Окарнавалено

Александр Евдокимов
Александр Евдокимов


ТЕОРИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
двуобманность карнавала

ЭССЕ

Будущая основа сценария –  это   с ц е н а р н ы й   п л а н, в котором весь событийный ряд драматургического действа, выстраивается в закономерную цепь эпизодов, блоков (номеров), называемая – архитектоникой.
Пространство определённого художественного произведения – это сюжет, а сюжет – это организация конфликта (столкновения), организация столкновений в драматургическом действии, которые при планировании, разбираются на детали и «складываются» в определённую логическую структуру, исходя из документально-художественной основы – жизни.
Предметно и образно об этом говорит А. Эфрос: «Когда читаю акт – читаю структуру. Структура – это изогнутая проволочка… Когда мы смотрим медицинскую кардиограмму и там идёт прямая линия без изгибов, – значит, – жизни нет… Ничего не получается, если не разберёшься в структуре вещи! Если не нащупаешь все углы её, все её рёбра»…
Великий режиссёр не просто читает и проникает в суть и материал драматургии, а пробирается до самой её «скелетной основы» – до сценарной структуры.
Сценарный план – это не просто подбор номеров, эпизодов, или монтаж художественных произведений разных видов и жанров искусства – это драматургическое действо – в развитии, где пространство представляет и раскрывает зрителю ракурс на те грани (авторский взгляд), которые в художественном исследовании сценариста-режиссёра, должны быть –    о р и г и н а л ь н ы    и    у б е д и т е л ь н ы!   
Архитектоническая-структура композиции театрализованного представления состоит из, определённых практикой, контрастирующих между собой, частей: экспозиция, завязка, развитие действа, кульминация, развязка, эпилог…
Согласно всему этому и создаётся  сценарный план, в котором, я ещё раз напоминаю элементарным частицам ивент-ного мышления, не прописывается любое расчётное время (тайминг).
Как нам известно, важной частью в данном условном структурном построении сценарно-режиссёрского действа и, как предполагаемая палитра наполнения художественного пространства, в котором реализуется замысел представления, является – «развитие действа».
В классическом варианте, здесь всё понятно, но новые технологии, обогатили палитру средств выразительности новыми структурными возможностями и по форме, и по содержанию, и по жанру.
Я оперирую теми, которые мне подсказала практика, создавая «новую художественную реальность», применяя иммерсивные эффекты воздействия на изменение художественного пространства.   
Так, например, в «развитии действа» появились в моих постановках и, как дополняющие друг друга, и, как самостоятельные автономные части: «увертюра», «сюита», «театон-панно», «пространственное панно», «бампер-сигнал», «зонги-фрески», «латентные итерации», «латентное остинато» и т. п.
Развлечение в безбрежном шоу-бизнесе нивелирует любые основы и в первую очередь национальные: досуг стал круглосуточным, если учитывать всевозможные современные формы и методы воздействия на аудиторию!
Театрализация, для сегодняшних затейливых «специалистов» («ивентистов»: болванчиков, набравшихся «вершков» без «корешков») – это зрелище, или иммерсия, как некое шоу: физика – на дурака, лишь бы, всё – ритмично шевелилось, бренчало, визжало, сверкало!... Ничего, кроме эффекта! Такая территория «Нескучного сада», для которой требуется не хитрый набор: словоблуд (ведущий), солянка из номеров (шари-вари) и спецэффекты с новыми технологиями!
В культурно-досуговой деятельности нет и не может быть ни просвещения, ни образования, ни воспитания…
Лишь, погружение в атмосферу эмоционального воздействия, которая захватывает аудиторию, с целью увлечь удовольствиями по теме, или встряхнуть – без темы, применив киношный «саспенс» (не путайте с катарсисом – он имеет воспитательное значение) – художественный эффект, предполагающий возникновения у зрителя продолжительного тревожного состояния, а также набор художественных приёмом, используемых для погружения зрителя в это состояние…
