Неизвестный талантливый земляк дополненное

Алексей Васильевич Евдокимов
Неизвестный  талантливый земляк.

«Это имя неизвестно нашим краеведам и никогда не упоминалось в перечне знатных земляков. Между тем Георгий Розай, о котором идёт речь, был одним из выдающихся мастеров русского балета.»- писал в «Тамбовской жизни» 1 августа 1998 года известный тамбовский краевед, заслуженный работник культуры России Андрей Михайлович Белкин.
Прошло около 16 лет. За эти годы появилась о нашем земляке небольшая заметка в книге:» Созвездие. Тамбовская лира» авторов Е. и О.Кузьминых.
Нет его имени и в "Тамбовской энциклопедии" 2-е издание.
Как сообщает энциклопедия «Русский балет»,Георгий Альфредович Розай родился в 1887 году в селе Ивановское Тамбовской губернии Кирсановского уезда. Позднее, уже при советской власти маленький посёлок перешёл в Уваровский район.
Теперь уже трудно установить где в степи располагался этот посёлок. Сколько их исчезло, обезлюдело! Можно только предположить, где-то вблизи села Лебяжье.
Ещё сложнее узнать, как в этом посёлке оказалась семья со странной для наших мест фамилией. В те далёкие годы в наших краях власть селила бунтовщиков поляков, после подавлений восстаний.В наши края после войн направляли пленных немцев, венгров, австрийцев.
Многих, кто в Россию пришёл с мечом.
Препятствий, ограничений им и их детям не чинили, многие учились в столичных учебных заведениях, становились известными людьми и считали себя русскими…
В 1907 году 20-летний Георгий Розай окончил прославленное Петербургское театральное училище. Его однокурсником был великий танцовщик Вацлов Нежинский. Они на всю жизнь сохранили ревностное отношение к успехам друг- друга, но никогда не опускались до зависти и вражды, что нередко бывает в этом обществе.
Их учителем и наставником был выдающийся артист балета, талантливый и требовательный педагог, хореограф Фокин. Его считают основателем современного классического романтического балета.
Выпускной экзамен в составе других балетных светил принимал участие и Фокин.
Уже в конце своей жизни он написал книгу о балете, о людях балета, своих учениках и их судьбе. Книгу назвал «Против течения» и на первой странице поместил свой девиз, свой взгляд на достижение человеком поставленной цели.
Мне кажется, его уместно привести. Оно может быть полезно для современных молодых людей, как никогда ранее. Да и характеризует учителя и наставника нашего земляка Георгия Альфредовича.
Вот этот девиз:
«Самое спокойное, самое выгодное для работы в области искусства – плыть по течению. Будь то в тихую, ясную погоду, по безмятежной глади вод, когда всё просто и понятно до скуки;
Будь то в кошмарную бурную ночь, по пенящимся волнам, когда мрак непроглядный и хаос…-
Если хочешь, чтоб было проще и легче –
Плыви по течению!
Если же это тебя не соблазняет, и ты хочешь своим  фурор вызвал танец направиться к своей , цели,если ты готов к борьбе и страданиям, а идущая навстречу бессознательная стихия тебе  не страшна…-
не жди благоприятной погоды, не справляйся о попутном ветре – смело греби против течения!»
Вот таков был учитель у Георгия! Он сам следовал этому девизу и от учеников требовал, часто беспощадно заставлял оттачивать своё мастерство…
«…цель экзаменационного спектакля. Среди отдельных номеров, особенный фурор вызвал танец шутов, который исполняли 6 мальчиков с виртуозом Розаем в середине. Это самый трудный по технике танец из всего, что я когда-либо поставил. Розай высоко взлетал, переплетал совершенно согнутые ноги и падал затем на одно колено…
О, как я помучил мальчиков, прежде чем достиг идеального исполнения! Но как  охотно, с какими радостными лицами они «истязались», как были счастливы, когда публика «не выдержала» и разразилась несмолкаемыми аплодисментами!»
Так славно и трудно началась карьера Георгия Альфредовича.
Он быстро стал признанным и востребованным мастером-виртуозом. Публика шла на спектакли, чтобы взглянуть, насладиться мастерством Розая.
