Старость как фактор озарения

Анатолий Апостолов
   

               СТАРОСТЬ КАК  ФАКТОР  ОЗАРЕНИЯ
         Эссе информационно-исповедального  характера

       У старости, кажется, только одно преимущество:
       в 80 лет пожизненный срок выглядит как условный.
               
                Александр ШИРВИНДТ
    
      

        Старость как жалость к бренному миру и как пора понимания его пещерного  зооморализма  дарована не каждому пожилому человеку, а человеку,  много  испытавшему и пережившему на своём веку.
        Старость как фактор  глубокого понимания, научного  озарения,  прозрения и социального  предвидения  — вообще большая редкость в нашем  суетном прагматичном  социуме. Такая высокая провидческая   старость, как считали древние,   даруется людям  богами,  людям,  тонко чувствующим и мыслящим, а   порой  даже   и слепоглухим. В самом деле, чтобы глубоко  понимать настоящее и предвидеть на  этом    понимании  ближайшее  реальное  будущее, совсем не обязательно быть зрячеслышащим выпускником Института красной профессуры, Высшей школы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б),   Академии народного хозяйства при Совете  Министров СССР (ныне — Российская  академия народного хозяйства и государственной службы — РАНХиГС).
       Для  этого  человек  должен обладать       глубоким природным  пониманием окружающего мира,  интуитивной комплексной логикой, прагматическим  логическим интеллектом (Александр Зиновьев),   и, конечно же,   солидным жизненным опытом, «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (Александр  Пушкин). 
        В России глубокая старость  среди простолюдинов (крепостных, тягловых, работных, фабрично-заводских  людей) всегда была  редкостью. Для многих рядовых ветеранов войн и подневольного тяглового труда процесс доживания своего века до глубокой  старости становилось гнетущим, постылым бременем, чем-то вроде  пожизненной ссылки «во глубине сибирских руд» (А.С. Пушкин), как бы условным пожизненным сроком в современном понимании. Здесь необходимо отметить, что в древней и средневековой Руси к глубокой старости (80-90 лет) люди относились с традиционным уважительным  почтением, ибо  седые старцы, старицы и «жёны непорочны» считались носителями богатого житейского опыта и мудрости, являлись для молодого поколения   живой историей и легендой.
        Судить о старости,  как об условном пожизненном сроке  могут только люди склонные к иронии и скепсису. Такие, например, как удачливый москвич и красавчик, «самый  счастливый советский человек»,   баловень судьбы, народный артист России    Александр Ширвиндт (1934-2024), а также и  те, кто родился с серебряной ложкой во рту и всю жиизнь прожил в неге и комфорте.   
      Те же  индивиды, кто чудом выжил в условиях Великого Заточения,  дожил до 80-ти  и более лет, не впал в маразм и не сошёл с ума, имеют совершенно  иное мнение о своей и чужой старости. У глубокой старости есть несколько ипостасей, для которых  характерны как огорчительные  недостатки, так и  утешительные преимущества. К недостаткам старости можно отнести наследственные и приобретённые болезни, истощение нервной системы и упадок жизненных сил, рассеянность и слабоумие, утрата памяти, и тогда старость выступает как фактор   унылого  доживания «условного  пожизненного срока», о котором  незадолго до смерти  иронизировал   Александр Ширвиндт.
       Что касается преимущества глубокой старости, то  оно  характерно,  в основном,  для той  старости, которая проявляет себя как фактор  конечного понимания  и запоздалого  прозрения.
       Для одних старость  —    это ревизия собственных заблуждений и расставание с иллюзиями, для других старость  — это фактор непонимания всего того, что происходит вокруг них в процессе доживания. Одни старцы пытаются переосмыслить своё прошлое на основании настоящего и преодолеть своё непонимание  настоящего через критический анализ  косной  повседневности.
       Даже у тех,  кто большую и лучшую часть жизни провел в лагерных поселках на Колыме и Крайнем Севере имеют  о старости своё  особое мнение. У великих сидельцев» писателей Олега Волкова и   Варлама Шаламова, автора "Колымских  рассказов"  —   своё.   
       У «великого  сталинского зэка» Марлена  Кораллова (1925-2012), автора книги "Антиконтра" и активиста «Мемориала»    —    своё. И  у каждого  из стариков-сидельцев  имеется   своя глубоко выстраданная правда и своё понимание смысла жизни.  Однако, иногда  здравый смысл возмущается и кипит, как когда-то  в известном, но  основательно забытом  сегодня «Интернационале», и тогда наступает прозрение и  фактор понимания всего того, что случилось с тобой и твоими сверстниками в далёком прошлом и как отразилось  прошлое в настоящем. 
      Не всегда фактор понимания лечит  усталую  душу и  греет  старое больное сердце, а нежданное озарение и прозрение продляет наши дни, увы, бывает  наоборот — сокращает жизнь и даже преждевременно убивает.  И,  пожалуй, прав наш  поэт и мудрый пессимист, когда писал о феномене  и факторе понимания реальности своими  сверстниками, чьим пониманием продолжает дорожить  почти каждый из нас… 
         …Но все они давно покойники,
         Чьим вниманьем  дорожил, 
         И  месяц спит на  подоконнике 
         В кругу отверженных светил.
         Но проявляет Мир  внимание 
         К моей персоне,   ого-го!
         Но лучше жить непониманием,
         Чем пониманием  всего.
                (Лев  Котюков)    
   
