Непростой путь России- в эру света!

Влад Лесной
Друзья!

Из Сети.
"Игорь Леонидович Волгин (род. 6 марта 1942, Молотов) — русский писатель и историк, достоевсковед, поэт, телеведущий, заслуженный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член (академик) РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького. С 1968 года — основатель и руководитель Литературной студии МГУ «ЛУЧ». C 1997 — основатель и президент Фонда Достоевского, с июня 2010 года — вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского (International Dostoevsky Society)[2]. Член Совета по русскому языку при Президенте РФ и вице-президент Русского ПЕН-центра. Ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия—Культура».

Родился 6 марта 1942 года в еврейской семье в Молотове (ныне Пермь), куда его родители были эвакуированы из Москвы. Отец, Леонид Самуилович Волгин (1909, Трубчевск — 2002, Москва) — журналист, сотрудник газеты «Гудок», Совинформбюро и Агентства печати «Новости», член КПСС[4]. Мать, Рахиль Львовна Волгина, урождённая Сардатская (1912, Москва — 2002, там же) — переводчица и корректор.
 
В 1959 году окончил московскую школу № 626, с 1959 по 1964 год — студент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (диплом с отличием). С 1975 года — преподаватель факультета журналистики МГУ, с 1982 — Литературного института (кафедра литературного мастерства).
Сын — Евгений Игоревич Волгин (род. 1976) — историк, кандидат политических наук, доцент кафедры истории общественных движений и политических партий истфака МГУ. Жена — Екатерина Алексеевна Волгина (род. 1987), писательница, исполнительный директор Фонда Достоевского. Дочь — Евгения Игоревна Волгина (род. 2017).
Литературная деятельность
Ещё во время учёбы в университете стал известен как поэт. В 1962 году его напутствовал в «Литературной газете» Павел Антокольский. Стихи публиковались в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Юность», «Москва», в «Комсомольской правде», «Известиях» и мн. др. Первый сборник его стихотворений «Волнение» вышел в 1965 году. Один из организаторов чтений «на Маяковке». В 1968 году создал (и до сих пор бессменно возглавляет) литературную студию МГУ «Луч», из которой вышли такие писатели, как Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Евгения Славороссова, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие (см. Alma mater. Литературная студия Игоря Волгина «ЛУЧ». Поэты МГУ. Стихи. Воспоминания. М.: Зебра. — 2010).
Научная, преподавательская и телевизионная деятельность
Игорь Волгин — Президент Фонда Достоевского, вице-президент International Dostoevsky Society, профессор, писатель
Сфера научных интересов И. Л. Волгина — изучение жизни и творчества Ф. М. Достоевского, история русской литературы, история отечественной журналистики XIX в., отечественная история. И. Волгин — автор более 500 научных работ и художественных публикаций. Кандидатскую диссертацию «„Дневник писателя“ Ф. М. Достоевского. История издания» защитил на историческом факультете МГУ в 1974 году. Степень доктора филологических наук получил в 1992 году на факультете журналистики МГУ (тема диссертации — «Национальный кризис 1879—1881 гг. в контексте русской прессы»), тогда же присвоено звание профессора. Работы Игоря Волгина широко известны не только в России, но и за рубежом. Его исследования входили в шортлист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском ему присуждена Премия Москвы в области литературы за 2004 год. В 1997 году Игорь Волгин создает Фонд Достоевского, целью которого является содействие изучению жизни и творчества русского классика, осуществление научных и культурных программ.
Также Игорь Волгин — автор и ведущий телевизионных программ «Николай Заболоцкий» (2 серии), «Жизнь и смерть Достоевского» (12 серий), «Из истории русской журналистики (Чаадаев, Пушкин, Некрасов)» (4 серии) канала «Культура». С 15 ноября 2011 года — ведущий литературного ток-шоу «Игра в бисер» на телеканале «Россия-Культура».
Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной ассоциации журналистов, Международного и Русского ПЕН-клуба, научного совета Пушкин-института.
