Армянский драм

Федор Лапшинский
Где-то поздней осенью 1993 года в независимой республике Армения начался отказ от советский рублей и произошёл переход на свою национальную денежную валюту. Деньги это напечатали где-то в Европе, и называлась эта денежная единица  - «драмом». Курс драма к доллару в начале этой денежной реформы, был примерно двадцать драмов к одному доллару. А местные копейки назывались лумами. Потом эти лумы из-за постепенной инфляции совсем исчезли. С тех пор драм обесценился, но не так катастрофически, и за доллар сегодня дают пятьсот драм. Новые деньги были довольно симпатичные и необычные. Через несколько лет дизайн поменялся, и старые драмы вышли из употребления. При мне же (я в Ереване тогда жил), драмы были ещё без лиц великих деятелей армянской культуры и науки. Поначалу, видимо, спешили и нарисовали на деньгах лишь то, что кто-то по-быстрому придумал. На них были изображены основные достопримечательности города Еревана. На самой ходовой банкноте в 10 драм – красовался памятник эпическому богатырю Давиду Сасунскому, который стоял и поныне стоит у ереванского железнодорожного вокзала. Этот богатырь воевал с арабскими халифами, которые когда-то оккупировали многие культурные государства, в том числе и Армению. Конечно же, арабы тоже были тогда довольно культурные, и они нам сохранили многие античные тексты, и они изучали звёзды и давали им свои арабские названия, и составляли астрологические гороскопы разным там багдадским халифам и меликам, и строили величественные минареты и разные архитектурные чудеса. Потом это всё куда-то делось, и наступили варварские времена, - пришли дикие тюркские племена из нашего далёкого Алтая, и арабы постепенно стали их вассалами. И на место халифов пришли султаны.

                Следующая по достоинству купюра была 25-драмовая, и на ней была изображена львица и клинописная табличка. Это купюра посвящалась древнему городу Эребуни, который находился на месте нашего Еревана. Основал этот город один из царей государства Урарту, которого звали Аргишти Первый. И произошло это событие в 8 веке до нашей эры. Так что Ереван строился не на пустом месте. Аргишти Первый воевал с ассирийскими царями, и давал им дрозда или, говоря по-литературному – одерживал победы. Был ли этот самый Аргишти Первый армянином?.. По этому поводу учёные не пришли к общему выводу.  Государство Урарту перестало существовать в 6 веке до нашей эры, во времена, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй захватил Иерусалим и вывез почти всех евреев в Вавилон, чтобы они там поднимали местную культуру. В вавилонских же клинописях есть упоминание об этот самом Урарту, которое тогда уже находилось в упадке, и уже не могло соперничать со своими соседями. Могучая Ассирия тоже примерно в это же время закатилась, и на её место пришла Древняя Персия, которая прикончила этот самый Вавилон и вернула евреев обратно в их родную Иудею. Персией тогда руководил Кир Второй, которого назвали Великим. И этот персидский царь был очень мудрым и милосердным. А в те суровые времена таких царей вообще не было, ибо люди тогда были малокультурные и малоразвитые. Души их после смерти попадали в ад, и там томились долгие года и даже века, до следующего воплощения. Жизни у них были короткие и безрадостные. Родился, немножко пожил и умер. Попал в ад. Там потомился. Опять родился, немножко пожил и умер… Мы сейчас не помним те дремучие времена, потому что память у нас недоразвитая. И у нас тогда не было, говоря по-антропософски, настоящего Я-Сознания, и мы находились в полусонном состоянии. Это теперь мы такие просветлённые и сознательные…

