Завершите картину самостоятельно!

Майкл Андреев
Иветта Лохматова. "Зимний вечер", Холст, масло. 70;90 см, 2024

По некоторым вполне объективным признакам сразу узнаешь настоящую живопись. Все такое узнаваемое и предметное, однако это соответствие реальности только кажущееся. Если присмотреться, то не увидишь ни домиков, ни деревьев, ни сараев - ведь ничего толком не прорисовано - но зато это беспорядочное сочетание крупных мазков со строгостью линий, простого со сложным, порождает переживание присутствия. Ты полностью присутствуешь здесь - вот ОНО перед тобой!

И оно так убедительно, что тебе кажется, что ты предстоишь перед чем-то. Но это не модель, не натура, с которой художник писал картину. Может быть, этой модели и деревеньки, которая послужила праобразом, и не было вовсе. Ведь с таким же успехом можно написать этот этюд и без натуры. Но тогда, где источник?

Принято говорить, что художник изображает не то, что увидел вовне, а свое настроение, свое состояние, типа, импрессионизм. Но это не так! Сто лет назад это было так, а сейчас современные художники так больше не пишут, как это делал еще Моне, они оставили далеко позади и реализм, и импрессионизм, и даже не важно, как это направление определить - они подошли гораздо ближе к духовному, к истинному.

То, что мы видим на картине, это более глубокое и бессознательное погружение в материал, и поэтому в картину свободным образом нисходит некое невоспринимаемое глазом существо, создавая при этом иллюзию реальности, будто перед нами что-то конкретное и оформленное. Но это вовсе не заснеженный хутор, просто художник для большей конкретизации своего откровения пошел нам навстречу: "Да, я могу для вас сделать и так, чтобы вы видели на картине знакомые и родные образы, чтобы вашему зрительному ощущению было за что зацепиться". На самом деле, ничего этого нет.

А что тогда есть?

Вот вопрос, который обычно сбивает всех с толку. Особенно он ставит в тупик считающих, что они разбираются в живописи, тех умников с высоким IQ - критиков и искусствоведов, которые тупо смотрят на картину, засыпают вас учеными словами, но ничего не могут сказать, о чем же она. Не правда ли, парадокс! Зачем они, спрашивается, учились и заканчивали свои академии? Да и сами художники тоже не будут вам ничего говорить, но не потому что тупые, а потому что им запрещено рассказывать о своих работах - Бог запретил.

Мне Он не запретил. Но и не разрешил тоже. То, что я скажу на свой страх и риск, это, конечно, бред, и не надо мне верить. Однако, мой долг художественного критика заставляет меня говорить, как оно есть:

Это БЛАГОДАТЬ.

Благодать, спустившаяся на землю из высоких-высоких-высоких регионов духовного мира. Благо, которое дается свыше человеку - вот так оно выглядит. Благо, которое надо еще заслужить.

Для этого Дух приводит художника в местность, где дает ему ощутить высочайшую благодать, и тогда художник, погружаясь в материал, пишет картину того, что было позволено ему пережить. И такая зима! И все такое занесенное снегом, и ты словно на краю света, перешагиваешь через неубранные сугробы к себе в свою неказистую избушку - но зато какой Рай! Какая радость, что тебе предоставлено жить в этой старой заброшенной Богом деревне - читай, на Земле! И благодарность Ему за то, что Он тебя не покинул!

И теперь возникает вопрос: ЗАЧЕМ?

Для чего художник пишет картины? - Для нас, конечно, для людей, для так называемых зрителей. Он святой, и ему Бог дает, но мы-то ЧТО с этой благодатью, спустившейся на художника, должны делать? Восхищаться его мастерством? Любоваться красотой русской природы? Типа:

"Ах, есть же еще в нашей глухомани нетронутые прогрессом места!"

Нет, мы должны завершить работу художника. Картина не закончена, пока мы с ней не поработаем. Раз мы ее видим, значит, Творец, оказавший художнику свою милость, обращается теперь к нам, чтобы мы доделали свою часть. Но как? Каким образом мы можем закончить чужую картину?

В том-то и дело, что картина не чужая, а своя. Надо ее увидеть в себе. Недаром она называется "зимний вечер" - так, возьми ее в ночь, чтобы ночью дать душе ее внимательно рассмотреть, пережить во сне снизошедшую на тебя благодать. Ибо был вечер, и было утро, но ты еще не получил ее, не заметил среди дневной суеты и не оценил, что тебе сегодня далось.

Вечер спускается на Землю, зажигаются в окнах огни, а во внешнем мире пробирающий до костей мороз - так, заберись в свой теплый дом, вспомни сегодняшний день и погрузись в сон. И душа поймет, что сегодня она пережила благодать.

Картина для памятования о встрече с Духом.

Если ты сейчас читаешь эту статью и твои глаза устремлены в существо, изображенное на картине, то это не спроста, не случайно. Значит кто-то в духовном мире хочет обратить твое внимание, что сегодня днем в твоей жизни произошло что-то великое, был сделан какой-то важный шаг, прорыв, еще недостаточно тобою осознанный - поэтому тебе посылается оттуда вместе с картиной божественная благодать. И когда ты осознАешь, ЧТО это было, то с полным правом можешь сказать, что выполнил свою часть работы.