На факультете журналистики МГУ читает курс «История русской журналистики XIX в.», ведет спецкурсы и спецсеминары. В Литературном институте ведёт собственный поэтический семинар (совместно с Литературной студией «ЛУЧ»).
Руководитель международных конгрессов «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2001, 2004, 2006, 2009, 2012, 2014, 2015, 2016, 2018, 2021). Входит в состав редакционной коллегии журнала «Филологические науки».
Игорь Волгин создал первый в мире цикл работ о «Дневнике писателя Достоевского» и таким образом положил начало целой научной школе. Им осуществлен ряд принципиальных открытий в области изучения жизни и творчества Ф. М. Достоевского. На основе фундаментальных архивных изысканий (ГАРФ, ЦГВИА, ОР РГБ, ЦГИА, ЦГАЛИ и др.) восстановлены родословие писателя; прояснены скрытые обстоятельства его детства и юности (убийство отца, обстоятельства литературного дебюта и т. д.); вскрыты неизвестные аспекты дела петрашевцев (включая инсценировку смертной казни); восстановлены подробности послекаторжной жизни в Сибири и истории первого брака; установлен исторический подтекст брака с А. Г. Достоевской, а также — их заграничной поездки (1867—1871). Впервые воссозданы и проанализированы отношения с императорским домом; в полном объёме реконструирован Пушкинский праздник 1880 г. Предложена и обоснована новая версия смерти Достоевского. Проанализированы его художественные и публицистические тексты; аргументирована версия продолжения «Братьев Карамазовых». Особе внимание уделено взаимоотношениям Достоевского с его современниками: И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, Н. А. Некрасовым, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским, К. П. Победоносцевым, М. Н. Катковым, Н. Н. Страховым и мн. др. Работы И. Л. Волгина, его исследовательские концепции получили высокую оценку международного научного сообщества. Они, как сказано в аннотациях к его книгам, «обозначили новый поворот в мировой историко-биографической прозе». Его ученики трудятся в России, США, Италии, Израиле и др.".https://ru.wikipedia.org/
...Други!
Сегодня посмотрел по ТВ "Культура" очередную передачу Игоря Волгина "Игра в бисер". Речь шла об оттепели в  СССР, завершившейся в августе 1968 года трагическими событиями в Чехоловакии..«Они решили, что кровавая часть истории позади». Брежнев раздавил танками Чехословакию, но в итоге угробил Советский Союз".https://lenta.ru/
Да, видимо, так!
"К середине 1960-х годов Советский Союз был на пике могущества. Казалось, у него имелись все основания рассчитывать на стремительный прорыв. В стране неуклонно повышался уровень жизни, а ее продолжительность лишь незначительно отставала от США. Передовая наука, благодаря которой СССР стал лидером в освоении космоса, молодое и активное население (результат послевоенного бума рождаемости), успехи в культуре и искусстве — все это позволяло советским людям смело и с оптимизмом смотреть в будущее. Однако в какой-то момент что-то пошло не так. В реальности вместо бурного роста на рубеже 1960-1970-х годов СССР медленно вполз в затяжной застой. Почему так получилось и кто был в этом виноват?". https://lenta.ru/
Есть история поверх всех историй- писал Н.К.Рерих!
Силы Высшие направляют непростой  путь России в Эпоху Новую,ЭРУ СВЕТА!

Вл.Назаров
**********
1.«Пока я с Байроном курил...»

12 лет программе «Игра в бисер» с Игорем Волгиным.
В своей программе за круглым столом Игорь Волгин собирает цвет отечественной культуры


«Игра в бисер» с Игорем Волгиным впервые вышла в эфир осенью 2011 года. Если не ошибаюсь, тогда на нашем телевидении не было ни одной передачи, где шёл бы развёрнутый, а главное, цепляющий широкую аудиторию разговор о литературе. Само название новой программы таило скрытую усмешку. Разумеется, не в смысле известного «метания бисера», а потому, что герои одноимённого романа Германа Гессе предавались своим интеллектуальным игрищам в некоем весьма отдалённом от реальной жизни духовном пространстве.