Пятидесяти-драмовая купюра была приятного фиолетового цвета, и на ней красовались два здания, - армянский Парламент и Исторический музей. Парламент находился (да он и сейчас там) на проспекте маршала Баграмяна. Раньше, при СССР, там находился ЦК Коммунистической партии Армянской ССР. Архитектором этого, радующего глаз, здания в стиле сталинский ампир, был Марк Владимирович Григорян, и построено оно было прямо после второй мировой войны. Кто его строил, - этого я не знаю. Возможно, это были пленные немцы, но, скорей всего, это были наши армянские строители и каменщики и, наверное, политические заключённые. И архитектор Григорян ещё спроектировал знаменитый Матенадаран, - хранилище древних рукописей. Честно говоря, раньше я этого не знал, так как не был любопытен. С возрастом я стал другим, и научился обращать внимание на то, на что раньше совсем своего внимания не обращал. Архитектор Григорян ушёл из жизни, когда мне было одиннадцать лет, и я занимался плаванием; и чуть ли не каждое раннее утро проезжал мимо здания ЦК КП Арм.ССР, на троллейбусе под номером 8 или 9, на свои утомительные тренировки. И это здание Парламента ещё знаменито тем, что там произойдёт шокирующий теракт, осенью 1999 года, когда будут застрелены восемь парламентариев и среди них - Карен Демирчян, который всё моё детство был первым секретарём ЦК нашей маленькой, но гордой республики. Товарищ Демирчян был довольно скромным человеком (во всяком случае, про него не ходили позорящие его слухи), и внешность у него была красивая и мудрая. Кто бы мог подумать, что он так печально и трагично закончит своё земное бытие, будучи уже пожилым человеком...

                Сто-драмовая купюра изображала древний храм Звартноц (7 век нашей эры), Арарат и здание Оперного театра. Священная гора Арарат высилась и на десяти-драмовой купюре, про что я запамятовал упомянуть. Христианский храм Звартноц был разрушен землетрясением где-то в 10 веке, и его руины обнаружили в начале 20 века. Кто был архитектором этого шедевра, - про это ничего не известно. А вот архитектором Оперного театра был Александр Ованесович Таманян, который являлся и автором генеральной плана города Еревана. Если бы не Таманян, то Ереван бы выглядел совсем по-другому. Он превратил маленький провинциальный городок в столицу советской республики Армения. Это всё произошло в двадцатых-тридцатых годах, при наимудрейшем товарище Сталине. До октябрьской революции, город Эривань, был малозаселённым городком с населением примерно в 30-40 тысяч человек, и армян из них было даже меньше половины. Другая половина состояла из азербайджанцев, курдов, русских, поляков... Российские армяне тогда жили, в основном, в Тифлисе и в Баку, ну и, конечно же, в других частях нашей многонациональной империи. Тот же Таманян родился в Краснодаре (Екатеринодаре), и потом учился на архитектора в С-Петербурге. Построил в Москве огромный доходный дом князю Щербатову, который расположен прямо напротив американского посольства. В 1923 году переехал в Ереван, и стал там главным архитектором, и было ему тогда уже 45 лет. Умер он в 1936 году, и как не странно звучит, своей смертью, хотя и было ему всего лишь 57. Наверное, великий архитектор просто надорвал своё здоровье от такой титанической работы, - двенадцать лет жизни он отдал Еревану. Здание Оперы было его последним творением. Вокруг этого прекрасного круглого сооружения ереванцы любят гулять и обсуждать последние политические новости. Именно у здания Оперы и произошли первые митинги, в феврале 1988 года, когда начались печальные карабахские события.

                На купюре в 200 драм, была изображена небольшая скромная церковь, построенная в 7 веке. Сей храм посвящался христианской мученице, которую звали Рипсимэ. Она вместе с 36-ю другими девушками-христианками бежала в Армению из Римской империи. Это было во времена, когда Арменией управлял царь Трдат Третий. Бежали же они от римского императора Диоклетиана, который хотел взять в жёны прекрасную девственницу Рипсимию. Поначалу они оказались в Александрии, где им явилась Богоматерь и направила их в полудикую языческую горную страну, которой на тот момент являлась  Армения. Хотя, там и были культурные люди, которые говорили между собой на греческом и латинском языках, но таких было немного. Армяне тогда особо не отличались от тех же персов, и поклонялись Солнцу и разным там богам.  Царь Трдат Третий тоже воспылал страстью к Рипсимэ, настолько она была прекрасна и чиста. Захотел её взять в жёны, но та воспротивилась этому. Трдат сильно разгневался и велел всех этих девушек казнить, и они были побиты камнями. После этого злодеяния царь Трдат начал бесноваться и не находить себе места от мук своей совести. Его излечил от безумия святой Григорий, и Трдат стал совсем другим. Он повелел всех крестить и сделал христианство государственной религией Армении. Это великое событие произошло в 301 году нашей эры. Так Армения стала первой христианской страной в мире. К сожалению, царь Трдат Третий начал уничтожать языческие храмы, статуи и книги. Так продолжалось где-то тридцать лет и, в конце концов, его отравили приближённые… Вот так вот армяне, благодаря святой Рипсимэ и его подругам, стали христианами. А святой Григорий стал первым католикосом всех армян. Умер он своей смертью, прожив где-то восемьдесят лет. А перед тем, как излечить Трдата от безумию, он провёл 13 лет в глубоком колодце, куда его заключили за его проповеди любви к ближнему. Одна из девушек, по легенде, чудом спаслась, и она пошла на север, чтобы обращать в христианство диких язычников грузин. Это была святая Нина. Её там, как не странно, не убили, не замучили, и умерла всеми уважаемая и почитаемая, прожив где-то 55 лет…