          Я слишком  долго жил в  Советском Союзе,   чтобы в конце жизни научиться отделять правду от тотальной Лжи,   с которой жил   70 лет   и  смиренно мирился  массовый простой советский человек.  Я    35 лет    прожил в РФ, в стране, где межличностные и социально-экономические отношения, принципы криминальной  «братвы» и переродившейся  партноменклатуры и  комсомолии, царившие  в лихие  90-е  и нулевые годы,   легко  легли в основу современной государственности.  Я долго жил и пережил шестерых  генсеков,  и, соответственно,  имею право утверждать, что некоторые  нынешние высокопоставленные Герои России и Герои Труда, кавалеры Ордена Андрея Первозванного — это бывшие знаковые  фигуранты  Смутного времени, демоны и бесы  криминально-сексуальной революции 90-х годов. Это печальный и позорный  для народа и страны  факт, но  с ним  ничего не поделаешь, с ним нужно смириться и принять его как данность  — из истории  его не вычеркнешь и из памяти народной  водкой и кокаином не вытеснишь. 
        Увы, горек фактор понимания того, что  мир  тебя  окончательно обманул и бросил умирать в одиночестве  на обочине «дороги жизни». Но зато утешительно прозрение, пусть и запоздалое озарение  —  удалось, удалось мне всё-таки убрать напластования  лжи и увидеть истину!   В России надо долго жить, чтобы объективно судить о причудливых метаморфозах социальных оборотней и идейных перевёртышах.   Прозревать не всегда бывает приятно, но лучше прозревать, чем всю жизнь проживать и умирать  в заблуждении. Иногда долгая жизнь и глубокая старость дают нам  удивительную щедрость не заблуждаться и  никогда не обманываться впредь чего бы это ни касалось.
       Я долго жил на этом свете при разных генсеках и президентах, и не раз, а много,   много раз ловил органы советской и постсоветской, православной, фарисейской   буржуазной пропаганды на грубой откровенной несусветной лжи, нескромном хвастовстве, на гордыне, на  коммунистическом  высокомерии и чванстве, на откровенной  мании величия. 
        Порой внутренняя политика  правителей России Нового времени носила абсурдный, нереальный утопический характер, при котором даже вполне логично мыслящему человеку  невозможно было разобраться в простых вещах и понять «куда ведёт нас  рок  событий» и суть «знаковых явлений» во главе с так называемыми «творцами истории».
        Кто идёт под красным  знаменем, а кто под трёхцветным?      «Щорс идет под знаменем  "Красный Командир"… Солнце книзу клонится, падает роса…. След кровавый стелется по сырой траве», — хором пели мы, первоклассники,  эту песню на слова Михаила Голодного (Эпштейна) в 1949 году,   ещё не умея толком писать и сносно читать по слогам. Все герои — красные, а  белые — все до одного лютые враги. В гражданских войнах нет национальности! И кто из красных командиров (после Буденного) самый  героичный и легендарный?  Щорс или Котовский? Красный командир или атаман-бандит в одном лице? Или каждый  попеременно, в зависимости от того, как карта ляжет?  Никто не знает.  Эти давние вопросы до сих пор остаются без ясного ответа и порождают новые.
          Какой сегодня строй в стране? И какая политическая погода стоит  у нас  на  дворе?  Управляемая демократия во главе с авторитарным Кормчим или государственный капитализм «с человеческим лицом» и коммунистической моралью для простолюдинов?  Кто из полевых командиров и боевиков откровенные бандиты и головорезы, а кто   — доблестные защитники  демократии и народных интересов? Кто из них —  голубь войны, а кто — ястреб мира и настоящий патриот? И что там впереди, тающего во тьме света? У борцов мировой  революции во благо человечества  нет национальности, среди них нет хищных милитаристов  и нет гнилых пацифистов.  Волки сыты, овцы целы, мир да рыночная благодать, «направленные в имперское будущее»?
     В минуты озарения, с точки зрения лично пережитого, вдруг начинаешь  понимать, чем отличается энергия богатства от энергии  бедности. В глубокой старости в минуты озарения совершенно в ином свете понимается суть энергий  бедности и богатства, с помощью   которых складываются  и определяются судьбы многих талантливых людей и людей средней одарённости. Только в конце жизни начинаешь прозревать —  становится  вдруг ясным и понятным,   что, не смотря на существенную  разницу между бедностью и богатством, их энергетика  иногда бывает равной по своей разрушительной силе,   и они обе   всегда опасны для нормальной жизни  отдельного социума и  человечества. Бедность и богатство несут  в себе одну общую  потенциальную  разрушительную энергетику Черной Троицы — жадности,  зависти и ревности.
