Сценарий вечера, посвящённого М. Ю. Лермонтову

Олейник Алла
   Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта».

   В январские  дни 1837 года, когда Петербург прощался с убитым на дуэли А.С. Пушкиным, в рукописных списках распространялось стихотворение «Смерть поэта», подписанное мало кому известным в ту пору именем -    Лермонтов.
   О Лермонтове заговорили: выяснилось, что автор стихов   22-летний корнет
лейб-гвардии гусарского полка квартировавшего в Царском Селе.
   В несколько дней Лермонтов стал знаменитым поэтом. Известные литераторы В.А. Жуковский, И.И. Козлов и В.Ф. Одоевский с высокой
похвалой отозвались о даровании молодого поэта и о его благородном
стихотворении.
   Но в кругах придворной знати стихотворение вызвало негодование. Кто-то из аристократов, сделав на копии стихов приписку «Воззвание к революции», отправил в Зимний  дворец, царю.
   Лермонтова и его друга Раевского, активно распространявшего стихи поэта,  арестовали. Началось дело  о непозволительных стихах , которым занимался  шеф жандармов Бенкендорф.
 
                Допрос Раевского у Бенкендорфа.
                Инсценировка
Бенкендорф: Слушаю, слушаю  Вас.
Раевский: Лермонтов имеет особую склонность к музыке, живописи и поэзии,
почему свободные у обоих нас от службы часы проходили в сих занятиях, в особенности в последние три месяца, когда Лермонтов по болезни не выезжал.  (входит чиновник, подает Бенкендорфу письмо)
Чиновник: Покорнейше прошу прощения, Ваше сиятельство, на Ваше имя пакет.
Бенкендорф: Продолжайте, я слушаю.
Раевский: Как только Пушкин умер, Лермонтов как и, я думаю, все мы, люди
земли не немецкой, приверженец и обожатель поэзии Пушкина написал известное теперь почти всей России  стихотворение на смерть Пушкина, стихотворение, наделавшее столько шума и, несмотря на то, что нигде не напечатанное, поставившее вдруг нашего  школьного поэта  почти в уровень с тем, кого он  в своих великолепных стихах оплакивал. 
Бенкендорф: Как вы осмелились распространять такие возмутительные стихи?
Раевский:  Раз пришло нам на мысль, что стихи темны, что за них можно
пострадать, ибо их можно перетолковать по желанию, но, сообразив, что фамилия Лермонтова под ними подписывалась вполне, что высшая цензура давно бы остановила их, если б считала это нужным, и что государь император осыпал семейство Пушкина  милостями, следовательно, дорожил им - положили, что, стало быть, можно было
бранить врагов Пушкина.
Бенкендорф: Все?
Раевский:  Да, Ваше сиятельство.
Бенкендорф: Хм ..Идите.
Раевский уходит. Бенкендорф встает, прохаживается, размышляет вслух:
«Хитер! Изображает невинность. Однако надо продумать дальнейшее.  Итак, что уже сделано? Докладная записка  императору отправлена (берет со стола листок, читает стоя):  Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу  Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при главном штабе без прав сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии всех его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец   бесстыдное вольнодумство, более чем преступное.
Так, а что пишет военный министр Чернышев? (Садится к столу, раскрывает конверт, читает).  Лейб-гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных вашему сиятельству стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк; а губернаторского секретаря Раевского за распространение сих стихов выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу по усмотрению тамошнего гражданского губернатора.  (После небольшой паузы). Итак, картина ясная: наказание во что бы то ни стало.
               
                ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ.

 Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября (15 по новому стилю) 1814 года, но вскоре был увезен в  Пензенское имение своей бабки  Е.А. Арсеньевой – Тарханы.
Здесь, среди русских просторов, прошли первые 13 лет его жизни, потому первые самые прочные его впечатления - это скромный, но прекрасный пейзаж Пензенской губернии: дубовые рощи, обрывистые берега тихих степных рек, проселочные дороги, кое-где берёзы, белеющие среди житных полей, и далеко-   далеко, как волны, синеющие холмы.
Пройдут годы, и из-под пера поэта выйдут проникновенные строки о родине.

«Родина»

В Тарханах юный Лермонтов часто наблюдал картины народного быта. Зимой на пруду - кулачные потехи: молодые ребята, дворня, и деревенские    сходились стенка на стенку. Под Троицу дворовые девушки отправлялись в лес, там плели венки, водили хороводы. Не раз слышал будущий поэт народные песни, неторопливые рассказы о русской старине. У народа учился он чистой русской речи. Надо ли удивляться тому, что он написал единственную в своем роде  «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»!
Исполнчетсчя вступление к 3-ей части  «Песни»  в сопровождении музыки Мусорского к опере  «Хованщина».
По недоброй воле судьбы Лермонтову не раз приходилось бывать на Кавказе. Он не только наблюдал жизнь горцев, природу Кавказа, но и сам активно участвовал во многих событиях,  происходивших на Кавказе. Не удивительно, что многие произведения Лермонтова написаны на Кавказские темы. В них звучит дух вольности, такой близкий поэту и такой недосягаемый.

«Мцыри» , 3 строфа и 26.

 Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил сначала в университетский благородный пансион, а затем и в Московский университет. К моменту переезда Лермонтова  в Москву, прошло совсем немного времени с тех пор, как у бастионов Петропавловской крепости  были повешены руководители декабристского  движения. Память о декабристах была жива  в сердцах передовых людей. Лермонтов, как и его сверстники, рос под впечатлением восстания декабристов и его разгрома.
Вот как писал о Лермонтове А.И. Герцен:  «Он всецело принадлежит нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казнь и изгнания. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредотачиваться, скрывать свои думы!».
Уже в первых стихах Лермонтова, которые он начал писать в пансионе, громко звучали темы декабристской поэзии.

«Жалобы турка».

   Москва произвела сильное впечатление. Увлечённо путешествует  Михаил Лермонтов по городу, бывает в Кремле, жадно вслушивается в рассказы о недавнем нашествии Наполеона . А потом появляются стихи,  полные любви к родному городу.
      Москва, Москва! люблю тебя как сын,
      Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
      Люблю священный блеск твоих седин
      И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
      Напрасно думал чуждый властелин
      С тобой, столетним русским великаном,
      Померяться главою и обманом
      Тебя низвергнуть. Тщетно поражал 
      Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
      Вселенная замолкла. Величавый,
      Один ты жив, наследник нашей славы.
      Ты жив! Ты жив и каждый камень твой - 
      Заветное преданье поколений.
   Другим сильным впечатлением юношеских лет Лермонтова были рассказы о войне 1812 года. В стихотворении  «Бородино»  простыми  словами  от лица рядового солдата рассказал поэт об Отечественной войне, о великой  Бородинской битве, о мужестве и патриотизме русских воинов. Так о войне не писал никто, даже Пушкин. Лермонтов первый взглянул на войну глазами солдата.

«Бородино»  (в исполнении хора или солиста)

   Вместе с другими студентами, враждебно настроенными к реакционным профессорам университета, Лермонтов принимал участие в шумных студенческих протестах. В результате он был исключен из университета за политическую неблагонадежность. Дорога в какой бы то ни было университет для него была закрыта, и Лермонтов в Петербурге поступает в юнкерскую кавалерийскую школу.
     Холодно встретил Лермонтова Петербург. Очень одиноко чувствовал он себя в этом городе. Не случайно первое стихотворение, написанное здесь, -  «Парус».

 «Парус»    (в исполнении хора)

   После окончания юнкерской школы Лермонтов стал офицером. Однако смысл и цель его жизни по-прежнему составляли занятия поэзией. Свои наблюдения над жизнью Петербургского света Лермонтов использовал в романе  «Княгиня Лиговская»,  в драме «Маскарад»  и многих стихотворениях.

 «Как часто пестрою толпою окружен» . (Можно в сопровождении вальса Хачатуряна к драме Лермонтова  «Маскарад» )

   Высший свет не мог примириться с такими стихами Лермонтова. Искали всякого удобного случая, чтоб расправиться с поэтом. Случай представился. За дуэль с сыном французского посла де Баранта Михаил Юрьевич Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ.
   Последний вечер перед отъездом на Кавказ. Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невой, написал стихотворение «Тучи».

«Тучи»

   Это были последние стихи, написанные поэтом в Петербурге . Впереди была дорога на Кавказ.

«Горные вершины» .

   В те дни, когда Лермонтов уезжал в новую ссылку, в книжных лавках  Петербурга появился в продаже роман «Герой нашего времени» .

   Посмотрите инсценировку отрывка из этого романа.

15 июля (27 по новому стилю) 1841 года Лермонтов был убит. (Эти слова произнести после инсценировки)
               

                М. Ю. Лермонтов
                «Герой нашего времени»
                Инсценировка Н. С. Сухоцкой

                Часть первая
                ТАМАНЬ

Действующие лица:
Автор
Печорин
Денщик Печорина
Слепой мальчик
Девушка
Янко
Старуха
Десятник

                На сцену перед занавесом выходит автор.
Автор. Я должен несколько объяснить причины, побудившие меня передать
публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал. Добро бы я был еще другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому; но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге, следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиной дружбы, ожидает только после смерти или несчастного случая любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений. 
   Перечитывая записки Печорина, я убедился в искренности того, кто так беспомощно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
   Герой нашего времени, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Может быть, вы захотите узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ   заглавие этой книги.  «Да это злая ирония,»   - скажете вы. Не знаю.

Автор уходит.
Свет на просцениуме меняется, темнеет. За занавесом слышен звук подъехавшей тройки и голос ямщика:  Тпр-ру-у. Тройка останавливается. Голос часового:  Кто идет?  На просцениум выходит Печорин и десятник.

Печорин: Я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности. Мне нужна казенная квартира. И скорей. Я три ночи не спал.
Десятник:  Да вот не знаю, как и быть. Сейчас все избы-то заняты.
Печорин  (кричит). Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!
Десятник  (почесывая затылок). Есть еще одна фатера, только вашему благородию там не понравится: там нечисто!
Печорин веди, иди вперед!
Уходят.
Занавес открывается.
Лунный свет, падающий через разбитое стекло небольшого оконца, освещает внутренность хаты. Две лавки, стол и огромный сундук возле печи составляют всю ее убогую обстановку. На сундуке прикорнул слепой мальчик. Резкий стук в дверь. Мальчик приподнялся, молчит. Стук повторяется, мальчик молчит. Ударом ноги в дверь Печорин распахивает ее и появляется на пороге.

Печорин (кричит на улицу, своему денщику). Выложи чемодан и отпусти извозчика!( заметив мальчика) Где хозяин?
Мальчик  Нема.
Печорин  Как, совсем нету?
Мальчик  Совсем.
Печорин   А хозяйка?
Мальчик  Побигла в слободку.

        Денщик вносит чемодан. Печорин засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика, тот продолжает стоять неподвижно.

Печорин  (про себя). Слепой, совершенно слепой. (Мальчику) Ты хозяйский   
                сын?
Мальчик  Ни.
Печорин  Кто же ты?
Мальчик  Сирота, убогий.
Печорин  А у хозяйки есть дети?
Мальчик  Ни, была дочь, да утикла за море с татарином.
Печорин  С каким татарином?
Мальчик  А бис его знает! Крымский татарин, лавочник из Керчи (вышел).
Печорин  (вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, осматривает
                комнату. Денщику). На стене ни одного образа,   дурной знак!
Денщик  Да.
Печорин  Суда, я видел, в пристани есть, завтра отправлюсь в Геленжик.   (Раскладывает вещи, поставил в угол шашку и ружье, пистолеты                положил на стол, разостлал свою бурку на лавке и лег). Денщик ложится на другую лавку, также разостлав на ней свою бурку, и тут же засыпает. Печорин задул свечу, лег. Месяц светит в окно, и его луч играет на полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Печорин привстал и взглянул в окно. Мимо окна вторично кто-то пробежал.
Печорин  (Вглядываясь в окно). Нельзя полагать, чтоб это существо сбежало по
 отвесу берега: однако иначе ему некуда было деваться.
(Встал, накинул бешмет, опоясался и тихо-тихо вышел из хаты)

                Занавес.