                Пятисот-драмовая купюра была зелёного цвета, и её ввели в обращение весной 1994 года. На ней ереванцы могли увидеть гору Арарат, монету времён Тиграна Второго Великого (она называлась тетрадрахма) и раскрытую книгу с изображением первых трёх букв армянского алфавита, - Айб, Бэн, Гим… Тигран Великий правил Великой Арменией сорок лет. Это ещё было в дохристианскую эпоху. Прожил он долго – целых 85 лет. И никто царя не отравил, и он даже не погиб на поле боя. А воевал он и с парфянами, и с римлянами, и с селевкидами, и с набатеями. И практически всегда побеждал! Конечно же, у него был сильный союзник, и даже родственник, с которым Тигран Второй не сорился, и это был царь Митридат Шестой Понтийский (Тигран был женат не его дочери Клеопатре), и они вместе контролировали Малую Азию. Тигран Великий дошёл в своих завоеваниях до Средиземного моря, присоединив всю Сирию и Киликию. Иудею он не стал присоединять, но взял в плен десятки тысяч евреев и переселил их на территорию Армении, где они впоследствии растворились среди местного населения, позабыв свои обычаи и обряды. Может быть, поэтому армяне так иногда похожи не евреев. Во всяком случае, это исторический факт, и отрицать это могут только люди недалёкие и малокультурные. Столицей той Великой Армении был город Тигранакерт, и он располагался на месте нынешнего турецкого города Диярбакыр, где нынче проживают в основном курды, которые безумно мечтают построить свой Великий Курдистан, но этого им никогда не позволят их ревнивые турецкие братья. Тигран Великий был большим поклонником греческой культуры и, можно сказать, он был воспитан на древнегреческой философии и литературе. Поэтому он с персами постоянно воевал и громил их парфянские орды. Персы были ему неприятны тем, что они не уважали свободу личности, и их шахиншахи и маги постоянно всё хотели контролировать. А римляне же, которых он уважал, желали сделать его своим верным вассалом, что так же его не устраивало. Тигран Великий – фигура крайне популярная среди армян и не случайно в честь него так много мальчиков носят это древнее имя.

                Тысяча-драмовую банкноту ввели в обращение осенью 1994 года. На ней были напечатаны скульптура, изображающая великого Месропа Маштоца, здание Матенадарана и столб 7 века, посвящённый сюникским князьям, воевавшим с персами. Святой Месроп родился где-то в 361 году нашей эры и, прожив долгую жизнь (около 80 лет), создал армянские буквы и первый перевёл Библию (Новый Завет) на армянский язык. В этом прекрасном алфавите было 36 букв (ещё две буквы были потом добавлены в 11 веке). Согласно легенде он, на самом деле, эти буквы не придумывал, а они ему явились, посланные Богом, после долгих молитв. Наверное, это просто легенда и, скорей всего, святой Месроп, после кропотливой работы по изучению других алфавитов, сам создал эти замечательные армянские буквы. И произошло это знаменательное событие в книгохранилище города Эдесса, в 405 году (нынче это город носит не столь благозвучное турецкое название Шанлыурфа). Кроме армянских букв, Месроп Маштоц ещё создал грузинские буквы; но гордые грузины не любят про это говорить, и они считают, что их алфавит намного древнее… Кроме изобретения алфавита, святой Месроп ещё был миссионером, педагогом, учёным, поэтом, переводчиком и монахом. Он много путешествовал и даже был в Константинополе, где встречался с византийским императором Феодосием Вторым. У святого Месропа было много учеников, помогавших ему, и самым первым среди них был святой Саак Партев, который стал потом десятым армянским Католикосом.

