Врата

Светлана Бардюгова
- А как ваши дети обживаются на новом месте?
- Да детям что самое главное? Были бы родители рядом, и везде им будет хорошо)))
(из разговора)

Глава 1.

Я смотрела из-под полуопущенных ресниц на Болвана. Он стоял на коленях довольно далеко от площадки для жертвоприношений. Иногда поднимал глаза к небу и что-то шептал. “Уходи уже, уходи”, - думала я. Мне было холодно. Зима выдалась редкая по морозности, сумеречности и количеству снега. Его, снега, как раз таки  и не было. Вымерзли дома, сараи с козами, маленькие и чахлые (что обычно для гор) поля. Старики говорили, что если нет снега - не будет и урожая. За длинную, и бесконечную в этом году зиму,  съели все запасы, и шаман сказал: “Нужны жертвоприношения детей”. Не было случая, чтобы ему возражали. А моя мама уже знала, что придут за мной. Она, моя мама, в детстве была у шамана в услужении, потому что очень красивая. Когда наступил ее час стать плодной и начались женские истечения, она сбежала из деревни со своим парнем. Прятались они в горах все лето и осень, а с началом зимы вернулись, и шаман ничего не смог сделать, так как мама была беременна мной. Сделать ничего не мог, но злобу затаил лютую, - так объяснила мне мама. У него уже было три жены, все бездетные, безрадостные и запуганные. Сам шаман был сильно уже не молод, но зачем-то каждые несколько лет женился на новой, молоденькой девушке. При этом одну из его старых жен приносили в жертву весной “для хорошего урожая”.
- Ужасный обычай, - говорила мама, - какой страшный он человек, и запугал всех, слова боятся сказать. Нам надо бежать из деревни.
Собирались бежать очень долго, да и ждали, чтобы я немного подросла. А потом неожиданно погиб отец, и мама утратила радость жизни. Она уверена была, что к гибели отца приложил руку шаман, но его так боялись, что о своих догадках она молчала. И когда шаман объявил о жертвоприношениях, мама знала, что Болван придет к нам, хоть я и вышла из детского возраста. Мама говорила, что до часа плодности мне оставалось три зимы. Второй жертвенный ребенок, мальчик, был маленький, совсем несмышленыш. Очень жестоко было отбирать у матери единственного сына. Дети в нашей деревне рождаются нечасто. Мать малыша очень   любила , поэтому, наверно, шаман его и выбрал - подлости ему, безумному старику, было не занимать, а о жизни деревни он знал все, многие старались ему угодить и наушничали. Малыш от снадобий шамана еще в деревне впал в глубокий сон, а сейчас стал совсем бледненьким - замерзал насмерть, наверно. Хоть бы Болван наконец ушел, я бы растерла маленькое тельце мальчика, чтобы согреть, как мама учила. Шаман много знал как лечить людей, а мама за ним подсматривала, подслушивала, даже читать-писать научилась, а потом и меня научила.
“Уходи уже, уходи”, - снова и снова думала я.