В таких зрелищах ивент нивелирует всё до такой степени, что толпа, обезумев, неистово требует повторить, в экстазе:
- Про «какупу»!
Это реальный пример, который подтверждает и менталитет населения Отечества, и то, чем его кормят!
- Давай – какупу!
- Какупа?! Что это?
- Чел?! Ты чё! «Какупа»: «как упаительны в расеи вечера»! Ура!...
Вот, эта упоительность и есть результат того, ЧТО(?!)… в нас разрушил с «лихих-90-х» ивент-иноагент, как конвейер!
Здесь, речь не идёт о драматургии и режиссуры представления, в котором постановщики раскрывают – и тему, и её проблему, или явление – нет!... Ни сегодняшний день, ни день вчерашний, как и будущий – никого не интересует! Интересует только рейтинг всего и во всех смыслах – сейчас, чтобы отчитаться за гранты перед куратором, или отработать зарплату «консультанта», напяливая на себя статус «соросёнка» и «навалёнка»!
Какое там искусство на конвейере?! Зримое образное решение действа – на свалку! Только зрелище, как шоу-прокат: минимум содержания – максимум формы!...
А максимум формы, при минимуме содержания, где?... Правильно: если не нарываться на рифму (уйти от неё затейливо), то, знамо – в Караганде! Или в Улан-Удэ! А если «запикать» рифму, то и окажешься на уровне этой фольклорно-откровенной поэтики – где (?!)… правильно – в карнавале: в аккурат рядом с рифмой!
Да, сам – карнавал перед нами: обрядился, запел, зашагал!...
О, как любят, я вам скажу, приглашать московские «режиссёры», которым, когда-то, удалось-таки произвести впечатление на власть своей деятельностью, в парк «Горького» на карнавалы! Пригласят… и с гордостью охватывают краем глаза бредущие мимо колонны: раздень сей маскарад и это уже обычная банальная толпа – даже советская демонстрация имела некий стройный смысл! Да, что там – демонстрация?!... Очередь советская была интересней – в ней кипела драматургия!
В общем, все эти режиссёры сегодня – полпреды ивента и преданные делу созидания программ по развалу государства, страны и отечества – «соросята»: однажды, один из них, при обсуждении моего проекта, вычеркнул слово «соборность», приговаривая:
- Этого нет сегодня и быть не дОлжно!
Так-что – карнавал: в аккурат рядом с рифмой… извините, с юбчонкой, то есть – с костюмом, маской и атрибутом… для «шляний», как писал Володя своей маме, главный менеджер страны – Ульянов-Ленин.
И действительно, вот он – и хлеб, как зрелище, а значит и театр – «комедия дель арте», произошедший из италийских карнавальных празднеств! Дель арте – это площадные и уличные действа, в которых зарождались и формировались признаки искусства театрализации…
Театрализация – «кирпичательная» основа многих видов искусства, а «ТЕАМЫ» – являются партитурной основой искусства, как и всего мыслительного процесса, вообще!
Возвращаясь, к теме карнавальной основы театрализации, надо отметить данную первооснову, что театра в период рождения «комедии дель арте»  ещё не было, но были уже шуты, мимы, маски… 
В карнавальном действе проявляются ростки национальной итальянской драматургии: театрализация начинает создавать и форму (объём, как подмостки) и содержание театрального искусства (а сегодня, искусство театрализации, породившее то, что именуется театром, во всех его видах и жанрах, ютится – под лестницей – в СТД?!, названное дилетантами – «Советом по МАССОВЫМ ФОРМАМ ТЕАТРАЛЬНОГО искусства»! Почему и с каких – «театрального»?!) и уже к концу XIX-го и начала XX-го веков комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французам – Жаку Копо (театр «Старая голубятня») и Этьену Декру, как и многим его ученикам и последователям, и Жану-Луи Барро, и Марселю Марсо (хоть Марсо и был отвергнут учителем), и многим другим, возрождавшим выразительность сценического жеста и импровизации, как и придававшим большое значение ансамблевой игре.
Казалось бы, что всё эволюционирует в своём развитии так, как и должно быть в этой линейке, соответствуя историческим фактам… =