      Бедность при всём своём  социальном убожестве и черной зависти, стремится насильно,  через   разрушение и смерть,  «стать всем»   —  завладеть чужими  богатствами и самой стать богатством — «кто был никем,  тот стал всем».  А  богатство стремится через тотальное насилие и обман  стать ещё богаче и могущественнее, готово   разрушить полпланеты и умертвить несколько миллиардов т.н. «лишних людей»,   и в итоге  завладеть   всем миром. В мировом социуме, в «человейнике», складывается порой парадоксальная ситуация — людей  всегда  слишком много и при этом  людей  всегда не хватает. Такое всегда случается, когда в мире идёт лихорадочное перераспределение богатств мирным путем между богатыми и бедными, когда  вдруг обнаруживается великое  множество «лишних людей»  и  миллионы безработных и миллиарды  «социальных иждивенцев». Зато острый дефицит людей (в основном молодых)  возникает, когда перераспределение  природных ресурсов  планеты  между странами происходит военным путём, когда необходимы огромные резервы «пушечного мяса». И в том и в другом случае в качестве основного оружия  манипулирования сознанием  безотказно служит идеология тотального социального оптимизма и жертвенного патриотизма.
        Политика авторитарного вождя и любого  диктатора, как правило, строится на ложном оптимизме  и откровенной утопии весьма далекой от реальной жизни. Особенно тогда, когда правящий режим в угаре  ложного нарочито навязываемого оптимизма,  считает, что любой вопрос можно решить с помощью денег. В том числе  и  вопрос национальный и демографический, проблему патриотического воспитания молодёжи в духе героического альтруизма на полях войны  при защите Отечества.
        В природном социальном оптимизме нет ничего плохого, а только одно хорошее —  бодрящее и вдохновенное. Плохое есть  только в казённом оптимизме, в котором много лжи и лицемерия, и когда он избыточен и назойлив, почти обязательный для каждого – и тогда  от него  нормального  человека тошнит.
    Казенный оптимизм  и паточная, приторная   романтизация  эпохи существенно активизирует историческое и политическое   мифотворчество, которое в свою очередь порождает у молодых чувство отчуждения, нигилизм, равнодушие, социальный паралич, стойкое неверие в человечность  и благодать. Возникает суетная и шумная  ярмарка  непомерной гордыни и больного тщеславия, лежащая на монолитах  из золота и платины. Я долго жил и хорошо знаю, что творится с людьми, когда у них  чересчур много власти и денег, и что бывает с ними, когда они кончаются….
     В этом мире есть ценности превыше всех денег и сокровищ мира. Ценней всего —  сама жизнь на планете, личное благополучие и процветание твоего  социума. Именно эта ценность лежит в основе  реального социального оптимизма, всё остальное — от Лукавого, Отца ЛЖИ.  Оптимизм, основанный на финансовом могуществе и тотальном насилии, всегда ложный, и построен  он на  массовом обмане миллионов  людей как расходного материала  для проведения  своих, «специальных», социально-демографических  экспериментов или просто   в качестве банального  «пушечного мяса».
        Нельзя интернациональное сотрудничество и торговлю между странами  ставить выше национальных интересов страны. Нельзя за деньги погибать на войне за чужие интересы под флагом своей Родины, честнее быть  наёмником в составе ЧВК (частной военной кампании) и воевать  под знаменем ТНК или под штандартом   Фининтерна.
       Невозможно  беременеть и рожать детей за деньги на договорных началах,  строго по графику и заранее   намеченному  пятилетнему   плану. Такой проект правительства РФ  по  ускоренному размножению людей напоминает нам о социальных утопиях большевиков-ленинцев с  их пресловутой социализацией женщин детородного возраста. Я слишком стар для того, чтобы не знать  Россию  как страну вдов и одиноких матерей, детей сирот и детей-подкидышей. И в сегодняшней РФ  из всех матерей и вдов 80 %  составляют матери-одиночки с одни или  двумя ребятишками. Из них 30 %  разведённых живут со своими родителями, детей воспитывают бабушки дедушки.
        Нельзя повысить рождаемость там, где  продолжается обнищание народа, вымирание   страны, ограбление всех, кто трудится на производстве. Сегодня русский человек, не может прокормить троих детей. Как только у тебя  родился третий ребёнок — ты сразу нищий неудачник. (Николай Арефьев).
      На материнский капитал тебе троих  детей  никогда не поднять до совершеннолетия.
        До тех пор, пока народ будут держать в режиме бездумного и  благодушного оптимизма, у нас будут всегда лесные пожары  и техногенные катастрофы. У  нас почти всё уничтожено — все лесничества и средства пожаротушения, спасения людей на водах и глубоко под землёй.  Уже спалили миллионы гектаров леса, и только СМИ рассказывают нам о том, как все героически борются с пожарами, наводнениями и прочими  природными и социальными бедами. (Геннадий  Зюганов). Чем больше в стране природных и техногенных катастроф, тем выше в социуме градус ложного оптимизма и растёт в геометрической прогрессии   число героев на суше,  в небе и на воде.
    Я долго жил и не понаслышке знаю, что в СССР и нынешней РФ  ложный навязчивый социальный оптимизм и шапкозакидательство присутствовали всегда. Даже тогда, когда  даже для  самого сдержанного  оптимизма вообще нет никаких  веских  причин. Мало этого, иногда явные поражения в войне и просчёты в мирной экономике  страны,   в итоге выдаются властями  за блистательные победы. Я хорошо помню трагедии первых целинников в Северном Казахстане  и расстрел мирной демонстрации трудящихся против повышения цен на продукты питания в Новочеркасске в 1963 году.