Наконец, Болван перестал что-то шептать и встал с колен. И опять я поразилась какого он высокого роста. Они, болваны, прислужники шамана, всегда такие: рослые, крепкие, способные выполнять любую работу. Они и ели лучше всех в деревне и жили хорошо, но за вступление в “должность” свою постылую шаман требовал страшную плату: то лицо одному изуродует, а прикрывать не велит, то язык другому вырежет - это уж что ему, сумасшедшему старцу, в больную голову взбредет.
Меня тоже заставили выпить отвар из трав, да только мама дала мне противоядие еще раньше, так что я всю дорогу притворялась спящей. И когда приехали на арбе к специальной площадке в горах, и когда меня усаживали в специальную нишу - я все притворялась спящей. А теперь, хоть ноги мои и затекли, я готова была вскочить и помочь малышу, то-то его матери будет радости! Да только этому не дано было случиться. Когда Болван встал, я думала, он пойдет к арбе, запряженной приземистым коником, а он направился к нам, решительно так, а в руке его блеснул нож. Нож!!! Так вот зачем он идет к нам. Так вот почему на нас столько украшений! А я то думала откуда их столько каждый раз берут?  Болван их просто снимает с жертв после того как убедится, что люди мертвы,  и уезжает. А если еще не умерли…. Да, шамана не проведешь.
Я вскочила и побежала. Я знала эти места очень хорошо: каждое лето, в свободное время, мы с мамой ходили в горы, собирали травы и, бывает, охотились.
За мной раздавались тяжелые шаги Болвана. Этот прислужник у шамана был немой, ему вырезали язык, и от этой тихой погони было еще страшнее. Я бежала и бежала, пока не удалось ужом вползти в узкое ущелье, продвинулась вперед и, когда каменные стены стиснули мне бока, я остановилась и перевернулась на спину, тяжело дыша. Надо мной нависло зимнее серое небо, где-то там, над каменными стенами. Хорошо, что можно отдохнуть, хорошо. Не успела я отдышаться, как серое небо заслонила голова немого, он высмотрел меня и куда-то ушел. “Тебе сюда не влезть”, - подумала я. И вдруг, снова - темнота и шум. Камень был большой, поэтому он и застрял по дороге к моей голове. “Он хочет завалить меня камнями”, - догадалась я. Вперед ногами я выбралась из каменного мешка и поползла в другое ответвление ущелья. Оно было широким и коротким, если Болван там - мне конец. Я встала на ноги и быстро-быстро побежала. Он, конечно, бежал мне наперерез и не успел совсем немного: его ладонь просвистела у моего уха, он как-то зло хмыкнул, но не тут-то было. Я прыгнула с покатого склона, потом споткнулась и покатилась. Если бы не зима, острые мелкие камни изрезали бы мне тело, но сейчас они смерзлись, покрылись тонким ледком, и я заскользила вниз, быстро, ничего не видя вокруг. Когда скольжение прекратилось, я оглянулась. Упрямый дурак осторожно спускался по скользкому склону. Вот упертый какой!!! А может, шаман приказал принести мою голову, чтобы поиздеваться над мамой? Моя одежда немного порвалась, но обувь была в порядке, я вскочила и побежала по дну долины, не разбирая дороги, спасаясь от настойчивого дурака.