: карнавальные празднества и театр дель арте;
: театр Мейерхольда, Декру и творчество Эйзенштейна;
: первая кафедра «Режиссура театрализованных представлений» в ленинградском институте культуры и…
И, вместе со страной, всё превращается в прах: кафедры в институтах, которые успели открыть по всей стране до «лихих90-х», не только не спасают, они возглавляют первые ряды в разработках и адаптации методичек по внедрению ивент-обслуживания населения – повсеместно, плодя «соросят»!
Данная технология, по оболваниванию населения и руководителей низшего и среднего звена, заявляет себя, как, весьма, успешную, принимая, лишь, оболочку самого примитивного уровня карнавала, в которой лицедейство – это не содержание и суть драматургического языка, а только обман и пустошь!
Подобное было и в начале прошлого века…
Жак Копо, как театральный критик, организатор и режиссёр театра «Старая голубятня» пишет статью в 1913 году, в которой полностью отражаются сегодняшние последствия деятельности ивент-конвейера в ивент-индустрии, охватившие Россию во всех сферах жизни и в своём упорстве склонного: «…превозносить качество развлечений, которыми они насыщаются. …Необузданная индустриализация, – пишет Копо, – которая всё циничнее с каждым днём снижает… …и отвращает… … культурную часть зрителей; захват большинства театров (бюджетных мероприятий – А.Е.) кучкой развлекателей, состоявших на жаловании (консультантов-кураторов – А.Е.) у потерявших честь торгашей («соросят» – А.Е.); повсюду – и даже там, где великие традиции должны были бы способствовать сохранению некоторой справедливости, – всё тот же дух каботинажа (дешёвое комедиантство – А.Е.) и спекуляции (ивент-солянка – А.Е.), всё та же подлость; повсюду блеф, всякого рода вздувание цен и выставление напоказ пошлости, паразитирующей на умирающем искусстве (театрализации – А.Е.), о котором уже нельзя даже говорить всерьёз; повсюду дряблость, беспорядок, недисциплинированность, невежество и глупость, презрение к творческому художнику, ненависть к красоте; продукция всё более безумная и бессмысленная, критика всё более сочувственная, вкусы публики всё белее сбившиеся с пути – вот это всё возмущает нас… …самое опозоренное из искусств…»!
Точнее и не скажешь: «самое опозоренное из искусств!»…
Теперь это, конечно, относиться, в большей степени, к театрализации: тогда – «В старой голубятне» – Копо, Крэг, Декру, а в России – Мейерхольд, Вахтангов, Эйзенштейн и многие другие, работали над созданием и определением языка искусства театра – спорили, экспериментировали, доказывали и разочаровывались, но…
Но!... 
Достигли своих намеченных целей – создали искусство театра, в котором искусство актёра и режиссёра существенно расширило свою палитру, породив, при этом, огромную гамму видов, направлений, течений и стилей…
Кроме того, их творческие исследования в этой области стали определять понимание источников и создавать корневую основу профессионально-техническому и научно-практическому фундаменту, являющемуся первоисточником театрального творчества, как такового, это – искусству  театрализации! Определив, тем самым, в «кирпичательной» основе партитуры всех видов искусства – ТЕАМЫ (об этом в читайте в трактате «ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ и ТЕАМЫ – партитурная основа ИСКУССТВА»)!
Так-вот, природа карнавальных стихий из глубин народного творчества обрела фундаментальные основы, благодаря новаторам на этом поприще, которые обогащали и развивали сложный и противоречивый творческий процесс перевоплощений и представлений художественных пространств в эксклюзивном качестве зрителю, но…
Но!...            
Сегодня ивент всё нивелирует (накопленное веками)!
Накопленное учёными мужами – разворовывается дураками…
«Драма предназначена не для чтения, а для смотрения на подмостках… Первый драматург, – писал Крэг, – понимал то, чего ещё не понимают современные. Он знал, что если он со своими товарищами выступит перед лицом публики, то зрители более жадно станут смотреть, что делается, чем слушать, что говорится… Искусство театра  возникло из действия – движения – танца»…
