Недостающего звена баталия

Владимир Каев
С удовольствием читал реплики Владимира Баталова на моё эссе «Недостающее звено». Признателен Владимиру за внимание, которого, может статься, эссе не стоит. Промелькнула геополитическая ситуация и тема общечеловеческого дома. Хотел написать пару слов, продолжая диалог. Приступил. Увлёкся. Очнулся, понял – то ли я на кафедру взобрался, руками размахивая, то ли сижу перед невидимым зеркалом и разговариваю с Владимиром из зазеркалья. Развернулась баталия с противником, которого нет. Протокол прилагаю. Всего два пункта…

1) «где Вы увидели этот общечеловеческий дом…? Я… вижу… три сооружения: дворец, дом и барак, которые соответствуют первому, второму и третьему мирам».

Довелось пребывать в санатории ВОС (Всесоюзное Общество Слепых). Огромная территория, несколько зданий, соединённых переходами. Этажей семь, кажется. Слепых там видел пару человек, остальные зрячие, разнокалиберные пенсионеры, масса народа. Так вот, номера нижних этажей так себе, вплоть до конур на одну кровать. В одной из таких одиночных и отбыл срок. А на верхних этажах дожидались сезонных клиентов шикарные номера. Хотелось там побыть, но деньги, деньги… этажи элиты. Вот таким и представляется мне общечеловеческий дом – многоэтажным, разного уровня комфорта, с кабинетами управляющего персонала (правительство), с бухгалтериями (банки), охраной (армия) и так далее.

Дворец-дом-барак вполне подходящая метафора. Много их, образов и представлений, а планета, пока что, одна. Она и есть общечеловеческий дом, другого на моём веку точно не будет.

Можно и Вселенную домом считать – дом в бесконечное число этажей с уходящими вглубь подземными этажами (микромир, квантовые коридоры). Мне это близко по настроению. Мы ("человеки") – дети Вселенной и ум её, и глаза, и руки, в нас Вселенная отрабатывает программу воспроизводства образа Мира, частью которого является человек. Собака и лягушка – тоже части Мира, но в человеке вынашивается Культура. Бесконечность строит механизм осознавания себя, и не потому, что это дяденька с белой бородой и сияющими глазами, а потому что Мир бесконечно разнообразен.

Сказать по-правде, мне нравятся античные статуи богов, иконы, Сансара как образ… что там ещё… это же часть истории, часть культуры, содержащей в себе мифологию и этнические вихри культов и заветов на разных языках, разных веков!

На верхних этажах висят на стенах шедевры в золотых рамках и чёрные квадраты поглощают деньги как чёрные дыры. На средних в любом номере может быть пейзаж, эскизы, рисунки детей и стариков, впадающих в детство, хрустальные вазы и обручальные кольца. На нижних этажах и в подвалах мало предметов искусства, но есть интересные самоделки, традиционные украшения, анекдоты и страшные истории имеют хождение (на всех этажах). И на всех этажах театр. Жизнь – это театра, а люди в нём…

Лучше театр, чем лагеря за колючей проволокой или пыточные камеры.

2) «…первопричина всех существующих у [человека] мотивировок. А их всего четыре».

Две пары: Служение-Властвование и Сам-Другие. Схема на плоскости. Сверху Власть, снизу Служение. Слева Сам, справа Другие. Прямолинейная система координат, крест, четыре области:
Служить себе, служить другим, владыка себя, властвовать над другими.
Нравятся мне такие плоскостные представления.
Первое из них появилось для меня на первом году института в курсе философии, когда плескались знамёна античности. Крестом стали четыре стихии.
Много позже появились четыре темперамента психологии. И так далее.
Схем такого рода тьма. Свет во тьме – надо же иметь опору в суждениях.
Судить, рассуждать, писать тома философских текстов, или рассматривать астрологические карты… карты на стол, господа!
Читая общечеловеческие тексты Канта, восхищался его умом, тонкостью понимания, точностью выражений. Пытаясь разобраться с его философией… для меня это игра ума, в которой сам себе противник и ничья обеспечена. Слова, слова, слова. Что-то вроде абстрактной картины, перед которой стоят восхищённые ценители, качают головой, цокают языками, мельком посматривая друг на други – у кого вид внушительней.

Жизнь устроена просто. Можно на плоскость её проецировать, можно ловить паутиной слов, но жить приходится во Времени и Пространстве, реагируя на реальность, присутствуя в ней, бродя по этажам, на которые есть доступ. Нет доступа? – Ну и хорошо: над головой звёздное небо, в залах звучит чудесная музыка, библиотеки полны книг – кому пыльные тома философических сокровищ, кому русская классика, кому комиксы, оснащение слабоумия.

У меня нет желания служить кому-то, не говоря уже о властвовании – спаси Господи и помилуй! Проблема Сам-Другие решается через эмпатию, через развитие воображение, тому и другому способствует опыт жизни.

Живу просто – пенсионер, семья в трёх поколениях, хочется четвёртого, ограниченность пространства жизни очевидна, безграничность Вселенной несомненна. На верхних этажах сложнее, там хочется другого – денег, власти… ах, да, ещё и бесконечной жизни – меняют сердца как перчатки, оплачивают заморозку, чтобы лет через двести бодренько вскочить из гробика изящного и зажить, зажить на всю катушку, а пока – самая дорогая машина, самая роскошная яхта, жизнь под хрустальным куполом и человеческая мелочь прислуживает, приседая и ложась по требованию…

На самом деле всё гораздо интереснее и разнообразнее. Плоские схемы, тома философии, жизненные установки – отзвук одной из них, полагаю, прозвучал достаточно отчётливо, но это всего лишь пример, частный случай, а не вершины вселенской мудрости – несть им числа.

Лучше поговорить о королях и о капусте, чем заряжать автоматы и прикидывать, кто кого убьёт раньше.

Лучше общечеловеческий дом, чем сгоревшая от глупости, жадности и ядерных бомб планета.