Глава 2.

Бегали по горам мы до вечера, а удалось мне уйти от него, потому что я и сама заблудилась. Когда стемнело, я завалилась спать в незнакомой пещере, такая уставшая, что мне уже было все равно убьют ли  меня, останусь ли я в живых - я просто уснула мертвым сном.
Проснулась до рассвета от холода и от страшного сна. А еще мне показалось, что в моей пещере кто-то есть: были слышны невнятные шорохи и вздохи. Я испугалась и выскочила из пещеры. Солнце только показалось из-за гор. Мне пришлось забраться на самую высокую скалу, чтобы оглядеться. Местность была незнакома, но и Болвана не было видно. Мне послышался шум водопада, и я решила идти на этот шум. Шла долго, оглядывалась, боялась каждого шороха. Возле водопада немного сориентировалась: это был самый дальний водопад от нашей деревни. Он весь был окутан белой дымкой, потому что вода в нем была теплая - такое бывает в нашей местности. Как ни странно, мне пришлось искать дорогу назад, к деревне. У нас с мамой был план: если мне удастся выжить, мы договорились встретится в пещере под названием Врата. В этой странной пещере был теплый пол, почему - никто не знал. И никто не знал, почему она так называется. В этой пещере жили мама и папа, когда сбежали. В этой пещере была зачата я. Деревенские ее, эту пещеру, не любили: слишком много загадок для их неторопливого ума.
Добиралась я к месту встречи почти весь день: сказывалась вчерашняя усталость, да и еды у меня с собой не было, так что очень хотелось есть. Мы не рискнули спрятать еду в одежде, меня могли обыскать, найти, все понять про противоядие. Шаман бы точно все понял: он всегда подозревает хитрость в других. Сам хитрый и подлый!
Наконец, я добралась. Уставшая, голодная, замерзшая, я бросилась на теплый пол пещеры и долго лежала, наслаждаясь покоем. Мамы еще не было. Это было странно. Может, шаман запер ее и не пускает? Ужасно хотелось спать, но я решила, все-таки, осмотреться, а то у нас, в горах, если не проявлять все время бдительность, можно остаться без головы.  Пещера Врата была невелика, размером с наш маленький домик, где мы жили с мамой. Стена, противоположная от входа, была просто грудой больших и маленьких камней, неизвестно когда осыпавшихся со свода. Вход представлял собой небольшой лаз, только одному человеку и пролезть, зато рядом со “входом “, на уровне глаз человека,  находилось большое “окно” - пролом в тонкой каменной стене. Через этот пролом поступало достаточно света, чтобы осмотреться. Под ногами валялось много камней - раньше их здесь не было. Глаза привыкли к сумеркам, и я рассмотрела дыру вверху, под сводом - ее тоже раньше здесь не было. Я подтащила несколько камней к “окну”, поставила их друг на друга, влезла на них и выглянула наружу, на всякий случай. И тут же чуть не свалилась. Он был там!!! Шел прямо на меня!!! Проклятый Болван не ушел домой, все это время он шлялся в горах, искал меня. Мне все стало ясно: действительно, у него наказ шамана принести мою голову, и маму мою не выпустили из деревни! Мерзкий старик оказался еще хитрее и злопамятнее, чем мама думала.
Болван шел, глядя в землю, плечи его были согнуты, видно, что он тоже очень устал. Я быстро присела, чтобы он не увидел мою голову в окне. Страшно. Страшно! Как они узнали, что у нас тут встреча? Разумеется, мы никому не обмолвились ни словом. Шаман умеет вытянуть правду: задает много вопросов, смотрит прямо в глаза, запугивает. Он знает все про всех, все тайны, все пороки, и умело использует свои знания против людей. Никто, кроме мамы, никогда не умел ему противостоять. Как они узнали? Мама не выдаст меня даже под пытками. Как… И тут я, вдруг, догадалась: да нет, не знают они ничего, он просто идет сюда ночевать, он тоже устал, а здесь, хотя бы, тепло. Усталость мою как ветром сдуло. Быстрее зверя я стала взбираться по обвалу наверх, в ту дыру под сводом, еще и старалась не шуметь. Успела как раз вовремя: только нырнула в узкий лаз, как Болван вполз в пещеру и тяжело опустился на пол. Я боялась и выглянуть, но судя по звукам, он сначала что-то жевал, потом булькал - пил, а потом тяжело засопел, уснул значит.  