        Свежи в моей памяти картины вывода советских войн из Афганистана и ГДР, позорные  и кабальные  договоры РФ с мятежной Чечнёй-Ичкерией, мутная и тёмная  история с Донбассом и Новороссией.  Кое-что новое  из позорного и засекреченного прошлого  удаётся узнавать из книг и документов, из рассказов-ветеранов-долгожителей.
      Великая архивная революция, совпавшая с криминально-сексуальной революцией кромешной Смуты 90-х и нулевых годов, позволила многим ветеранам войны и труда окончательно избавиться от ностальгии по советским временам,  от своих заблуждений и иллюзий, и, наконец, на пороге смерти узреть Истину, о которой  раньше только грезилось и снилось. 
      Ещё живо в  моей памяти вольготное, комфортное   и бездумное «посольское служение» на  Украине Михаила Зурабова и Виктора Черномырдина, которые  оба, по сути, являлись  «спецпредставителями Кремля  по торгово-экономическим связям с
Украиной», но только   не  полномочными послами России –  оба  успешно   совмещали личный бизнес с политикой Финансового интернационала,  с укреплением  союза между российскими и украинскими олигархами. Разве, не Зурабов    и  не  Черномырдин   виноваты в том,  что Россия «потеряла» Украину, которая  ещё в 2005 году стала уходить     под влияние  Большого Запада?
          Я долго жил и знаю,  что не всё так просто в этом мире. И в то время уверен —  многое, даже  самое гениальное. —  решается довольно просто, кулуарно за закрытыми  дверями, или в самой заурядной обстановке, в шалаше в Разливе, в Париже или горном ауле.  Ещё живы в нашей памяти  факты неравного  обмена пленными между РФ и Ичкерией, позорные выкупы российских журналистов и солдат из  чеченского рабства при содействии влиятельного олигарха Бориса Березовского и «дружеские встречи» у мангалов под открытым  небом депутатов Госдумы с «видными боевиками и их доблестными полевыми командирами». Ни что на свете не  вызывает у многих наших граждан такое  множество «нежелательных» и «несвоевременных» мыслей и вопросов, как внутренние и внешние   вооружённые конфликты и хитро спланированные  межнациональные  распри.   Все  судьбоносные события прошлого и настоящего  до сих пор не перестают волновать нас и задавать себе и миру   многие трудные и  «проклятые вопросы».         
       Одним из  самых главных  для нас сегодня  насущных и судьбоносных тем,    является  тема СВО.  И, конеяно же, неразрывно связанная с нею   проблема создания    «санитарной зоны» на нынешних  территориях, подчинённых киевскому правящему режиму, о зоне безопасности, преодолеть которую  будет сложно, применяя средства поражения, используемые украинскими войсками, прежде всего западного производства — дальнобойные орудия и ракеты среднего и дальнего действия. Раскрывая понятие  «санитарной зоны», необходимо учитывать глубину этой зоны, которая сейчас определяется  максимальной дальностью имеющегося в распоряжении противника ракетного оружия с дальностью полёта от  500  до  2 500  километров. Где пройдёт в таком случае граница «санитарной зоны»,  о создании   которой на Украине,  нам говорил президент Путин ещё в июне прошлого 2023 года? 
          По линии Ковель —  Киев — Одесса — Тирасполь?  Тогда безопасность жителей  Белгородской, Воронежской и Ростовской областей, Донецкой и Луганской республик будет носить только временный характер —   до первой же  поставки   Украине Большим Западом ракет дальнего действия. 
          Полной безопасности мирных жителей достичь сегодня невозможно при таком стремительном развитии  космического  оружия и ведения войны с помощью  искусственного интеллекта. Для относительно полной безопасности российских граждан и устройства буферной зоны  линия фронта СВО  должна проходить на севере  от Калининграда, на юг через Тернополь и Яссы  до Бендер, Тирасполя, и до  Измаила, а лучше всего — вблизи границ недружественных нам стран Восточной Европы.  В этом случае,  в санитарной зоне окажется большинство народов Западной Европы, они то и станут жертвами Большой  войны двух ядерных держав на Великой ярмарке  тщеславия и политической шизофрении.   
 Но это  далеко ещё  не всё, что продолжает волновать нас в минуты провидческого  озарения,    ещё не  выживших из ума  логически мыслящих стариков-разбойников.
        Прежде всего, меня волнует вопрос чисто гуманитарный, проблема элементарной   человечности: кто будет проживать тогда в этой буферной зоне, если фронт отодвинется  от границ России  на 500 - 1000  и более  километров? И чья тогда это будет территория? Если Российская, то завтра  нужно будет  снова обеспечивать безопасность российских граждан и так на протяжении  всей СВО, грозящей перейти в Столетнюю и в ядерную войну.
Я долго жил и много из абсурдного и нелепого  на своем веку видал и видывал, но такую безысходную ловушку наблюдаю впервые.   

