Первая учительница. Часть II

Любовь Тарасова-Горина
Много ли нам известно про своих учителей? Особенно первоклашкам? Мы боготворили свою первую учительницу, которая, казалось, всё на свете знала и была не земным жителем, как мы все, как наши родители, как наши соседи, а кем-то иным, неизвестно откуда прибывшим на землю со своей благой миссией – научить всему  доброму и хорошему детей человеческих.

Нет, именно так мы не думали, как это я сейчас изображаю, но чувства детские, по крайней мере, мои тогда соответствовали именно  этому описанию. И когда я вдруг увидела, как моя учительница пересекает школьный внутренний двор, направляясь к деревянным туалетам, я была поражена своим открытием чуть ли не до потери сознания.

Шли год за годом, мы подрастали и потихоньку  взрослели, и учителя перестали казаться нам небожителями. Мало того, мы научились кого-то любить из них, кого-то недолюбливать. С кем-то мы могли чем-либо поделиться или попросить совета, с кем-то не хотелось общаться даже у школьной доски.

В нашей сельской школе были замечательные учителя. Незамечательные долго не задерживались.

В послевоенные годы Кошкульская семилетняя школа была одной из лучших в Солдатском районе. В 1946 году на долгие годы в ней обосновались  фронтовики Михаил  Мартемьянович Пятков, Николай Фокеевич Шмаков, Иван Кириллович Дробняк. Пятков преподавал биологию, у него вокруг дома  раскинулся  цветущий сад из яблонь и других плодовых и неплодовых деревьев, весной  он пленял цветением, дурманящим ароматом, помнится, я останавливалась перед ним и подолгу вдыхала этот действительно пьянящий запах. Когда наш папа стал разводить собственный сад, он не раз заходил к Михаилу Мартемьяновичу за советом. А за зданием школы рос и развивался новый сад – школьный – вкупе с огородом, с ровными грядками, на которых поднимались к солнцу разные растеньица вплоть до кукурузы. Здесь мы на практике подтверждали свои знания по биологии, познавали законы природы. Перед школой за низким деревянным забором благоухал цветник.

С восьмого по одиннадцатый класс бессменным преподавателем химии у нас был Пётр Михайлович Пятков, сын Михаила Мартемьяновича.

Николай Фокеевич Шмаков стал директором школы, преподавал историю.Иногда вспоминаю, как он доводил нас хронологическими датами: непременно  после устного ответа спрашивал ученика, в каком году произошло то или иное событие. Однажды я не смогла сказать, когда  крестилась Русь. Во второй и даже в третий раз Николай Фокеевич задал мне после ответа у доски и карты тот же вопрос. Я снова не смогла ответить, поскольку понадеялась, что один и тот же снаряд ни дважды, ни,  тем более, трижды в одну воронку не падает. Но Николай Фокеевич помнил всё!  Наконец я заглянула в конец учебника в хронологическую таблицу так, на всякий случай. И когда меня вызвали отвечать, завершив свой складный рассказ, я, не останавливаясь, тут же выпалила:

– Введение христианства на Руси было в 988 году! –  и все засмеялись. А я эту дату до сих пор крепко помню.
 
Ивана Кирилловича  назначили  заведующим учебной частью, мы любили его уроки литературы, он вёл их в старших классах. Открывая дверь в класс  после звонка, он частенько поговаривал: «Шумим, братцы, шумим…». А до него литературу и русский язык мы изучали  с Тамарой Андреевной Патрушевой, которую тоже очень любили.
 
Особо признательна я до сих пор Марии Георгиевне Майер. Мне нравились уроки немецкого языка, мне нравились репетиции танцев вечерами, когда нам предстояло участвовать в каком-либо конкурсе  художественной самодеятельности либо просто в праздничном концерте.  Танец подбирала Мария Георгиевна и терпеливо разучивала его  с нами.  И это несмотря на то, что у маленькой ростом Марии Георгиевны не было левой руки. Я толком не знаю, почему, но молва передавала, что потеряла она руку в несчастном случае на фабрике или на заводе, когда рука попала в работающий механизм.

Мария Георгиевна заведовала школьной библиотекой все годы, пока я училась в школе, да и, наверное, потом тоже. Вела она и уроки рисования, но поскольку я совсем не умела рисовать, больше тройки никогда не получала. И мне казалось, что Мария Георгиевна каждый раз просто вздрагивала, едва взглянув на рисунок в моём альбоме.
 
Не помню, в каком классе, некоторое время мы сидели за одной партой с Толей Пташинским.  Он очень хорошо рисовал, лучше всех в классе.  Однажды Мария Георгиевна задала нам нарисовать два пенька, один –  с воткнутым в него топором. Толя быстро справился с заданием, а я, попыхтев над работой и поняв, что мне ни в жизнь не изобразить ничего подобного, подвинула свой альбом Толе:

 –  Нарисуй мне тоже. Пожа-а-луйста…

Он и нарисовал. Когда я принесла свой альбом к столу учителя, у Толи уже под топором красовалась пятерка. Мария  Георгиевна посмотрела на рисунок, на меня, потом на Толю, чуть улыбнулась и поставила мне… четвёрку. Мне стало стыдно, больше я никого не просила рисовать в моём альбоме.

Уехав из села, я посылала ей праздничные поздравления на почтовых открытках, пока кто-то мне не написал, что её не стало.

Но всё это было потом, после того, как четыре года я постигала, как говорится, «азбуку и число» с Дарьей Константиновной Осадчей. Она была принята учительницей начальных классов 14 августа 1952 года, и   ей в первый год её работы доверили обучение четвероклассников. В классе – тридцать детей разной национальности: русские, латыши, украинцы, казахи.

Было ей тогда тридцать лет. В марте следующего года Дарья Константиновна ушла в декретный отпуск, а уже в июле вышла на работу, взяв второй класс. Это был  очень успевающий класс. В 1954 году, на время отпуска директора школы Николая Фокеевича  Дарья Константиновна выполняла его обязанности.

А в 1955 году она приняла наш первый класс. И никто не знал из нас, малышей, что Дарья Константиновна  прошла всю войну от мая 1942 года до победного конца.
Её, двадцатилетнюю девушку, мобилизовали в родной деревне Колмаково Солдатского района (ныне Тюкалинского) Омской области. Служила Даша Бочанова радисткой в Воздушно-военных силах Сибирского Военного Округа в 10-ом отдельном полку связи  29-й Воздушной Армии.  Демобилизовалась в звании сержанта в ноябре 1945 года. В 1947-ом  она закончила Омское педагогическое училище.

Шла чередом кипучая школьная жизнь: уроки, педсоветы, воспитательная и общественная работа. В январе 1954 года Дарья Константиновна взялась  руководить школьным драматическим кружком. В ноябре открылась вечерняя школа, и наша учительница начала учить взрослых четвероклассников. А ещё через два года Кошкульская школа стала средней.
 
В 1960-м семья Осадчих  перебралась в село Оглухино Крутинского района, и снова Дарья Константиновна воспитывала учеников начальных классов. В Омске, куда переехали, чтобы быть поближе к детям: сыну Геннадию и дочери Нине,– Дарья Константиновна работала в  городской школе № 3 до ухода на пенсию.

Ее не стало 2 декабря 2007 года.