Известно, что исчисление, положенное в основание нашей эры , было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием. Этот расчет предполагал некоторые совершенно гипотетические данные и не совпал с датой рождения Иисуса по другим источникам.
Например,Константинопольский список консулов за 395 год относит рождение Иисуса на год консульства Августа и Силивана: («При этих консулах родился Христос в день 8-й до январских календ»). Ириней и Тертуллиан считали, что «Господь наш родился около сорок первого года правления Августа» .Евсевий говорит конкретнее: когда родился Иисус Христос, «шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта»...
Перечисленные авторы указывают на 3 или 2 год до н. э., а Пасхальная хроника — на 1 год до н. э. («в консульство Лентула и Писона»).
Возможно, упомянутые писатели, как и многие другие, не названные здесь, пользовались евангельским источником, в которым содержались следующие указания:
« В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его,четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( ЛК 3:1-2).
Иоанн вскоре крестил Иисуса в Иордане; сообщается, что Иисус, «начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк 3:23).
Император Тиберий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 годы. Тертуллиан и другие писатели, видимо, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 28 г.н.э. , в начале 29-го он крестил Иисуса, которому было около 30 лет. Отсюда следовало, что Иисус родился во 2-м году до н. э.
Согласно Евангелию от Матфея, Иисус родился во времена правления царя Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. Сопоставив этот факт с утверждением Матфея, что Ирод приказал истреблять младенцев до 2 лет (Мф 2:16) , можно предположить, что Иисус родился около 5 или 6 года до н.э. Это событие как считают историки, исторически не достоверно, однако, как бывает в легендах, возрастные ограничения — «от двух лет и ниже» — приведены на каких-то основаниях. Так что вполне возможно, что когда Ирод умер, Иисусу еще не было двух лет.
Ранее упоминалось о исторической недостоверности версии Луки, связывающего момент рождения Христа с проведением переписи населения в Вифлееме ( см.http://proza.ru/2024/04/13/1296).
Перепись населения, о которой сообщает Лука, проводилась в Иудее Квиринием только в 6 или 7 году н.э., т.е. в то время, когда Иисусу, если брать за основу версию Матфея, было уже примерно лет 10-12.
Очень много было проведено изысканий с целью определения даты рождения Иисуса по взаимному расположению планет на небе, которые могли бы позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии (Мф.2:2). На основании расчетов положений планет немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) сделал в 1603 году вывод, что Иисус мог родиться в 6 году до н. э. Однако, принцип расчета этой даты весьма условен ввиду того, что, в его основе лежат догматические соображения:ориентиром было упоминание о «Вифлеемской звезде», которая привела волхвов к Иисусу.
Традиционная дата Рождества Христова — 25 декабря была выбрана условно. Из документов следует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать день рождения Иисуса 25 декабря.Этот день по всей Римской империи отмечался как праздник рождения Солнца, дата зимнего солнцестояния. Христиане в конце 2-го -начале 3-го века предсавляли Иисуса как «Свет истинный» ( Ин 1:9) и стали праздновать Его рождение в день этого языческого праздника. Анонимный сирийский писатель-христианин пишет, что «у язычников, был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца ... В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово»..
Таким образом, мы не знаем точно, когда родился Иисус.
В заключение следует привести высказывание из Евангелия Иоанна:
«На это сказали Ему иудеи: тебе нет еще пятидесяти лет ,- и ты видел Авраама?» (8:57). Иисус не возразил и своим молчанием как бы подтвердил их слова. Может , Иоанн не случайно сказал об этих пятидесяти годах?