В 1907-15 годах работает в прославленном Мариинском театре. Занят в спектаклях «Дочь фараона», «Капризы бабочки», «Времена года», «Евника», «Половецкие пляски», здесь он исполнял роль блестяще половецкого юноши. Публика была в восторге, многие по несколько раз приходили на спектакль, чтобы взглянуть на Розая.
Выступал в «Павильон Армиды», «Фея кукол».
Для нас, мало посвящённых, это мало о чём говорит, но современники высоко ценили талант Георгия Альфредовича.
В 1909 году с успехом проходит первый сезон Русского балета в Париже, организованный Дягилевым.
Париж был покарён русским балетом. Публика была в восторге. Французские газеты посвящали целые полосы мастерству наших артиств.
Розай особенно блистал в «Половецких плясках», «Евнике». Поставленным его требовательным учителем М. Фокиным. В честь коронации короля Георга
Розай принимает участие в спектаклях, созданных прославленным хореографом Мариусом Петипа, это высокая честь.
Успех в Париже нашего земляка, по выражению М.Фокина «был совершенно невероятный»
Розай в числе 6 танцовщиков получает приглашение в Лондон.
«Петербургская газета» писала тогда:»За ежедневное исполнение «танца шутов», продолжающихся немногим более пяти минут, г.Розай будет получать 800 рублей в месяц…»
В 1911 году танцовщик выступал в балете «Павильон Армиды» в Лондоне в честь коронации ГеоргаV, исполнил свою знаменитую роль Шута.
«Успех «Шутов» и, главным образом, Розая  в этом танце был совершенно невероятный» (М.Фокин),
В театре отношения у Георгия Альфредовича не всегда ладно складывались. Он желал и не получал желаемые роли.
В 1915 году Розай Георгий Альфредович уходит из театра. Ведёт уединённый образ жизни. У него нет друзей, нет душевной поддержки.
В 1917 году в апреле в возрасте 30 лет умирает от туберкулёза.
Несколько лет спустя, его учитель Михаил Михайлович Фокин, уже находясь в эмиграции в Америке, писал:»Кто теперь знает имя танцовщика Розая? Он умер скоро после начала своей карьеры. Что осталось от его успеха, его необычайной удачи в книгах и балете? Никто не был заинтересован не только в том, чтобы превознести его, но даже в том, чтобы отдать должное, чтобы  констатировать факт. Разве интересно расхваливать какого – то Розая, имя которого звучит так незнакомо?».
Печально, что забыт самобытный, талантливый человек, посвятивший свою короткую жизнь служению искусству.
Вспомним Георгия Альфредовича Розая на его родине.
     Сентябрь  2014 года.
Кто ищет тот найдёт! Оказывается, в Петербурге живёт ученица 10 класса Сидоранова Анастасия и она подготовила интересное, документированное и подробное исследование по биографии Георгия Альфредовича Розай.
Некоторые дополнения в мой материал:
Отец танцора итальянский подданный Альфред Фортунато Розай, мать - крестьянка Матрёна Фоминична. Отец по специальности берейтор, обучающий верховой езде, обучающий молодых лошадей.
Из Италии  был выписан Великим князем Георгием (Юрием) Максимилиановичем Лайтехбергским.
У Георгия Розай была сестра Клавдия Альфредовна Розай (Григорович). Обучалась в театральном училище вместе с балериной Марией Семёновой.
Клавдия рано вышла замуж и оставила профессию ради семьи.
Отец Альфред Розай подал прошение о принятии его и семьи в русское подданство.
Занятия в театральном училище начались 1 сентября 1897 года. У Георгия Розай был трудный характер, часто скандалил, ссорился с товарищами. Даже стоял вопрос об его отчислении из училища...
Существует книга Александра Геннадиевича Колесникова, посвящённая племяннику  Розай "Юрий Григорович. Путь русского хореографа". В книге несколько страниц посвящено Георгию Розай.
Несколько позже удалось прочитать:"Мы решили обратиться к балетам Михаила Фокина не только в связи с юбилеем «Русских сезонов» (хотя это и само по себе достаточно весомый повод), но прежде всего потому, что эти спектакли — важнейшая часть нашего культурного наследия. Для меня эти балеты — часть моей личной и театральной биографии. Мой дядя, танцовщик Мариинского театра Георгий Розай, танцевал сольную партию в «Половецких плясках» Фокина — ту самую, которую впоследствии танцевал и я." - писал в своей книге прославленный мастер балета Юрий Григорович.
Январь 2021 года.