                Пятитысячная банкнота появилась осенью 1995 года (я уже тогда  покинул город Ереван), и на ней, на одной стороне, красовался единственный сохранившийся языческий храм в Армении, который носит название Гарни; а на другой - бюст прекрасной богини плодородия и любви – Анаит, которую армяне особо почитали до принятия христианства. Сей бюст был обнаружен в 19 веке, близ города Эрзерума, и эта реликвия сейчас хранится в Британском музее (эти англичане всегда всё присваивают). Имя Анаит очень популярно в Армении, но оно не имеет ничего общего с еврейским именем Анна, и оно звучит примерно как «Анахит» с мягким гортанным звуком «х». Эллинистический храм Гарни был разрушен землетрясением, которое произошло в 1679 году, и его развалины пролежали до середины 20 века. И только при СССР этот храм восстановили (в 1960х-70х годах), и он стал чуть ли не самой главной туристической достопримечательностью. Построил же этот храм, похожий чем-то на греческий Парфенон (но меньших размеров), армянский царь Трдат Первый, который получил царскую корону от самого Нерона. В те времена Армения стала, на какое-то время, вассалом и союзником Рима. Царь Трдат был парфянского происхождения, и родным братом царя Парфии, которого звали Вологез Первый. А как мы все помним, в те времена между Парфией и Римом часто происходили войны, и Армения всё время находилась между этим двумя великими державами. И армяне тоже были духовно разделены, - одни тянулись на Запад, к Риму, а другие – на Восток, к братьям-парфянам. А потом армяне вообще приняли христианство, и персы стали им уже не братьями, а как-бы даже злейшими врагами. И началась у них совсем другая история, - довольно трагическая и печальная. С персами, правда, сейчас армяне уже не воюют, и к ним довольно терпимо относятся. И персы любят приезжать на отдых в Ереван, и даже покупают здесь себе недвижимость…

                Все эти вышеперечисленные купюры или банкноты были изъяты из обращения в 2004-2005 годах. Начиная с  1998 года стали печататься новые драмы с изображениями известных армян. На 50 драмах был композитор Арам Хачатурян и сценка из балета «Гаянэ»; на 100 драмах – астрофизик Виктор Амбарцумян и Бюраканская обсерватория; на 500 драмах – архитектор Таманян и здание Правительства Армении; на 1000 драмах – писатель Егише Чаренц и лошадь с повозкой на фоне старого ереванского дома; на 5000 драмах – писатель Ованес Туманян и картина Мартироса Сарьяна; на 10000 драмах – писатель Аветик Исаакян и вид на старинный город Гюмри (при СССР он назывался Ленинакан); на 20000 драмах – художник Мартирос Сарьян и его же пейзаж… Лично я бы ещё напечатал актёра Фрунзика Мкртычяна!.. И, я думаю, если бы прошёл по этому вопросу референдум, то его бы точно выбрали. И кстати этот замечательный актёр скончался именно в то время, когда вводили новые деньги. Это произошло прямо под самый новый 1994 год. И я помню, как я брёл по проспекту Месропа Маштоца, и мимо медленно прошла похоронная процессия, и я увидел Фрунзика в гробу. Этот прекрасный актёр прожил 63 года, и он сильно выпивал. И вообще у него жизнь была не такая уж весёлая. И жена у него сошла с ума. Донара (так её звали) тоже была актриса, но её особо не снимали. В фильме «Кавказская пленница» ей дали маленькую роль, где она сыграла жену Фрунзика. Говорят, что она была жутко ревнивая, и это её окончательно привело в психбольницу, которая находилась на озере Севан…