Сначала хотелось спуститься, пройти мимо спящего и ночью пробраться в деревню, чтобы узнать что с мамой, но при одной мысли, что я могу разбудить убийцу, у меня отказали ноги и руки. Так мы и лежали некоторое время - он там внизу сопит, а я наверху - ни жива ни мертва. Потом я решила обследовать то место, где я оказалась. Уже давно я слышала капель и какой-то тихий равномерный шум, мой нос почувствовал запах воды, а тело застыло от холода камня. И запах был такой… много воды так пахнет. Я отползла от входа подальше, стала на коленки и развела руки: ощущение большого пространства, запах  воды стал сильнее, да и шум стал понятен - где-то здесь течет большая река. Это странно, так высоко в горах… “А откуда, по-твоему, берутся водопады?” - спросила я сама себя.
Мне захотелось встать, чтобы размять снова замерзшее тело, потопать немного ногами, помахать руками. Я осторожно встала, одной ногой  проверила что там впереди, кажется, ровный камень, осторожно ступила вперед, всего маленький шажок, поставила рядом вторую ногу. А дальше… не знаю, что случилось… мои ноги поехали вниз, как по гладкому, скользкому склону… я вдохнула, чтобы заорать от ужаса (плевать и на Болвана, это - пострашнее будет) и внезапно оказалась в воде! С головой! Почему сразу не выдохнула и не заорала - не знаю. Вынырнуть не удалось, мои руки нащупывали над головой только скользкий, гладкий камень и по этим прикосновением я поняла с какой бешеной скоростью я лечу в потоке воды. В подземелье!!! К чудовищам!!! В подземное озеро, где захочу вдохнуть и захлебнусь!!!
Я обхватила колени руками и прижала их к груди, мне показалось, что я понеслась в потоке еще быстрее, а потом померещилось, что падаю вниз. Боком скользнула по гладкому, испугалась, хотя куда уж больше. И снова полет в воде, так быстро, что я забыла выдохнуть воздух. Мне казалось, что вместе с этим выдохом вылетит моя жизнь из тела. Поток крутил меня, вертел, ударял о стены, правда, не больно, почему-то. Не знаю сколько этот ужас продолжался. Помню, что в какой-то момент я, все-таки, понемногу выдохнула, и ничего - не умерла. Зато захотелось вдохнуть, и так  сильно захотелось вдохнуть, что я согласна была умереть. “Зато, подземным чудищам достанется только мое мертвое тело”, - подумала я. Но, почему-то, не вдохнула. Внутри меня уже все болело от отсутствия воздуха, когда что-то изменилось. Я поняла, что падаю вниз. Вот просто лечу вниз, как с крыши сарая на стог сухой травы. “Вхааааааа!!!!” - вдохнула я изо всех сил самый настоящий воздух.   
- Вода закончилась, - только подумала я и упала в воду. С большой высоты, видимо, потому что ударилась и оглохла. Ну, уж, нет!!! Я заколотила руками и ногами, пытаясь понять куда меня занесла на этот раз моя злосчастная судьба. Ноги уткнулись в твердое, и я пошла по этому твердому, страшно тяжело, помогая себе руками, шаг, шаг, еще шаг. Хоть течения безумного нет. Опять закончился воздух, я оттолкнулась и взмахнула руками и тут же голова моя оказалась на поверхности озера. Не успела я вздохнуть и осмотреться, как тяжелая от воды одежда утащила меня назад. Но я уже не боялась. Озеро - это я знаю что такое, выберусь! И выбралась…на берег мелкого небольшого озерца, образованного водопадом, вытекающем из отверстия в высокой горе.
- Это я так прибыла сюда, выскочила из того водопада? - удивилась я.
Тут все силы оставили меня, и я то ли уснула, то ли потеряла сознание.
 