Итак, ведущий и четыре его собеседника воссели за круглым столом и начали поистине захватывающий диалог, который длится вот уже более десяти лет. «Игра в бисер» едва ли не единственная на нашем ТВ программа, которая, будучи лишена традиционной телевизионной атрибутики (как то: музыки, видео, роликов, перебивок - вообще изобразительного ряда), основывается исключительно на Слове. Россия -страна литературоцентричная, и, может быть, это телевизионное действо даёт последний шанс остаться таковой. Я не знаю другой передачи, которая бы охватывала столь огромный интеллектуальный объём. На волгинских «посиделках» речь идёт о всей мировой литературе - от античности до наших дней.
Тут следует, очевидно, сказать о главном секрете этого беспримерного телевизионного эпоса. Согласимся, что на ТВ немало передач, где, скажем, замена автора или ведущего практически ничего не изменяет. «Игра в бисер» - сугубо авторская программа. Дело не только в том, что Игорь Волгин - замечательный поэт, автор блестящей исторической прозы, крупнейший в мире исследователь Достоевского. Но, помимо этого, он -уникальная и, я бы сказал, объединяющая фигура в нашем культурном поле. Не знаю, кто бы ещё на этом открытом всем ветрам «пире духа» чувствовал себя так естественно и свободно, кто так искусно дирижировал бы своим всё время меняющимся оркестром. Это не просто следствие исключительной эрудиции и таланта, это абсолютное ощущение себя внутри литературы. Игорь Волгин - её соработник, и поэтому совершенно органично, что, толкуя, например, о бунинских «Окаянных днях» или о чеховском «Дяде Ване», он вспоминает собственные стихи, посвящённые упомянутым классикам: так обнажается связь времён. «Читай и перечитывайте классику» - упорно повторяет он в конце каждой программы: имеющий уши да слышит.
Классика между тем понятие динамическое. В известной своей части она включена в школьную программу. Старшеклассники - нижняя возрастная ступень зрителей «Игры...». Высокий уровень литературных дискуссий отнюдь не препятствует им схватывать основное. Сами споры вокруг «Евгения Онегина», «Мёртвых душ», «Преступления и наказания», «Обломова» или «Двенадцати» как бы намекают на то, что школьный учебник не всегда есть истина в последней инстанции (слышал, что в иных школах ученики с оглядкой на ТВ выдумывают собственную «Игру в бисер».) Вообще-то волгинская программа - тот магический кристалл, посредством которого любители поэзии и прозы постигают их сокровенную суть.

«Бессонница, Гомер, тугие паруса...»? Извольте: вот вам «Илиада», «Царь Эдип», «Антигона»... Так, оказывается, вы любитель драматического искусства? Пожалуйста - «Ревизор», «Собака на сене», «Недоросл!
«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Сирано де Бержерак», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Пять вечеров», «Клоп», «Пигмалион», «Утиная охота»... Я называю обсуждаемые пьесы навскидку - те, что первыми приходят на ум. Может быть, вы, как и я, обожатели Серебряного века и его окрестностей? Тогда найдите в YouTube или на платформе «Смотрим» разговоры (чуть было не сказал «о Данте», хотя и о нём тоже), предмет которых А. Блок, А. Ахматова, И. Бунин, О. Мандельштам, В. Ходасевич, М. Цветаева, Н. Гумилёв, В. Маяковский, С. Есенин, М. Волошин, И. Северянин... Понятно, что ведущий, сам будучи поэтом, с нескрываемым удовольствием разыгрывает такие сюжеты, цитируя при этом по памяти едва ли не весь корпус отечественной поэзии. Горячо, как о современниках, здесь толкуют о Лермонтове, Тютчеве, Некрасове... И с неменьшей любовью - о А. Твардовском, Н. Заболоцком, Я. Смелякове, Э. Багрицком, В. Соколове, Н. Коржавине, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенском... О великих бардах советской эпохи - Б. Окуджаве, А. Галиче, В. Высоцком. Наконец, о незабываемом военном поколении - старших товарищах Игоря Волгина, которых он знал близко и которые были к нему благосклонны, - Б. Слуцком, А.Межирове, Ю. Левитанском, Д. Самойлове, Е. Винокурове, К. Ваншенкине...