Перед занавесом по затемненному просцениуму проходит мальчик, под мышкой он несет какой-то узел. За ним на расстоянии идет Печорин.
               
                Занавес открывается.

Высокий берег моря, темно - луна оделась туманом. На первом плане два больших камня, справа, у кулисы, - часть скалы. Доносится шум моря. Слева идет мальчик, останавливается, прислушивается и идет к скале. Около скалы присел и положил возле себя узел. Слева показывается следящий за ним Печорин. Когда мальчик сел, Печорин остановился на большом расстоянии от него, прячась за камнем.
Печорин (тихо). Какая крутизна! Но, видно, это не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он наступал с камня на камень и избегал рытвин.
Справа, перед скалой, появляется белая фигура девушки. Она подошла к мальчику и села возле него.
Девушка. Что, слепой? Буря сильна,  Янко не будет.
Мальчик Янко не боится бури
Девушка (печально). Туман густеет.
Мальчик. В тумане лучше пробраться мимо сторожевых судов.
Девушка  А если он утонет?
Мальчик Ну что ж? В воскресенье ты пойдёшь в церковь без новой ленты.
Печорин (про себя, с удивлением). Слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъясняется чисто по-русски .
Мальчик (ударив в ладоши). Видишь, я прав: Янко не боится ни моря, ни
ветров, ни туманов, ни береговых сторожей; прислушайся; это вода                плещет, меня не обманешь, - это его длинные весла.
Девушка  (вскочила и стала всматриваться вдаль с видом беспокойства). Ты
бредишь, слепой, я ничего не вижу.
      Они оба, как и Печорин, стали всматриваться в морскую даль. Пауза. Слышен только ветер и шум моря.               
Девушка  Вижу, вижу! (бежит вниз, за скалу, слепой за ней).
Печорин (всматриваясь). Отважен пловец, решившийся в такую ночь пуститься
через пролив на расстояние двадцать верст, важная для того должна                быть причина. Как утка ныряет…выскочила… сейчас ударится с                размаха о берег и разлетится вдребезги…  Ловко повернулась боком                (с облегчением), вскочила в бухту.
      Из-за скалы появляется Янко с тяжелым грузом, кладет его у скалы и возвращается, чтобы помочь девушке. Она, как и слепой, тоже приносит тяжелые узлы, выгруженные из лодки Янко. Каждый берет по узлу на плечи и тихо, молча уходят за скалу.
Печорин (смотрит вслед). Странно!
               
                Занавес!
    
   Яркое, солнечное утро следующего дня. Перед занавесом появляется Печорин. Он угрюм и сердит. За ним выходит денщик. Увидев Печорина окликает его.
Денщик: Ваше благородие!
Печорин оборачивается.
(Денщик подходит,  лицо его испугано.) Плохо, Ваше благородие?
Печорин:  Да, брат, бог знает, когда мы отсюда уедем! Тамань -   самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я был сейчас в крепости, чтобы узнать у коменданта о часе моего отъезда в Геленджик, а он ничего не мог сказать мне решительно. Суда, стоящие в пристани,  все или сторожевые, или купеческие, которые еще даже не начали нагружаться.  Может быть, дня через три, четыре придёт почтовое судно, сказал комендант, -  тогда мы увидим. (Хочет идти дальше).
Денщик (еще более встревожено, наклоняясь к Печорину, шепотом).
Здесь нечисто!Я встретил сегодня черноморского урядника; он мне знаком -  был прошлого года в отряде; как я ему сказал, где мы остановились, а он мне: «Здесь, брат, нечисто, люди недобрые!»
- Да и в самом деле, что это за слепой! Ходит везде один, и на базар, за хлебом, и за водой... уж, видно, здесь к этому привыкли.
Печорин:  Да что ж? По крайней мере показалась ли хозяйка?
Денщик:  Сегодня без вас пришла старуха и с ней дочь.
Печорин:  Какая дочь? У нее нет дочери.
Денщик:  А бог ее знает, кто она, коли ее дочь; да вот старуха сидит теперь у своей хаты.
Печорин  Пойдем. (Уходит, за ним денщик)

                Занавес открывается.

   Дворик перед хатой. Во дворе слева у сложенной печурки сидит старуха, готовит обед. Рядом с ней слепой мальчик подкладывает в огонь хворост, справа видны дверь в хату и часть крыши. В глубине, у заборчика - камень. Печорин. и денщик входят. Денщик проходит в хату, Печорин подходит к старухе.
Печорин  Здравствуй, бабушка, я твой постоялец.
Старуха  (едва взглянув на Печорина, мотает головой). Глухая я, батюшка, не слышу, ничего не слышу.(Отворачивается, занимается стряпнёй).
Печорин  (обращается к слепому). Ну-ка, слепой чертенок (взял его за ухо), говори, куда ты ночью таскался с узлом, а?
Мальчик  (вдруг заплакал, закричал, заохал). Куда я ход  ?.. никуды не ходыв… с узлом? Яким узлом?
Старуха.  Вот выдумают, да еще на убогого! За что вы его? Что он вам сделал?
Печорин.  На этот раз вы услышали? (отходит). Я достану ключ этой загадки! (завернувшись в бурку, садится на камень, задумывается). Вдруг раздается песня. Печорин прислушивается, оглядывается - никого нет кругом, звуки как будто падают с неба. Печорин поднимает глаза: на крыше хаты стоит девушка в полосатом платье, с распущенными косами. Защитив глаза ладонью от лучей солнца и всматриваясь в даль, она поет.
Девушка (поет то протяжно и печально, то быстро и живо).
               Как по вольной волюшке-
               По зелену морю,
               Ходят всё кораблики
               Белопарусники.
               Промеж тех корабликов
               Моя лодочка,
               Лодка неснащеная
               Двухвёсельная.
               Буря ль разыграется -
               Старые кораблики
               Приподымут крылышки,
               По морю размечутся.
               Стану морю кланяться
               Я низёхонько:
               Уж не тронь ты, злое море,
               Мою лодочку:
               Везет моя лодочка
               Вещи драгоценные,
               Правит ею в темну ночь
               Буйная головушка.

Печорин.  Ночью я слышал тот же голос (Задумался, взглянул на крышу, девушки там уже нет.)
   Вдруг девушка пробежала мимо Печорина, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, подбежала к старухе. Быстро и тихо, так что слов разобрать нельзя, они со старухой о чем-то спорят. Старуха сердится, девушка громко хохочет. Вдруг убежала от старухи, поравнявшись с Печориным, останавливается, пристально смотрит ему в глаза, как будто удивленная его присутствием. Затем небрежно обернулась и тихо идёт налево.
Печорин.  Постой! (Встает, подходит к ней). Скажи-ка мне, красавица, что ты делала на кровле?
Девушка:  А смотрела, откуда ветер дует.
Печорин:  Зачем тебе?
Девушка:  Откуда ветер, оттуда и счастье.
Печорин:  Что же? Разве ты песней зазывала счастье?
Девушка:  Где поется, там и счастливится.
Печорин:  А как неравно напоёшь себе горе?
Девушка:  Ну что ж? Где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко.
Печорин:  Кто ж тебе выучил эту песню?
Девушка:  Никто не выучил: вздумается - запою. Кому услыхать - тот услышит, а кому не должно, тот не поймет.
Печорин:   А как зовут тебя, моя певунья?
Девушка: Кто крестил – тот знает.
Печорин: А кто крестил?
Девушка: Почему я знаю.
Печорин:  Экая скрытная! А вот я кое-что про тебя узнал. Я узнал, что ты ночью ходила на берег. Я видел, как ты лодку встречала, груз из нее несла…
Девушка: (нимало не смутясь, хохочет во всё горло). Много видели, да мало знаете; а что знаете, так держите под замком.
Печорин: (серьезно, сделав строгую мину) А если б я, например, задумал донести коменданту?
   Девушка взглянула на него, запела и убежала. В дверях хаты появился денщик.
Печорин (денщику) Принеси мне чая.
Денщик уходит в хату. Медленно возвращается девушка. Она садится на камень рядом с Печориным, молча смотрит на него.
Пауза.
Девушка (внезапно наклоняется к Печорину, обняла руками его за шею, шепчет на ухо). Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег.
Печорин обнимает ее, но она быстро вырывается и бежит за хату, едва не сбив с ног денщика со стаканом чая.
Денщик: Экий бес девка!
Печорин (взяв стакан с чаем): Слушай, сегодня ночью я выйду. Если выстрелю из пистолета, то беги на берег.
Денщик (выпучив глаза от удивления, машинально): Слушаю, ваше благородие.

                ЗАНАВЕС

   Перед занавесом на просцениуме появляется девушка. Ночь. Внимательно вглядываясь в темноту, девушка ждет Печорина. Издали слышен шум морского прибоя. Где-то далеко – протяжный гудок парохода. Появляется Печорин; на нем накинута бурка, за поясом – пистолет. Девушка подходит к нему, берет его за руку.
Девушка: Идите за мной!
               
                Уходят за занавес

   Тот же каменистый береговой обрыв к морю, где прошлую ночь был Печорин. Девушка и Печорин быстро входят.
Печорин: (едва отдышавшись) Не понимаю, как я не сломал себе шеи! (Оглядываясь) Это то же место, где я видел тебя накануне.
Девушка: Взойдем в лодку. (Резко берет его за руку и тянет его к обрыву)
Печорин: (вырывает у нее руку, сердито) Что это значит?
Девушка (Обвивает его стан руками) Это значит, что я тебя люблю… (Прижимается щекой к его щеке и, крепко прижавшись к нему, ловко вынимает у него из-за пояса пистолет и швыряет с обрыва в воду. Плеск воды.)
Печорин: (вырываясь из ее объятий, хватается за пояс) Мой пистолет!
(Печорин пытается оттолкнуть от себя девушку, но она, как кошка,  вцепилась в его одежду и вдруг сильным толчком едва не сбросила его с обрыва в море. Началась отчаянная борьба.)
Печорин: (крепко сжав ее руки, кричит) Чего ты хочешь?
Девушка: Ты видел, ты донесешь!

   Сверхъестественным усилием она почти повалила его на откос, но он  схватил ее одной рукой за косу, другой за горло.  Она выпустила его одежду, и он мгновенно сбросил ее вниз, в море. Раздался плеск воды. Всё стихло. Печорин отходит и, скрывшись за большим валуном, так, что с обрыва его не видно, полуложится на землю. В темноте на обрыве показалась белая фигура девушки. Встав во весь рост, она выжимает морскую пену из волос своих. Вдруг замерла, прислушалась. Доносится звук весел приближающейся лодки.
Девушка: (тихо) Янко! (машет ему рукой)
   Янко поднялся на обрыв. За ременным поясом его торчит большой нож.
Девушка: Янко, всё пропало.
Янко: Тише.
(Несколько секунд они говорят так тихо, что слов нельзя расслышать,
Затем Янко, повысив голос, спросил) А где же слепой?
Девушка: Я его послала. (всмотрелась) Да вот он идет.
(Появляется мальчик, таща на спине мешок, который кладёт на землю подле Янко, и сам садится рядом.)
Янко: Послушай, слепой! Ты береги то место, знаешь? Там богатые товары… Скажи хозяину, что я ему больше не слуга.  Дела пошли худо, он меня больше не увидит; теперь опасно; поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!
(Девушка прижалась к нему, он ее обнял.)
Она поедет со мною, ей нельзя здесь оставаться, а старухе скажи, что, дескать пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.
Мальчик (жалобным голосом): А я?
Янко: На что мне тебя? (Кладёт монету в руку мальчика). На, купи себе пряников.
Мальчик: Только?
Янко: (взвалив на спину мешок, принесённый слепым) Ну, вот тебе еще. (Бросает монету, она зазвенела, ударясь о камень.Слепой её не поднял.
Девушка и Янко спускаются к морю, исчезают в темноте.  Мальчик, сидя на берегу у обрыва, горько, протяжно плачет.)
Печорин: (приподнявшись на локте, в грустном раздумье)  И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг «честных контрабандистов»? (поднимаясь) Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности….. (Уходит)
Плачет слепой мальчик. Шумит море.

                Занавес



                Семяновская А.П.
                Библиотекарь ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
                гор. Москвы