Ницше и Достоевский об воле, власти и перевороте

Михаил Шульгин 2
М. Шульгин, 2024

Часть 1. Анализ учений Ф. Ницше

ЦЕННОСТИ

Неверие в Бога; жизнь воля власть; добро и зло; христианство и свобода

- Неверие в Бога

Ницше считает, что общество неотвратимо придет к отрицанию власти, утраты веры в систему, авторитетов и Бога (придет к нигилизму), если его порядки основаны на лицемерной морали. Без веры в творца, мораль подвигает к мысли, о том, что все «доступно и позволено» (по Достоевскому) и каждый из людей сам может быть творцом.

- Жизнь Воля Власть

По Ницше высшей человеческой ценностью является жизнь и реализовать ее можно только через волю и власть.

- Добро и Зло

Ницше видит оздоровление общества через переоценку христианских ценностей (их трансформацию, отмену) и прежде всего к переоценке понятий «добро и зло», полагая что надо относиться к ним проще, как к естественным неотъемлемым проявлениям двух сторон жизни.

- Христианство и свобода

Он считает, что христианство изжило себя, поскольку культивирует слабость, сочувствие и терпимость, которые не свойственны сильным волевым людям и ослабляют государство.
В своих теориях Ницше отмежевывается от религии, морали и права, ограничивающих свободу достижения целей волевыми людьми.

ТЕОРИИ, ИДЕИ Ницше
 
1. Презрение, гордость и самоуважение

Философ обличает христианскую мораль в лукавстве и считает, что мораль неестественна природе человека (работа «Антихрист»), а важными качествами для волевого человека называет презрение, гордость и самоуважение.

2. Воля и власть

Во главу развития Ницше ставит силу воли к власти и жизни. Считая, что власть стремиться к своей максимизации, а сильные волей люди должны уметь как повелевать, так и повиноваться (по аналогии у военных и сейчас бытует кредо - чтобы командовать надо научиться подчиняться).
Он развеивает миф о «светлом будущем», которое расхолаживает людей и тормозит развитие общества.

3. Неотвратимость войн

Ницше полагает, что война раскрывает важнейшие качества людей – храбрость и благородство. Считает, что мир, это лишь перерыв и отдых между войнами и жизнь представляется как круговорот Вечного Возвращения к миру. «Общество, которое отрицает войны – упадочное».

4. Сверхчеловек

- Сверхчеловек прежде всего остается верным земным делам и «Вечно Возвращается» к ним и миру, а не устремляется к небесам. Он имеет тот же облик, что и другие.
- Он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей сильной воли.
- Сверхчеловек сам устанавливает приоритет ценностей, правил и прав. Право завоевывает сильнейший. Великим разрешено нарушать правила, выбраковывать ущербных людей [«жить – значит постоянно отталкивать от себя то, что хочет умереть»] поскольку их воля согласуется с явлением природы.
   Сверхчеловек – Это волевой, лишенный сострадания к слабым и ущербным людям человек. Он наделен здоровым эгоизмом благородного человека, уверенного в своем превосходстве и вседозволенности к низшим существам [«считает, что вред сильным приносят не сильнейшие, а самые слабые»].

5. Государство

Ницше рассматривает государство как средство и инструмент для управления людьми, где выигрывает тот, чья воля сильнее. Здоровое государство имеет строгую иерархию подчинения, а демократия, исповедующая равенство, власть большинства и либерализм, ведет к ослаблению расы, где выживают и размножаются слабые и безвольные.

Равенство противно природе – поэтому социализм, анархия и демократия – противоестественны.

6. История

Важным теоретическим аспектом является то, что Ницше, рассматривает историю как «столкновение воли господ и рабов».

Литература
К. Ван Корвус, 2011. Основы учения Ф. Ницше

Некоторые важные для меня цитаты Ницше

- Жить – значит постоянно отталкивать от себя то, что хочет умереть».
- Вред сильным приносят не сильнейшие, а самые слабые».
- Хороший брак основывается на таланте к дружбе».
- «Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе».
- «Даже самый красивый пейзаж не будет вызывать у нас любви после того, как мы поживем в нем 3 месяца
- Все, что не убивает нас, делает нас сильнее».
- «Высшую свою мудрость истина обыкновенно высказывает с наивной миной».
- «Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными».
- «Кто унижает самого себя, тот хочет возвыситься».
-  Все замолчанные истины становятся ядовитыми».
- «Ни от чего не сгорают быстрее, чем от негодования».