Глава 3.

Очнулась от яркого света, он грел мне лицо, щекотал веки. Я резко села и потерла глаза. Много тепла и света? Да мы такое редко видим даже летом!
Сначала я осмотрела озеро и его берега. Озерцо сравнительно небольшое, но не безопасное: на противоположной от водопада стороне лишняя вода уходила под гору. - - Брррр, - поморщилась я, - а если бы выбиралась в ту сторону? Бррр…
Кажется, купаться мне расхотелось навсегда.
Потом я осмотрела берега и ахнула: около воды зеленела трава! Высокая, у нее еще сердцевина съедобная! В наших краях она тоже водилась, только было ее очень мало, у нас - мало растений приживаются.
Потом только я сообразила, что вот ведь сижу в мокрой одежде на камнях, а мне не холодно! Я встала и осмотрелась. От вида окружающей природы мне завокло слезами глаза. Я находилась, как бы,в горной чаше, со всех сторон были горы, невысокие и не страшные, но защищающие внутренний мир этой долины от холодных ветров, а свет солнца они не заслоняли.  В центре “чаши” рос лес, который зеленел свежей весенней листвой и восхищал цветами. Вокруг леса - трава, кустарники, которые взбираются на горы, и зелено так, свежо, дурманящий запах тепла и весны. Никогда не видела столько растений!
Сердце мое наполнилось радостью, глаза слезами. Ах, видела бы все это моя мама! Может, я умерла и попала в посмертное жилище для безгрешных детей? А как же неудобная и мокрая одежда и боль от ссадин? Ведь, после смерти нет боли?
Я улыбнулась цветущему лесу и стала снимать с себя мокрое. Большое количество жертвенных украшений я спрятала в карманы когда бежала, а сейчас разложила их на камнях, рядом с одеждой и смотрела как они сверкают на солнце. Я не знала их ценности, может, они и ничего и не стоят. Для меня так точно - ничего. Я бы выменяла их все за кусок сыра с лепешкой. Тут я вспомнила про высокую траву, стала рвать ее и очищать. Сердцевина у нее оказалась гораздо толще и слаще, чем я запомнила, она вполне утоляла голод…  Потом я лежала на камнях в одном только нижнем белье,( оно уже высохло), и грелась на солнце. Все-таки, удивительное дело  это тепло. Я как будто стала другой, как будто это не меня назначили жертвой и оставили замерзать на морозе. Замерзать?!  Отчего же здесь так тепло?
Впрочем, меня больше занимали проблемы моего здесь выживания. Нет ли здесь диких животных? Есть ли здесь подходящая для жизни пещера?  Может, здесь уже кто-то живет, в этом прекрасном месте?
Я встала и оделась в высохшее, верхнюю зимнюю одежду я легкомысленно оставила на камнях. Пошла в сторону леса осторожно, принюхиваясь. Ни одного животного запаха, человеческого, впрочем, тоже. Лес был редкий, светлые полянки так и манили к себе, на низкую, мягкую травку. Я благоразумно обходила лес вокруг, в одном месте задержалась, так как нашла ягоды, которые умеют перезимовать и стать от этого вкуснее.  В другом месте- среди камней вился ручеек, стекающий с гор, с удивительно чистой и вкусной водой. Ручеек питал маленькое лесное озеро, абсолютно  круглое, с резвящимися на мелководье рыбками. На противоположной, от “моего водопадного” озера, стороне я обнаружила большой участок свободной от деревьев земли, и участок этот был разделен… честное слово, грядки!!! Правда, все заросло густой молодой травой, но полезные растения тоже проклюнулись из земли! Значит, здесь жили люди? Или и сейчас живут? Огород, конечно, выглядел заброшенным, но сердце мое заколотилось и быстрее козы я побежала вверх, в гору, чтобы как следует осмотреться. Долго смотрела вокруг, до слез в глазах, прикладывала ладошку ко лбу, защищаясь от яркого света и, все-таки, что-то высмотрела.  Маленькая хижина из камней, прилепилась к склону горы, почти не отличимая от самой горы. Я осторожно подошла. То, что я приняла издалека за непонятный белый предмет на пороге хижины, оказался скелетом человека, судя по росту - мужчины. Голова мужчины была повернута к лесу. Там, куда смотрел скелет, на окраине леса, виднелись два продолговатых холмика, длинный и покороче. Бедолага, здесь, когда-то давно, разыгралась трагедия. Что привело их сюда? Отчего они погибли? Мне стало жаль и себя тоже: как я буду жить одна, без мамы?
Я аккуратно обошла скелет и заглянула в хижину. Немудрящий быт: печурка из камней, постели из сухой травы, полочки, посуда из глины. Все очень небогато, но это же - человеческое жилье! Не долго думая, я принялась убираться в хижине: подмела старой метлой, что примостилась в углу, пол, огненными камнями развела огонь в печурке и сожгла их постели из сухой травы, истлевшую одежду и прочий мусор. Скелет мне не мешал. Я не боюсь привидений, потому что в них не верю.  В хижине стало очень жарко и я, оставив все как есть, прихватила большой глиняный горшок и пошла к озеру. Оно, озеро, было от домика недалеко. Я, оказывается обошла лес вокруг и снова вышла к водопаду, из которого свалилась. Долго мыла горшок землей и травой, потом набрала в него воды и, захватив свою зимнюю одежду, вернулась. Мама говорила, что воду из водоема надо кипятить, прежде чем пить. Что я и сделала.
В тот длинный день я сделала еще много чего: похоронила скелет, всю найденную  посуду отмыла в озере и принесла много воды, чтобы отмыть хижину. У него, у хозяина, нашлось много ценных и полезных вещей: все, что нужно для возделывания огорода, а главное - удочки! Это было так неожиданно, но надо же было им что-то есть кроме овощей. Я накопала червей и вечером отправилась на рыбалку. Удалось поймать одну рыбку, зато я сварила из нее суп, добавив в него и ягод, и сердцевину высокой травы.
Сытая и очень счастливая я улеглась на полу, на  свою верхнюю одежду, прижалась спиной к горячему боку печки и уснула. Эх, была бы здесь со мной моя мама!

