Серьёзность и художественный образ...

Светлан Туголобов
     Есть такое понимание серьёзности учёного: она есть пренебрежение эссеистикой. Эссеистика - это сочинение того, что не является ни научными монографиями, ни научными статьями.

     Серьезный учёный свои тексты пишет для коллег. А коллеги владеют научным аппаратом: правильно читают графики, диаграммы, формулы и чертежи, используют научные термины, точно определяя их значения.

      А эссе - жанр научно-популярный. Он предназначен не для тех, кого сами учёные считают коллегами. Эссе привлекает внимание, заинтересовывает, разъясняет, а, если получается у автора, ещё и увлекает читательниц и читателей.

     Для того, чтобы написать научно-популярное эссе, нужно выбрать способ такой работы. Точно известны два способа.

     Первый способ: выбрать из всей науки те графики, диаграммы, понятия, формулы, чертежи, которые попроще. Которые легко объяснить, разъяснить тому, кто не является профессиональным учёным, не погружён достаточно глубоко в научные исследования какого-то  объекта.

      Второй способ написания эссе состоит в том, чтобы графики, диаграммы, понятия, формулы, чертежи заменить тем, что:

      Первое. Своей яркостью привлекает внимание читательниц и читателей к определённому объекту исследования, который раньше читательницы и читатели не замечали.

     Второе. Воспринимается читательницами и  читателями без особого напряжения, то есть достаточно легко.

     Третье. Не отталкивает читательниц и читателей от того, чтобы при возникновении интереса к рассматриваемому объекту исследования так освоить научный аппарат, чтобы пользоваться им так, как это делают серьёзные учёные.

      Четвёртое. Развивает мозг читателя то ли сразу в двух направлениях - научном и художественном, взятых по отдельности, то ли синкретично, когда трудно отделить научное от художественного, а художественное от научного, и они вливаются в сознание читательниц и читателей единым потоком.

      Пятое. Может читателей побудить сразу, без долгого освоения научного аппарата, самостоятельно обратиться к представленному в тексте  объекту исследования, рассматривая его не научно, а с помощью своего воображения.

      Этими пятью свойствами обладает в эссеистике пэпэхао. Практическое применение художественных образов. И тут возникает вопрос: а серьёзно или смешно для подлинного учёного заменять графики, диаграммы, научные термины, формулы и чертежи художественными образами?

     Чтобы ответить на этот вопрос можно вспомнить о тех создателях художественных образов - актёрах, живописцах, музыкантах, скульптурах, сочинителях, которые не развлекают и не отвлекают серьёзных учёных от их исследований, а заставляют подумать: "Ну надо же! Он догадался, неизвестным образом, о том, чем я уже лет десять занимаюсь в своей лаборатории!".

       Таким образом, художественный образ, созданный одарённым деятелем искусства - это определённое воплощение того, что настоящий учёный может назвать удачной или счастливой ДОГАДКОЙ.

     Но эссе создают не для настоящих учёных. Для учёных, как для своих коллег, как уже об этом сообщалось выше, пишут научные статьи и научные же монографии.

      И если в научно-популярных эссе есть удачные или счастливые ДОГАДКИ, то такие эссе предназначены для ознакомления с ними не профессиональными учёными, а не погружёнными глубоко в научные исследования читательницами и читателями.

      Рядовые читатели - это те, которые могут не владеть каким-то научным аппаратом, но у них может оказаться в наличии определённое чутьё.

      Чем учёный, владеющий каким-то  научным аппаратом, основательно его освоивший, но не обладающий чутьём -  отличается от читателя эссе, совсем не владеющего тем же, что и учёный, научным аппаратом, но имеющего острое чутьё?

      Это вопрос, на который айтишники ещё не научили отвечать искусственный интеллект. А вот некоторые эссеисты, которые пэпэхао, практически применяют художественные образы, могут ответить на этот вопрос так:

     Тот, кто не освоил научный аппарат, но обладает острым чутьём, отличается от учёного, хорошо освоившего научный аппарат, но не имеющего остроты чутья,  восприятием Искры Божьей.

      Не только сама Искра Божья, но и восприятие Искры Божьей - это ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ.

     Данные художественные образы можно заменить таким художественным образом:

      Острое чутьё или творческая интуиция - это способность не только принимать ПОСЛАНИЯ из Энерго-Инфрмационного Поля Вселенной, но и быстро определять и использовать его, послания, отдельные ЗНАЧЕНИЯ или даже весь его СМЫСЛ.

      Как называть тех читательниц и читателей, которые, не владея каким-то научным аппаратом, БЫСТРО начинают использовать отдельные  значения или даже весь Смысл каких-то посланий, сообщений из ЭИПВ, Энерго-Информационного Поля Вселенной, которые СОДЕРЖАТСЯ в ПРОЧИТАННОМ ими научно-популярном эссе?

      В не таком уж далёком прошлом  тех людей, которые, не владея научным аппаратом и прочитав какое-то научно-популярное эссе, могли осуществить нечто ПРАКТИЧНОЕ, называли самородками.

     САМОРОДОК среди людей - это художественный образ. ИЗБРАННИК или ИЗБРАННИЦА  Энерго-Информационного Поля Вселенной - это тоже художественные образы.

      Если кто-то из читателей считает такие художественные образы, как ИЗБРАННИК, ИЗБРАННИЦА и САМОРОДКИ обладающими крайне низкой степенью серьёзности, то им лучше тратить свои время, денежные средства, нервы и усилия на освоение и применение какого-то научного аппарата.

       Те, которые считают ИЗБРАННИКА, ИЗБРАННИЦУ, САМОРОДКОВ удовлетворительно СЕРЬЁЗНЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ОБРАЗАМИ, обладают художественным образом мышления и, скорее всего, могут создавать научно-популярные эссе, несущие в себе не столько научные термины и формулы, сколько ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ.