Дядя Вася

Леонид Самойлович
   Помещение на Красноармейской улице, в Киеве до войны, в которой жил дядя Вася, находилось прямо перед пешеходной дорожкой, по которой взад и вперёд, постоянно, по своим делам, сновали люди. Чтобы сделать на заказ шляпу, которую изготавливал дядя Вася, необходимо было спуститься вниз, в подвал, по крутой, 45 градусной лестнице и. чтобы не упасть, нужно было держаться за перила прикреплённые тут же к стене справа. Здесь, прямо перед вами, на двух кусках проволоки, висела вывеска с рисунком мягкой мужской шляпы с надписью «ШЛЯПЫ ОТ ДЯДИ ВАСИ».

   Целыми днями дядя Вася просиживал у окна за швейной машинкой наблюдая за швом на канте шляпы и пробегавшими мимо ногами - то женскими, на высоких или плоских каблуках, или мужских солдатских, кирзовых, забрызганных грязью или ещё, бог знает чем. Время от времени здесь были слышны в подвале удары двух прессов выдавливающих из кожи или фетра заготовки для шляп, а затем строчила швейная машинка заканчивая начатую работу.

   Дядя Вася редко выходил на улицу, особенно зимой и только в соседний магазин за бутылкой молока и буханкой хлеба - это всё, чем он питался в течение дня
На противоположной стороне Красноармейской, прямо напротив его окон, расположился театр Музыкальной Комедии и сегодня там происходило, что-то невероятное. Люди собирались в толпы или очереди и только вечером, только тогда, когда начинался спектакль. Судя по афише дядя Вася понял в чем дело.

   Это произошло сразу после войны и на Украину, в качестве гостей с концертами, прибыли из Америки, еврейские певицы сёстры Берри. Событие было настолько грандиозным, что потрясло всю еврейскую общину города Киева. Дядя Вася родившийся в Киеве и проживший там всю свою жизнь, ничего подобного не видел. Время от времени он заходил к больному соседу и делился с ним о событиях происходящем в его районе. Это, как раз, было одним из таких событий. Но дядя Вася удивлялся не только сам, он часто удивлял и окружающих его людей, особенно зимой. Одним из особенностей его организма было то, что он в самые жуткие морозы, мог ходить по улице босиком и лысым.

   Люди кутавшиеся в тёплые одежды всегда останавливались в недоумении, не понимая, как он выдерживает такой холод. Известен удивительный случай.
На противоположной стороне улицы Жилянской, напротив вышеуказанного театра, стояла церковь, в которой во время войны, находилась немецкая комендатура. Начальник комендатуры, то ли из жалости, а то, возможно, это было его хобби, заказал у дяди Васи три шляпы - кожаную, соломенную и одну из фетра, Все три он отправил в ягерманию, так хорошо они были сделаны.

   Немцы его не трогали и однажды, в лютый мороз, затащили в комендатуру и силой заставили одеть тёплые носки, солдатские ботинки, телогрейку и русскую ушанку на голову. Это было очень смешно, если бы не было так печально. Выглядел он очень смешно и неуютно. Выйдя из церкви и проследив, или за ним никто не наблюдает, дядя Вася снял с себя всё одетое и аккуратно сложил у входа в церковь.
Единственным развлечением дяди был кинотеатр по открытым небом располагавшимся на той же стороне, где и церковь. Этот кинотеатр дядя Вася посещал каждый раз, как только там появлялся новый фильм. Вход туда всегда стоил один рубль, а вот для мальчишек вокруг это были большие деньги, которые они с удовольствием тратили на мороженное. Кино они тоже смотрели, только с высохших деревьев вокруг театрального забора.

Как исчез и куда девался дядя Вася, ни я, ни окружавшие его, не имели никакого понятия. Однажды он просто исчез и никто никогда о его существовании не вспоминал.
А впрочем, кто его знает, может и были такие. Квартира его была заброшена и даже вывеска в его мастерскую оборвалась и висела на оставшейся с одной стороны проволоки. Продолжая рассказ, ещё помню, что через несколько лет после войны, в церкви в которой была комендатура, евреи пекли мацу, но однажды она исчезла.
Советские власти, без объявления и объяснения причин, за одну ночь снесли церковь и через неделю устроили на её месте детскую площадку.э

   Улица Жилянская ещё была характерна тем, что на ней находилась небольшая женская тюрьма и на её решетчатых окнах всегда можно было видеть женщин беседующих со своими родственниками или друзьями. Рядом, прямо во дворе тюрьмы, находилась ночная больница скорой помощи. Ночью в неё свозились люди найденные на улицах города. В палатах находилось от 15 до20 человек, в потрясающе грязных условиях, а в женский или мужской туалеты можно было пройти  по полу залитому мочой. На этой же улице, где рядом, была хлебопекарня, и на ней постоянно пахло дрожжами. Особенно это чувствовали те, кто находился в трамваях едущих в сторону железнодорожного вокзала, или в обратную сторону.

Апрель,2024 год