Учителями славится Россия

Айша Курбанова 3
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
      
Доброта присуща многим. Но быть добрейшими удается немногим. Ильмугаят Джалалова, член творческой группы Каякентского научно-методического центра, родом из села Шамхал Янгиюрт Кумторкалинского района. После окончания Хасавюртовского педучилища имени З. Батырмурзаева в 1972г.  начала свою трудовую деятельность в родной школе. Совмещая работу в школе, заочно окончила филологический факультет ДГУ. С 1998 года работает в МОУ Новокаякентская СОШ".
– На протяжении 39 лет основной принцип, по которому я строю свою работу, – рассказывает в беседе со мной И. Джалалова, – развивать познавательный интерес детей, найти ключи к сердцам и умам учащихся. С этой целью я ввожу в учебный процесс нестандартные уроки.  Они помогают мне разнообразить методы педагогической деятельности.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ученика.  Поэтому я стараюсь дать творческий выход энергии ребёнка, заботясь об идейно-нравственном направлении его "творений". А подготовка детей к творческой работе – дело чрезвычайно сложное. Чтобы учащиеся устно или письменно умело излагали свои мысли, нужно обогатить их словарный запас, вызвать потребность в самообразовании, научить мыслить творчески. А творческое мышление предполагает умение активно использовать полученные знания, наблюдать, сопоставлять жизненные факты и делать определенные выводы.
Сама по себе художественная литература – это, прежде всего, школа нравственности, поиск истины и красоты, это судьбы людей, это сложность человеческих взаимоотношений.
– Анализируя образы героев произведений, – говорит Ильмугаят Джалалова, – мои ученики делают свои выводы, делятся на уроках своими личными переживаниями за судьбу окружающего мира. Всё это в целом является стимулом, побуждающим учащихся к литературному творчеству.  С целью формирования чуткости учащихся я стараюсь увлечь детей внеклассными и общешкольными мероприятиями: уроками-диспутами, уроками мужества, конкурсами чтецов, предметными вечерами, посвящёнными писателям, поэтам-юбилярам и т. д.  Артистизм, выразительность речи моих бывших и нынешних учеников: З. Сулеймановой, П. Магомедовой, О. Абдурахмановой, Л. Каркесовой, Л. Ильясовой, занимавших призовые места  на школьных, районных олимпиадах по русскому языку и литературе, не раз покоряла и членов жюри и зрителей. Р. Сонгуров, занявший первое место на районном слете пионерских отрядов и награжденный ценным подарком за чтение стихотворения Расула Гамзатова "Мой Дагестан", показал хороший результат нашей совместной с ним работы.
Главным делом моей жизни всегда была и останется поисковая работа – методика воспитания в учащихся   доброжелательных отношений с окружающими людьми. Где бы ни были мои ученики, кем бы ни стали, хочется, чтобы они оставались добры и человечны в жизни, чтобы любили свою страну. Сотрудничая с Каякентской НИЛ по ФДЧО, я часто думаю, что же мешает детям быть гуманнее. И прихожу к мысли, что после введения ЕГЭ многие старшеклассники перестали заниматься в полную силу своих способностей. Безучастность к учёбе создают в первую очередь взрослые, которые пугают их провалом на экзаменах. Родители на завершающем этапе обучения думают не столько об уровне углубления знаний своего чада по тому или иному предмету, сколько о том, чтобы их дети набрали баллы для зачисления в престижный ВУЗ. В итоге получается, что тот ребенок, который при всем старании учителей не учился в школе, отлынивал от учёбы, попадает в вуз. И из стен университета при поддержке родителей выходит слабо подготовленный специалист, которого не волнуют нравственные устои. Я считаю, что этого не должно быть! Какая же помощь выпускникам от сдачи экзаменов за родительский счёт? Если у них не было знаний до ЕГЭ, не будет их и после сдачи ЕГЭ. Такая "родительская помощь" только расхолаживает их, лишая стимула, усердно учиться. 
Я бы порекомендовала Каякентской НИЛ по ФДЧО проводить с родителями круглые столы, чтобы обсуждать актуальные вопросы нашего времени, связанные с проблемами образовательного процесса. Объяснять им необходимость дать детям почувствовать, что без труда нет способностей. Без способностей, нет и хороших результатов. Без хорошего специалиста, нет и хорошего отношения к нему на работе. Образование и воспитание подрастающего поколения должно проходить на основе созидательного труда. Больно и до глубины души обидно, когда родители не прислушиваются к советам учителей и позволяют детям лениться. Обидно и за "униженных и оскорбленных" государством учителей старой закалки, которые продолжают обучать и воспитывать детей от всего сердца, развивать их духовно, когда долгий и непрерывный труд (даже более 30-ти лет педагогического стажа) оценивается сейчас наравне с работой техничек или сторожей.   Хочется, чтобы окружающие люди понимали нас, учителей, как понимает их Андрей Дементьев.      

      Не смейте забывать учителей.
      Они о нас тревожатся и помнят (...)
      Они нас ждут. Они следят за нами
      И радуются всякий раз за тех,

      Кто снова где-то выдержал экзамен
      На мужество, на честность, на успех.
      Не смейте забывать учителей.
      Пусть будет жизнь достойна их усилий.
      
     Учителями славится Россия.
     Ученики приносят славу ей.
     Не смейте забывать учителей!