С недавних пор вниманию телезрителей может быть предложено одноединственное стихотворение - «Бородино», «Смерть поэта», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. На их обсуждение, как, скажем, и на некий огромный роман, отводятся положенные 39 минут. Ни больше ни меньше. Между тем классический художественный текст, как правило, неисчерпаем. И было бы сущим благом, если бы канал «Культура» добавил ещё минут двадцать для своей эксклюзивной программы.
«Игра в бисер» ищет новые телевизионные подходы и порой отваживается на эксперимент. Так, несколько лет назад наряду с почтенными классиками на экране стали возникать наши современники: о них говорили в их живом присутствии. Начало положил автор «Братской ГЭС». Помню, как ведущий, приподняв объёмистый том «Весь Евтушенко», невозмутимо заметил: «Пушкин - наше всё, а Евтушенко - наш весь». (Должен заметить, что неиссякаемое волгинское остроумие очень одушевляет программу.) Затнм в обсуждении «самих себя» были «задействованы» А. Городницкий, А. Кушнер, Е. Водолазкин...
Неизменный участник «Игры...» Лев Аннинский успел посмотреть передачу о себе буквально на смертном одре. К сожалению, В. Распутин и Ф. Искандер до этого не дожили - «не договорили». Запечатлеть уходящую натуру - тоже задача высокого телевизионного порядка. В этом смысле нельзя не быть благодарным программе, где в качестве собеседников выступали теперь уже покинувшие нас П. Палиевский, С. Бэлза, А. Казинцев, Е. Гениева, С. Есин, А. Найман, Ю. Манн...
Вообще, круг гостей «Игры в бисер» - это цвет нашего гуманитарного сообщества. Можно ли вообразить какую-то иную общественную площадку, где бы в диалоге сошлись такие различные по своим убеждениям и пристрастиям фигуры, как А. Жолковский, В. Попов, Е. Рейн,
A.Арьев, М. Веллер, С. Шаргунов, Д. Быков, М. Кучерская, М. Замшев, М. Швыдкой, П. Басинский, М. Гусман, В. Захаров, И. Есаулов, В. Березин, Е. Бершин, С. Чупринин, А. Снегирёв, М. Амелин, Ю. Кублановский, О. Николаева, Г. Кружков, Е. Попов, А. Минкин, В. Вигилянский, Д. Бак, Н. Иванова, А. Ливергант, И. Фаликов, Д. Сухарев, А. Бартошевич, Б. Любимов,B.Смехов, К. Гинкас, А. Филиппенко, Н. Кондакова, В. Отрошенко, М. Кудимова, В. Кантор, И. Шайтанов, А. Ким, Е. Сидоров, О. Лекманов, Е. Славутин, М. Любимов, Е. Жаринов, Л. Бежин, П. Беседин, Д. Орлов, В. Полонский, В. Новиков, А. Новиков-Ланской, А. Мирзаян, М. Лаврентьев,
C.Гловюк, Р. Сенчин, Н. Высоцкий, А. Геласимов и др. Кстати, в программе нередко принимают участие ученики И. Волгина по его легендарной студии «Луч» - Е. Бунимович, М. Ватутина, И. Кабыш, А. Аркатова, Е. Исаева, Г. Красников, Н. Ванханен и др. Может быть, атмосфера студии (я могу судить об этом по собственному опыту) в какой-то мере унаследована нынешней «Игрой...». Правда, хотелось бы видеть больше молодых лиц - пусть не столь искушённых, но вносящих свежую ноту в симфонию смыслов.