        Иногда (довольно редко) в глубокой старости, кроме фактора  понимания и прозрения, проявляется  в тебе и  фактор озарения, когда вдруг становится вполне объяснимым то, что  никому  уже не дано было  до тебя узнать и  внятно объяснить. Фактор озарения чаще всего проявляется в людях научного и творческого склада,  у астрофизиков и  поэтов-лириков  и проявляется в любое время суток,   в любой точке пространства. У одного из отцов квантовой механики  Вернера Гейзенберга научное озарение  случилось на Гельголанде, на вершине скалы перед рассветом в  романтическом  состоянии духа во время чтения стихотворения Гёте: «Умри и стань (другим)» («Stirb und werde»). У  выдающегося русского поэта-философа и пессимиста Льва Котюкова (1947-2022) фактор озарения может случиться где угодно — «среди долины ровныя, на гладкой высоте», на берегу реки Серебрянки, на опушке леса и в поле, у стога сена:
      И в тусклом поле у седого стога
      Вдруг озарит всю душу резкий свет:
     «Нет человека — значит, нет — и Бога!
      Коль Бога нет, то человека нет!»
      В  миг озарения в сознании человека четко проясняется  даже то, что, что порой  не под силу ясновидцу и телепату – своя дальнейшая судьбы и судьбы своих родных и близких, тайны жизней замечательных людей.
      Например, совсем иначе в минуту озарения  понимаешь истинные причины самоубийства Маяковского и убийства Сергея Есенина, строго засекреченную за 107 печатями тайну странной дружбы  Гитлера со Сталиным или всю правду о выдающемся  чекисте-авантюристе и первым в СССР долларовом миллионере Якове Блюмкине, погубившего великого народного поэта Сергея Есенина.
        Для этого мало прожить в одной стране долгую жизнь, необходимо ещё и пережить не одну социальную катастрофу и потрясение, подобных тем, которые пережили твои отцы и деды. Именно в Смутное время 90-х годов, когда в постсоветском  социуме деньги стали смыслом жизни, меня   вдруг осенила  мысль, что Маяковского убила не только одна  его  зоологическая лютая  зависть  к талантливым русским самородкам и гениям.   И  не только ненависть ко всему русскому и самобытному и даже не подлая манера как можно больнее ударить упавшего в духе Фридриха Ницше: «Падающего подтолкни!».  Маяковского убила (внимание!)  стяжательская «ересь жидовствующих» супругов Лили и Осипа  Брик.
        Поэт-новатор, автор оригинальной поэмы «Война и мир»  стал медленно  убивать  себя  с тех пор, когда он  поэзию  сделал     ремеслом,    построил на ней свой весьма доходный бизнес. Он сам    себе сделал громкую, скандальную и шумную рекламу, провозгласил себя самым гениальным поэтом и драматургом, в результате чего его прижизненная поэтическая  и политическая  слава, личная жизнь «втроём» и сама смерть — оказалась фальшивой, "деланной", декорированной, а  постановочной, ПУСТОЙ.