Всё в точности про нас: про специфику и принципы театрализации!
Театрализация – это прежде всего зримое решение любого материала: зримое, не значит – зрелищное, если цели массово-затейного действа ограничены только украшением ярмарки, фестиваля, или любого другого мероприятия для группы людей; развлечением населения и созданием праздничного настроения, или необходимым возделыванием атмосферы в акциях, концертах, шествиях, митингах, соревнованиях и тому подомное, то это никакого отношения к искусству театрализации – НЕ ИМЕЕТ!…
К сожалению, общество уже более двух десятков лет живёт в парадигме, что театрализация – это и есть ивент-индустрия и что это является «карнавальным суррогатом», как шествием, в повсеместном обмане, о котором и пишет Виталий Товиевич в «третьяковке»…
Здесь, надо отметить, что ивент-индустрия, для того, чтобы уметь разрушать и опустошать, опирается, спекулятивно, на традиционные контуры любых основ, дабы дилетанту представится специалистом, чтобы выдать оболочку, за суть, как профессиональное содержимое и фундаментальное!
Далее, я скажу о карнавале, но не о привычной и бездумной его праздничной атмосфере – пустошном и радостном маскараде – нет!
Здесь меня интересует шествие, под девизом: «Карнавал, как обман» и в этом я вижу две его стороны…
Скоротечный и конечный обман карнавала превратился в постоянную реальность: конвейер ивента – это каждый день миллионы мероприятий, всё сливается в какой-то один однообразный фуршет, в такую же одну презентацию и акцию!
Видим весьма ясную картину…
Применительно к театрализации, которая и породила карнавальное действо – это нормально, так как для этого обмана, на несколько дней и происходит «перевёртыш» (верх-низ, в социальном значении), через ряженых, через костюм и маску в празднестве, но…
Но!…
Главная вторая сторона, которая является разрушительной и не столько для профессии, а для «сверхзадачи», как цели педагогического воздействия на аудиторию!
Во первых, присутствие, или отсутствие театрализации, как таковой, а также – режиссёрско-постановочной группы (ивент не режиссирует, он, лишь, организовывает), то есмЪ – это действо театрализованное, или это, лишь, шоу праздничного назначения, как шествие ряженых, или маскарад-клоунада?;
Во вторых, а «во вторых» зависит от «во первых», как вывод из него, если театрализации нет, то есть карнавал (и не только) готовит ивент-компания (или массовики-затейники), а значит, дилетанты, тогда в результате постановка будет иметь полное отсутствие каких-либо иммерсионных процессов (даже их), через которые возможно хоть как-то раскрыть художественно-образные действа, чтобы зрелище имело драматургию, а значит и режиссуру, где сюжет будет иметь и сквозное действо, и режиссёрский ход.
А если театрализация присутствует во всех требованиях и атрибутах, то тогда – это будет настоящее карнавальное действо, а проще и короче – КАРНАВАЛ!

Карнавал – вырастал в исторической колыбельной…
И этот обман – карнавал: в «перевёртыше» созревал!   

И «ДВУОБМАННОСТЬ» будет повергнута: останется в карнавале только его один классический обман, как его основа и предмет – «перевёртыш»!

Он,
создавая,
окружал себя…
теми-И-всеми?!...
кто ЭТО, –
сквозь Время, –
фундаментальное!...
превращал В КАРНАВАЛ!
как шествие масок –
весёлый обман:
маскарад-балаган –
балаган-маскарад –
перевёртыша ряд!...
тогда-И-сейчас:
растился-селился…
в каждом из нас!
всё теми же –
в ТЕМЯ…
как бремя –
на раз!
 
Но на сегодняшний день, к сожалению, всё «ОКАРНАВАЛЕНО»!
Ещё точнее и короче охарактеризовал весь этот процесс политолог Дмитрий Евстафьев, назвав его: «Карнавальная безответственность»! 
Да, вот теперь, «из всего этого дерьма, как будто, из белого – будем, красивую снежинку вырезать» (правильнее – «нужную» Соросу)…

(продолжение, в статьях, следует)

/МоСт/ –
Москва-Столица,
15 апреля 2024 год