Немного о личном (а другого у поэта нет). Мне довелось, а точнее, посчастливилось поучаствовать более чем в 10 программах (из вышедших 280!) - от Ильфа и Петрова до Н. Носова и Ю. Семёнова. Для постоянных участников программы, как, впрочем, и для зрителей, всегда увлекатель гадать, с чего начнёт и чем закончит наш незаменимый ведущий. А уж его финальный вопрос для блицответов по кругу, всегда неожиданный, а то и провокативный, это интрига интриг. Словом, наша любимая «Игра в бисер», говоря продвинутым языком, - это ещё и своего рода интеллектуальный квест.
Добавлю, между прочим, что наша всемирная отзывчивость никуда не делась. Нам близки и гётевский «Фауст», и «Цветы зла» Бодлера. Нам никак не обойтись без «Дон Кихота», без Диккенса и Гюго. Ни даже без «МонтеКристо» или «Трёх мушкетёров». Не говоря уже о титанах минувшего века -Хемингуэе, Ремарке, Гессе, Бёлле, Оруэлле, Хаксли. Я называю лишь темы состоявшихся передач.
...Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?
В этом смысле автор и ведущий «Игры в бисер» всеобъемлющ, универсален, глобален. В его программе с шедеврами западноевропейской и американской литературы мощно соперничает наша, по историческим меркам относительно недавняя проза: М. Шолохов, А. Толстой, М. Зощенко, Ю. Олеша, А. Платонов, А. Солженицын, В. Шаламов, И. Бабель, В. Шукшин, С. Довлатов, Вен. Ерофеев, А. Вампилов, Ю. Трифонов... Конечно, у Игоря Волгина свои пристрастия: недаром аналитическому разбору подвергся почти весь Достоевский. Да и В. Набокову сильно повезло: «Машенька», «Лолита», «Приглашение на казнь», «Дар», «Другие берега» - их создатель явно пребывает под любовным покровительством ведущего. Последний вместе с тем не страшится выйти и за рамки «чистой» художественное «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» Ю. Тынянова, «Пушкинская речь» Достоевского и, наконец, «неканонические» «Опавшие листья» В. Розанова - ко всему этому привлекается внимание просвещённого и просвещаемого телезрителя. Иными словами, диапазон «Игры...» уникален: от «Винни-Пуха» (а также «Доктора Айболита», сказок братьев Гримм, «Аленького цветочка» и др.) до Екклесиаста и Откровения Иоанна Богослова.
К слову - именно читателям и зрителям, отсмотревшим очередную программу, крайне любопытно, о каком произведении пойдёт речь в следующем выпуске, дабы прочесть этот текст до, а не после. Но, в отличие от многих других программм, «Игра в бисер» почему-то лишена анонсов...
Нельзя сказать, что автор и ведущий программы обойдён общим признанием. Он удостоен Национальной телевизионной премии «ТЭФИ>, премии Высшей школы телевидения, премии «Ясная Поляна». Многие зрители (см. отзывы в интернете!) не без оснований считают «Игру...» лучшей программой на нашем ТВ. Она не только акт национального просвещения (я бы даже сказал, межнационального - так, например, в Канаде существует клуб поклонников передачи). Ведь речь идёт не об одной лишь литературе, речь - о человеке как таковом, о его духовных ипостасях, о его месте в «прекрасном и яростном мире». Короче говоря, о главном.
«Игра в бисер» - родоначальник нынешних книжных передач на ТВ -«Магистр игры» (той самой?), «Открытая книга», «Порядок слов»... Программа сама стала классикой, войдя в золотой фонд российского телевидения. Не в последнюю очередь она внушает надежду на наше
духовное возрождение.
Свою давнюю, 1967 г., статью «Воскресший Гомер» Игорь Волгин закончил так: «Я предвижу день, когда наш современник-телезритель, узрев на голубом экране надпись «Литературная передача», отодвинет свой недопитый чай». Чай, может быть, отодвигать и не следует. Но, как говорится, мечты сбываются.