Часть 2. СТРАТЕГИЯ ПЕРЕВОРОТА
«Бесы» Ф.М. Достоевский о социалистах.

ИНСТРУМЕНТЫ переворотов:

Мы провозгласим разрушения, пожары; Запустим смуту и найдем пророка; возьмем власть, подчиним глупых; приобщим сторонников, наших людей; перевоспитаем поколения развратом, провозгласим равенство

1.К тому же «Мы пустим легенды. Тут каждая шелудивая кучка людей пригодится в которых найдутся охотники... На всякий выстрел пойдут, да еще и благодарны будут».
2. «Начнется смута… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам. – Тут то и запустим самозванца» (пророка).
3. «Мы за то, чтобы все рушилось и государство, и его нравственность… Останемся мы чтобы принять власть. Умных приобщим к себе, а на глупых поедем верхом».
4. Это наши люди. «Учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью (матерью), - уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущение – наши».
5. «Надо перевоспитать поколение… Захватим то, что праздно лежит и само на нас рот пялит. Для меня нет выше идеи, что бога нет».
6. «Надо одно или два поколения разврата, когда человек обращается в гадкую трусливую жесткую, самолюбивую мразь».
7. Провозгласим равенство. «Мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю – устроим полное равенство».


Часть 3. ТЕОРИЯ ПРЕВОСХОДСТВА
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

Ценности: Власть. Исключительность. Воля, гордость. Самолюбие. Справедливость.

I. Иллюзия обретения власти

«Никогда уж не переменятся люди, сколько не жди не станут умнее. И не переделать их. Это их закон. Тот, кто крепок и силен умом и духом тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а тот, кто более всех сумеет посметь, тот и властелин. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь». - Этот мрачный катехизис стал для Раскольникова верой и законом.

II. Зарождение теории превосходства

1. У просвещенного западными идеями Раскольникова, возникла теория, что «люди разделяются на материал и на особенных людей, которые сами диктуют законы для этого материала».
2. Примером зарождения мысли Раскольникова об своей исключительности – послужил Наполеон, «для достижения целей, которого единичное зло не останавливало».
3. Раскольников вообразил себя Наполеоном, думал, что сможет также легко перешагнуть через убийство, но его воля и совесть оказались слабы, не как у Сверхчеловека, который вывел Ф. Ницше для западного человека.
Люди (как материал и особенные люди); зло для достижение целей; воля перешагнуть черту

III. Алгоритм совершения единичного преступления

1. Иллюзия обретения власти
«Я себя допрашивал, имею ли право власть над другим иметь? Тварь ли я дрожащая или право имею? Пошел бы на «такое» убийство Наполеон? - Без всякого сомнения.

2. Бедность и ощущение безысходности
«Первая причина злодеяния: нет трех тысяч для карьеры, раздражение от голода, от тесной квартиры, от осознания своего социального положения, бедственного положения сестры и матери» (по Свидригайлову).

3. Гордость и тщеславие

Вторая причина – «это гордость и тщеславие, что, пожалуй, еще важнее». Гордость не позволяет просить, когда можно ночью прийти и взять деньги самому.

4. Самолюбие и исключительность

«Я захотел убить без казуистики, убить для себя. И не для того, чтобы матери помочь или стать благотворителем».

5. Несправедливость

Несправедливо, что деньги достались убогой, жадной старухе, а мне молодому - деньги надобны для развития.

6. Доказать самому себе, что я смогу

«Я захотел осмелиться и убил – вот вся причина».

IV. Разочарование в своей исключительности и гениальности

«Черт меня попутал, не имел я такого права убить, я такая же вошь, как и другие.  –  Оказалось, что я обычный человек. - Посмеялся черт надо мной... От Бога отошел, дьяволу предался».

V. В результате наступит покаяние

Православный человек не способен жить без покаяния
 
 «Теорию то он задумал, а перешагнуть не смог (ценностями то завладел, но не смог ими воспользоваться, тяготился преступлением и искал разоблачения). Стало быть подумал, что человек он не гениальный. А для молодого человека с самолюбием это стало унизительным» (словами Свидригайлова).

Оправдание преступлений в романе

1. «Вот если благородный человек почту ограбил, то конечно же думал, что порядочное дело совершил».
2. «Да, он ограбил, но не посмел добром воспользоваться. Обычный вор знает, что он подлец и не гнушается пользоваться добычей».
3. «Единичное злодейство позволительно если оно в результате приведет к добру. Единичное зло с одной стороны, а с другой - сто добрых дел».


Часть 4. УПРАВЛЕНИЕ СЛАБОСИЛЬНЫМИ БУНТОВЩИКАМИ
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы

ЦЕННОСТИ:
Свобода; Бог; Чудо, Авторитет, Воля

Инквизитор обращается к пришедшему в Средневековье Христу.
«Зачем же ты пришел к нам мешать? От твоего имени мы правим столетия и «Папа» – вместо тебя на Земле.  Мы тринадцать веков мучимся твоей свободой, но теперь это кончено. Люди сами ее принесли к нашим ногам».

ИНСТРУМЕНТЫ управления массами людей

1. Человек ищет не сколько Бога, сколько Чудес. Поклоняются тайне и авторитету. Чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас отвергнет и бога. Поскольку человек не в силах оставаться без чудес, то сотворит себе новых кумиров и будет поклоняться знахарству и колдовству».

2. Использование склонности слабосильных к бунтам

- «Люди убедились, что не смогут быть свободными, потому что малосильны, [безвольны], порочны, ничтожны и бунтовщики».
«Народ повсеместно бунтует против власти, и гордится что бунтует.  – Это гордость ребенка и школьника. Это маленькие дети выгнавшие учителя из класса. Но придет конец восторгу ребятишек. Дальше они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю».

3. Слабсильные люди как материал для великих

- «За тобой пойдут лишь тысячи, а оставшихся слабовольных миллионы – что с ними станется?
- Они должны послужить материалом для великих и сильных духом людей.
«Первые, что воскреснут, вытерпели крест. А чем виноваты остальные, слабые, что не могли вытерпеть того, что могли сильные духом.

Итак, Ф.М. Достоевский выводит способ управления слабосильными бунтовщиками через Силу, Тайну,Ложь и Авторитет.
    
Достоевский говорит словами инквизитора

 "Мы же, кто знает тайну управления, будем отвечать за все и страдать за всех.
Мы приняли ложь и обман как необходимость, чтобы слабосильные люди не заметили, куда их ведут и почувствовали себя счастливыми. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить".
 «Голодные люди сами принесут свою свободу к нашим ногам», к тем, кто знает их тайну. Миллионы будут счастливы как дети, играющие после работы. Им не будет нужды выбирать между добром и злом, а также что делать и за кем идти?

II. ОПРАВДАНИЕ СЛАБОВЕРИЯ

Ф.М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» приводит разные оправдательные доводы для слабо верующих:

1. Вера как необходимость

«Видишь Алеша, был один старый грешник, который изрек, что если бы не было бога, то следовало бы его выдумать».

2. Верить сильно некогда, поскольку надо творить добрые дела

«Отказаться от христовой веры, чтобы спасти свою жизнь для добрых дел, коим в течении лет и искупить малодушие - то и не было бы греха».
3. Созерцатели копят впечатления
«Другие же копят впечатления, созерцая, не сознавая зачем. Созерцателей в народе предостаточно».

4. Не верят от легкомыслия и занятости

- "Знай дурак, что мы все здесь лишь от легкомыслия своего не веруем, потому что нам некогда".

5. Сомневаемся, достигнем ли всепрощения

«И без того уж знаю, что царствия небесного в полноте не достигну (ибо гора не двинется), тогда же для чего без всякой пользы кожу с себя буду срывать и надеяться на прощение?».

6.  Мир, созданный Богом, несправедлив.

 «Я против Бога моего не бунтуюсь, я только мира его не принимаю».

Об управлении слабосильными бунтовщиками - стихами

Зачем ты пришел к нам с пустыми руками,
неся в них раздоры свободы.
А если бы наполнил те руки хлебами
– тебя б полюбили народы.

А если совесть человека сможем обольстить,
и слабых вечной жизнью поманить,
то с помощью чуда, авторитета и тайны,
Господства достигнем на всех окраинах.

И возгордятся люди своею слабостью
и покоряться нам с веселой радостью,
не будет им проблемы выбирать,
за их секреты станем отвечать.
Тебе ж оставим сильных, волевых – а нам не надо на миру таких.