам, ныне покойный архимандрит Павел Груздев, который окончил всего два класса церковно приходской школы в Мологе, но очень хорошо знал о чем говорил:
- «Читайте, чада, святых отцов».
…………………………………………………….

Белова О.В.
2024 год.


PS:
Наставления отца Павла своей пастве были очень простые: «Не забывайте Бога, храните веру Православную, молитесь просто».
К Православию отец Павел приводил людей своим примером, мягким и ненавязчивым увещеванием:
- не лежи на печи будешь есть калачи;
- какова пряха – такова на ней рубаха….
Когда старца спрашивали, как надо молиться, то он отвечал:
-«Как умеешь, так и молись» ……
- «Где нет простоты, там одна пустота…».