Владимир Вишневский
https://lgz.ru/article/
******************
2.Игра в бисер" с Игорем Волгиным
Два тома. Тысячи страниц. Сотни действующих лиц. Одна из самых ярких эпох отечественной истории. Хроника, факты, судьбы. Известный литературный критик, главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин подчеркивает: "Я хотел бы, чтобы литература оттепели предстала перед нынешними читателями как огромный, многофигурный спектакль, где у каждого своя роль... Для меня литература — это, в первую очередь, писатели, их судьбы, их характеры...
Время оттепели — сложное, и в нем жили такие же сложные люди, о которых можно сказать и дурное, и доброе", отмечает автор исследования, ставшего одним из самых заметных событий современного литературного процесса.
Участники программы: Сергей Чупринин, литературный критик, главный редактор журнала "Знамя"; Андрей Дмитриев, писатель; Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля; Владимир Новиков, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им.М.В.Ломоносова.
https://programma-peredach.com/surgut/
*************
3.Танки идут по Праге
Танки идут по Праге в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде, которая не газета.
Танки идут по соблазнам жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам, сидящим внутри этих танков.
Боже мой, как это гнусно!
Боже — какое паденье!
Танки по Яну Гусу, Пушкину и Петефи.
Страх — это хамства основа.
Охотнорядские хари, вы — это помесь Ноздрёва и человека в футляре.
Совесть и честь вы попрали. Чудищем едет брюхастым в танках-футлярах по Праге страх, бронированный хамством.
Что разбираться в мотивах моторизованной плётки?
Чуешь, наивный Манилов, хватку Ноздрёва на глотке?
Танки идут по склепам, по тем, что ещё не родились.
Чётки чиновничьих скрепок в гусеницы превратились.
Разве я враг России?
Разве я не счастливым в танки другие, родные, тыкался носом сопливым?
Чем же мне жить, как прежде, если, как будто рубанки, танки идут по надежде, что это — родные танки?
Прежде чем я подохну, как — мне не важно — прозван, я обращаюсь к потомку только с единственной просьбой.
Пусть надо мной — без рыданий просто напишут, по правде:
«Русский писатель. Раздавлен русскими танками в Праге».
Евгений Евтушенко
1968 год.
(из телепередачи "Игра в бисер". 14.04.24 г.).
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 апреля 2024 года
****************
ПРИЛОЖЕНИЕ

«Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия». Из писем Е.И. Рерих

...Россазия — это имя державы, данное России от Сергия.
17 июня 1931 г.
Теперь хочу процитировать несколько замечательных строк: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия — в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего... Пафос истории почиет не на тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят не на «beati possidentes»*, но на тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели.
В мире как будто нет перемен... кроме того, что в благоустроенном цивилизованном мире более нет России... и в этом отсутствии — изменение. Ибо в своём особого рода «небытии» Россия в определённом смысле становится идеологическим средоточием мира.
В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир. Напряжённый взор прозирает в будущее: не уходит ли к Востоку богиня Культуры, чей шатёр столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада?.. не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?..» (...) Статья эта написана была в 21 году.
24 сентября 1931 г.
Будем приближать великое будущее. Разве не пора дать творчеству полный расцвет, возможность широкого созидания и распространения? Ведь только на почве родной страны возможно настоящее строительство! Лишь прикасание к родной Земле даст мощь и истинный размах духу и творчеству! Потому будем поспешать слагать ступени, которые приведут нас к Белой Вершине!
14 июня 1934 г.
Мы можем всей душой быть против войны, но мы знаем красоту долга перед родиной. В истории нашего государства Самый Высокий, Самый Миролюбивый Подвижник воодушевлял народ и посылал даже иноков своих на бой против врагов Родины. Мы чтим Его за это. Его Заветами мы идём!
12 сентября 1934 г.
Помните, как в первых книгах сказано: «Хотящий дойти в Новую Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путём новым». Да, нельзя строить на том, что провалилось. Я и Н[иколай] К[онстантинович] проникали в окрестности России во время её нового режима. Знаем все ужасы его, но должны сказать, что сдвиг в сознании народа произошёл, и это нужно понять. Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными, и они должны идти стопами Владыки Христа и стопами Его истинного
Отображения на Земле — Нашего Великого Преподобного Сергия. Именно Преподобный Сергий, приобщавшийся и приобщённый Огню и Огненному крещению, знал и знает Природу Божественного Начала. Именно Преподобный Сергий не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была Подвигом Подражания Христу в Его самоотверженном Служении Родине и Миру. Да, Преподобный Сергий жил Заветами Христа, но не церковными утверждениями. И Его отказ от митрополитского поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал всё расхождение Церкви с Истиной? Много непостижимых уму Тайн открывается при приобщении к Божественному Началу Огня. Но тайны эти Дух хранит в сердце... (...) «Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идём, с Тобою Победим!»
21 мая 1935 г.
«...Астролог предсказывает о России в светлых тонах. Он указывает, что события принесут русскому народу только одно хорошее, что Россия вернёт себе после былых испытаний прежнее величие. (...) Гороскопы России оканчиваются неизменно этим символическим знаком, который означает "ВЕЧНОЕ БЛАГОДЕНСТВИЕ". Что-то очень СВЕТЛОЕ и СИЛЬНОЕ покровительствует русскому народу, который, несмотря на огромные испытания, ещё должен сказать своё новое слово Миру». Мы знаем с Вами, родные, Чьё Мощное Покровительство над Новой Страной. Так и в старых английских астрологиях можно найти указания на это великое Покровительство над Новой Страной. Интересно отмечать, как все пророчества и все Указания ведут к одному. Закон кармы Непреложен. Так, истинно, нет большей радости, как строить Новую Страну.
2 июля 1937 г.
Истинно, Иван Стотысячный пробудился и жаждет принять участие в построении Новой России. Никакая тьма не может осилить Великий План Света. Истинно, Знамя Преподобного поднято над страною. (...) Пережила Россия смутное время, переживёт и эту страду. Велик дух её народа, и в страданиях и исканиях обретёт он мощь непобедимую. Так суждено.
12 августа 1937 г.
Мы слышали, что в августе Россия будет отмечать 125-летие Бородинской битвы — это весьма близко нашему сердцу, ибо герой этого сражения — фельдмаршал Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, — был моим двоюродным прадедом по материнской линии. Когда страна начинает чтить своих великих людей, это означает, что она вступила на путь возрождения. Я чувствую, вернее, знаю, что все события мировые только послужат возрождению России.
23 сентября 1937 г.
Шлю Вам... радость воскрешению нашей родины, будем готовы принести все наши силы на служение ей во благо всему человечеству, ибо, истинно, лишь Россия может удержать равновесие мира.
27 сентября 1937 г.
...Вы правы относительно потенциала Новой Страны и что она как «феникс подымается из пепла». Именно молодой народ, не имевший возможности ещё развернуться во всю ширь своего простора, как географического, так и духовной потенциальности, имеет особую миссию. То обстоятельство, что русские имеют в себе больше азиатской крови, нежели другие европейские народы, и ставит его в совершенно особое положение. Новая Страна есть Ось Мира... Сама Священная Шамбала относится многими тибетцами и монголами в Россию и к России — и в этом заключается великий Символ. Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или в Америке, но принимая во внимание, что Франция меньше одной нашей Архангельской губернии, Англия же вмещается в поместья графов Орловых, Давыдовых или же Балашовых, то этим многое объясняется. К тому же не цивилизация ли с её вульгарной роскошью породила столько разврата, подлости и изнеженности, с одной стороны, и столько преступлений, нищеты и озлобленности, с другой. Цивилизация хороша, когда она идёт рука об руку или, вернее, возглавляется Культурою. Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала её суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада. Я горжусь тем, что мы можем называть себя азиатами, ибо из Азии всегда приходил и будет приходить Свет до конца нашей Манвантары, или цикла. (...) ...Тот факт, что наибольшая рождаемость сейчас именно в России, указывает на молодость народа и, следовательно, на его грядущий расцвет. (...) Иногда внешние победы оказываются погребальным саваном. Наполеон тоже угрожал России. Во всяком случае, грядущая карта Мира уже начертана Силами Высшими и может явиться неожиданной для многих. Мудрая пословица остаётся в силе — «человек предполагает, но Бог располагает».