Глава 4.

Потихоньку я обжилась в своем новом мире. Несколько дней подряд светило солнце, потом прошел небольшой дождь и снова - солнце. Казалось, что здесь наступило уже лето. Рыбка ловилась очень здорово по утрам. Иногда и дома у меня не было столько еды, сколько здесь. В лесу не водились дикие животные, только птицы, я перестала бояться и исходила его вдоль и поперек. Нашла много съедобных и целебных трав и корней, правда, они, травы, еще не все выросли и не все годились пока в пищу . Каждый день я топила печку и что-то варила. День заканчивался одним и тем же ритуалом: я садилась на пороге с едой, ела и смотрела на водопад, в надежде, что оттуда вылетит моя мама. Потом шла спать в теплом домике.
Однажды я поднялась на гору за хижиной, захотелось осмотреть все с высоты. Вид на мою долину был чудесный, но то, что открылось мне с другой стороны горы, просто изумило меня. Огромная-преогромная равнина, вся зеленая, с маленькими рощами и лугами была дивно прекрасна. Мой водопад на этой равнине превратился в живописную реку, которая убегала за край земли. И там, на краю земли, находилось большое селение людей, много домов, отчетливо видных в ярком свете дня.
- Горы здесь закончились, вот что, - подумала я, - вот как выглядит земля без гор. Прекрасно выглядит.
Никогда я такого не видала. Да и никто, я думаю, из нашей деревни, такого не видал. Здесь было так много плодородной земли, что голод, верно, не возможен. Здесь было так много травы, что можно завести целое стадо коз. У нас с мамой было лишь две козы. Селение было таким большим, что о таких я слышала  только в сказках на ночь, и не очень-то им верила. Потому что у нас в деревне дети рождались редко, да и кормить их особо было нечем, да еще и выродок этот любит убивать людей, для жертвоприношений, почем зря. Оттого-то людей в деревне нашей было немного. Откуда же здесь столько людей в этом большом поселении?  Как им там живется всем вместе? А у них какой шаман?
Я прикрыла глаза от солнца ладошкой и посмотрела туда, где находилась, по моему разумению, моя деревня. Там, за горой с водопадом, высились мрачные горы, многие со снежными вершинами - там была вечная зима. На склоне одной из таких гор - моя деревня.   
- Зачем же мы живем там, в таких условиях? Вон же сколько места! Да еще и шаман этот…
Я с ненавистью вспомнила единственный мой разговор со злобным стариком. Он как-то пришел к нам домой, после смерти отца, долго говорил с мамой, а я была во дворе. Вдруг, выходит из дома быстро, злой такой, высоченный, седые волосы развеваются, глаза горят… страх! Увидел меня, остановился и наблюдает за каждым моим движением с омерзением, что ли. Потом заговорил и придирался к каждому моему слову. По его репликам выходило, что я глупа как столб, все мои действия обречены на неудачу,  и напрасно я на свет появилась. По хорошему, так послать бы его в пропасть, а вот умел он, подлец, навязать свое общество так, что не отвяжешься, хоть тебя и оскорбляют.  Когда я готовилась уже зареветь во весь голос, вышла мама и молча, за руку, увела меня в дом. Еще и дверью хлопнула, смелая женщина. И со всеми он так разговаривает, включая и прихвостней его. Лишь иногда сменяет гнев на милость. Глупые люди просто смотрят ему в рот, ожидая доброго слова. И когда он похвалит, они и рады. Готовы ради доброго словца работать на него, угождать ему. Думают, что избранные. Тьфу! Без страшного, черного колдовства тут не обошлось - вот как мы с мамой об этом думаем.
 На чем держалась его власть? На болванах? На страхе? Отчего мои родители не убежали раньше подальше от этого ужаса?
У меня не было ответов на эти вопросы. Впрочем, ходили слухи, что нигде люди хорошо не живут. Везде, дескать, плохо. И вот, я снова посмотрела на равнину, которая и в самом счастливом сне мне не могла приснится. И тут, я не поверила глазам, на луг, откуда-то, выбежал целый табун лошадок, высоких и крепких, с развевающимися гривами.
- Ну, уж этого просто не может быть, - подумала я.
У нас в деревне несколько неказистых и низеньких лошадей были только у шамана, и он одалживал их, чтобы вспахать поля, но забирал за это половину урожая. И снова понятная ненависть захлестнула меня. Что это чудище сделало с моей мамой? Ах, если бы я умела летать как птица, я бы полетела в горы, нашла бы нашу деревню и убила бы шамана. Безо всякой жалости. Но я не птица, и не знаю даже в какой стороне моя деревня.