      Никто из поэтов того времени  не был таким ярым  и открым русофобом как Маяковский. Только он мог призывать чекистов и  безбожников прибегать к насилию над представителями русской культуры и духовности.   «Вынимайте забившихся под Евангелие Толстых за ногу худую, об камни бородой!» и т. п.
       Советский социум  в реальности был  весьма далёк от  социального совершенства и справедливости, но ещё дальше от социальной справедливости отстоит  нынешний правящий режим. Всё видится иначе и понимается не так не только с большого расстояния, как сказал поэт, но и с высот сравнительного анализа, присущего трезвой глубокой старости. Я долго живу на земле  и знаю, что старость —  это поздняя осень всего сущего в   живой природе, где всё  представлено по плодам каждого. Поздняя старость есть Первоистина, которая всегда истинна,  а всё остальное — всего лишь приложение к ней, порой никчемное, пустое и в итоге ненужное.   Я долго жил на этом свете и слишком стар для того, чтобы снова заблуждаться  насчёт себя. Я долго жил и знаю, что чем больше пытаешься понять своё прошлое,  тем меньше понимаешь самого себя.
    И  не будем слишком преувеличивать достоинства и преимущества глубокой старости —  далеко не всегда она щедра на минуты озарения и понимания того, что немыслимо для понимания.  Чаще всего приходится соглашаться с нашими, рано ушедшими из жизни,  гениями-поэтами Веневитиновым, Лермонтовым и Есениным, что жизнь — «такая пустая и глупая шутка», что «жизнь — обман с чарующей тоскою», что  всё ложь и обман, иллюзорное и пустое, ибо  весь мир возник из пустоты и в пустоте исчезнет.  Мы тоже, каждый по себе,  часто олицетворяем  собою пустоту на горизонте событий Микромира на грани трагедии и фарса:
                …Муха сонно пролетела
                Сквозь его пустое тело…
     Мы все без исключения заполняем своими помыслами, делами и телами   пустоту и этот процесс заполнения/наполнения собою пустоты  — одно из наших высших предназначений —  пустота, пустыня, пустошь…

Она для всех в дни горестных волнений
Развеет горький   дым Беды
И  сладкий дым смертельных заблуждений —
   Всё обнулит и заметёт следы
Всех черных дел и  мерзких преступлений…

Без  Пустоты всё  смутно и неясно:
Кто  ни родись — в итоге Пустота,
Что ни свершись — в итоге всё напрасно!
Что ни случись — сплошная  маята
И череда нелепых сновидений… 

Абсурдный  мир  вбирает Пустота,
И порождает новый… 
                в виде  озарений.
 
        Святая Пустота, наполненная Всевышним, вместившая в себя  как в скорлупу ореха всё сущее, обнуляющая всё  и вся, остающаяся немыслимо пустынной, безразмерной и просторной.  Пустота, пустыня, пустошь, пустоцвет, абсолютный Ноль.
        Нуль, пустоцвет,  с которого начинался  и расширялся во все стороны этот мир, прекрасный, манящий, искушающий, соблазняющий  и  губительно беспощадный….
Ты скажи  мне, яблоня, скажи,
Как  тебе живётся здесь в глуши?
И к ногам мне  падал, как ответ,
Белыми снегами пустоцвет.
                (Вячеслав Богданов)


14.04.2024, День преподобной Марии Египетской.