С того дня мысли  о большом селении на равнине не покидали меня. Как там живут? Что за люди? Ужасно, иногда, хотелось пойти к ним. Даже спуститься туда, на зеленую равнину было бы счастьем, думалось мне. Но я все тянула и тянула время. Совсем потеплело, наступило лето. Я расчистила от травы огород. Кое-что из одичавших было овощей принялось расти со сказочной быстротой. В лесу созрели пахучие полезные травы, а на одной из полянок росло несколько семей съедобных грибов. Долину я назвала Местом Счастья и любила взбираться повыше в горы, и осматривать ее сверху. Удивительно прекрасное зрелище, особенно по утрам, в дымке тумана.
- Стоит ли покидать Место Счастья? - частенько думала я.
 Мне было хорошо в моем маленьком жилище, и я не знала как оно сложится с незнакомыми мне людьми. Словом, я немного одичала, понятное дело.

Глава 5. 

Однажды, я, как водится, сидела на пороге, ела, смотрела на водопад, думала о делах бытовых и, вдруг, я не успела даже уловить это движение - из водопада что-то вылетело и тяжело плюхнулось в озеро. Я вскочила и заметалась.
- Это Болван меня нашел, - подумала я и спряталась в домике.
- Нет, это подземное чудище выскочило на поверхность, - подумала я и вышла из домика. Очень хотелось посмотреть какое оно, чудище.
Потом я побежала в лес, прятаться среди деревьев. В домике меня будут искать первым делом.
Осторожно, пригибаясь в высокой траве, прячась за деревьями, я кралась к озеру. На берегу, не шевелясь, лежала худая, болезненного вида женщина в черной рваной одежде. Я встала на четвереньки и тихонько подбиралась к берегу, прячась за кустами. У женщины были закрыты глаза, глазницы большие и темные, острый нос и впалые щеки…. И вдруг я закричала, не помня себя:
- МАМАААААА!!!!!! 
Я узнала ее даже в этой постаревшей, изможденной женщине. Я так долго ждала ее, надеялась неизвестно на что…
Мама открыла глаза и села. Я подбежала…. Мы обнимались, обнимались, плакали. Я только и думала: какая она худенькая…какие тоненькие у нее  косточки, как у птички.
Потом, дома, отогревшись у печки, она рассказала, что было после моего побега. Когда Болван не вернулся в день жертвоприношения, а вернулась только арба пустая, мою маму взяли под стражу. Поймали уже на выходе из деревни. Наверняка, это шаман приказал неусыпно следить.
Болван вернулся через три дня. Объяснить ничего не смог, ясное дело, был он неграмотный. Поехали смотреть на место чуть не всей деревней. Нашли мертвого мальчика, обглоданного зверьем. Меня нигде не было. Тут же шаман приказал мою маму связать и посадить под замок в его доме. Никто и возразить не посмел. Некоторые даже, наоборот, испугались, что теперь урожая им не видать. Сказано - глупые люди.
Дальше было ужасно. Шаман каждый день приходил, чтобы издеваться…Морил голодом, грозил ослепить…Ему доставляло удовольствие мучить и запугивать, он даже помолодел и порошел. И снова - никто не пикнул, не заступился…

Потом случилось маленькое чудо. Однажды ночью к маме пришел один из болванов, разрезал веревки и вышел, оставив дверь незапертой. Неизвестно на что он сам надеялся, возможно, тоже сбежал. А мама, хоть и была слаба, убежала в горы, и бежала, не разбирая дороги, всю ночь. Только под утро она поняла, что оказалась неподалеку от пещеры Врата. Видно, чутье ее привело куда надо. Она надеялась, что я оставила ей послание где меня искать.  Послания не было, но она тоже нашла у свода дыру, откуда вывалились камни и полезла туда полюбопытствовать. Потом, как и я, оступилась… И ,ничего не понимая, свалилась в подземный поток.

Мы некоторое время жили в хижине. Маме надо было прийти в себя, выздороветь. Впрочем, еды хватало и лекарственных трав тоже - она быстро поправлялась. Счастливее меня человека на земле не было все это время. Бывало сидим на пороге вечером и тихонько поем, мама из моей многослойной зимней одежки мастерит себе хоть какое-то платье, а я прижимаюсь к ее плечу и так хорошо!
Почти уже закончилось лето, когда мы собрались в путь на равнину. Прихватили весь свой нехитрый скарб, немного еды и, даже, немного посуды, да и отправились.
Удивительно как густа и высока была трава на лугах зеленой равнины.
- Заведем себе стадо коз, - весело говорила мама.
- Да, - радостно соглашалась я.
Мы подошли к селению ранним утром, волновались: выглядели мы, конечно, как нищенки. Одежка наша поистрепалась, лица испуганные… Но люди из большого селения  встретили нас очень мирно, мы, худо-бедно, понимали их язык. Нас отвели к главному в селении человеку..
- Вы на осенний сбор урожая? - сразу спросил он.
- Да, - ответили мы дружно, ничего не понимая.
И он отвел нас в большой, длинный дом, где селились такие пришлые работники. Нас накормили и дали рабочую одежду. Мы осторожно спросили про шаманов и прочее. Оказалось, что таковых у них не водится, а про жертвоприношения они уж более ста лет как не слыхали.
 -Откуда вы прибыли? - удивлялись люди.
Мы не отвечали.

Работа на полях была как работа, даже еще и полегче чем дома. Мы много заработали. Правда, мы не знали что такое деньги, но быстро обучились. Купили себе козу с козленком, и жизнь потихоньку наладилась. Жертвенные украшения почти ничего не стоили, как я и думала, но какие-то мелкие деньги мы за них выручили.   Жить в большом селении оказалось очень легко: на зиму поселились у одной милой старушки, очень дешево, просто помогали ей по хозяйству. У нас была своя комната, довольно большая, и место в сарае для козы. Мама нашла работу и зимой, а мне приказали ходить в школу. В школе кормили два раза в день и учили всякому, что пригодится в жизни.  Все это было очень удивительно, иногда казалось, что я сплю. В школе я завела много друзей и успевала по всем предметам. В нашей деревне школы не было, и люди не умели читать и писать. Книг, разумеется, тоже не было. А здесь имелась бесплатная библиотека! Читать книги оказалось самым увлекательным занятием в жизни. А еще оказалось, что мир велик и людей в нем очень много.
Мама снова стала красивой и  вышла замуж за хорошего человека. Стали мы жить в большом доме очень дружно и богато.

Про деревню нашу и шамана ничего не знаю. Кстати, про нее, странную деревню в горах, никто ничего и не слышал, даже в школе. Просто затерянный мир какой-то.  Иногда, в ночных кошмарах, она снится мне, вся в снегу, морозная и сумеречная, и я всегда в таком сне -  бегу, бегу, бегу….