11 января 1938 г.
Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрождённый дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны её должны встать на защиту. Как писал Н.К.: «Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия». Но эта Россия ещё не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим в грядущий расцвет нашей родины, и эта вера даёт смысл нашему существованию.
4 марта 1938 г.
Только что получили новости, что в России восстанавливается Великий Монастырь, основанный Святым Сергием. Людей призывают вспомнить о том, как Святой Сергий, Великий Защитник России, спас страну во время войны с монголами и поляками. Всё это вехи. Поэтому радость живёт в наших сердцах. Всё придёт ко времени.
8 марта 1938 г.
Не раз меня спрашивали, почему в теософической литературе нигде не упоминается Россия, шестая часть земного шара как бы не принималась в соображение? На это я отвечала, что всё сокровенное особо охраняется, и если бы раньше срока было оповещено будущее значение этой страны, то её растерзали бы на части. (...) Ведь наша страна окружена всякими недоброжелателями. Многие хотели бы видеть её в состоянии анархии, чтобы тем легче расчленить. (...)
Также обратите внимание, что Учение даётся на русском языке, ибо оно предназначается для Новой России. Великие дары ждут срока, суждённого в Твердыне Знания и Света. Величайшие открытия готовы для воскресающей страны. Потому... пусть радость живёт в сердце Вашем.
21 мая 1938 г.
...Одна из основных трудностей при подходе к России — это то, что люди не знают [её] языка. Не только в Америке, но и в европейских странах, за редким исключением, не было дано правильной оценки России ни в прошлом, ни в настоящем. Но будем надеяться, что в будущем это изменится. Трудно преодолеть предрассудок, взрощенный на атавизме. А с такими ограничениями можно ли судить справедливо? Психология русского народа представляет собой необычный синтез, связывающий психологию Запада и Востока. Мы настолько же азиаты, как и европейцы. Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через её необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племён, а также скандинавских. Почти вся современная Германия была населена славянскими племенами, чему являются свидетельствами названия её главных городов и провинций, например, Померания, Берлин, Лейпциг, Потсдам, Бреслау, Данциг, Гамбург (так был назван славянский город Пруденцием из Труа (IX век)). Все эти названия, так же как и многие имена рек, не имеют значения в немецком языке в отличие от славянских. До сих пор среди населения Пруссии можно встретить много русских имён. Не по этой ли причине жители Пруссии наиболее мужественные среди немецкого населения? Я горжусь, как и мадам Блаватская, что мы принадлежим Азии, — континенту чудес и великого героизма. Мы знаем о катастрофическом положении мира.
Мы знаем, что многие страны, отказавшиеся от великой Помощи, предложенной им в своё время, предпочли следовать по труднейшему пути. Карма многих народов уже взвешена на Космических Весах, и многие из нынешнего поколения станут свидетелями Великого Приговора.
3 января 1943 г.
...Ждём новых побед нашей великой страны. Час трудный — мерило истинной ценности. Геройство и жертвенность русского народа ещё раз показали миру, что наша страна всегда является спасительницей и победительницей в мировых столкновениях. Наполеонам не ходить на Россию. Верим в великое будущее нашей страны.
3 декабря 1943 г.
Русские нас радуют не только своим геройским духом и успехами военными, но и растущим сознанием и более справедливой оценкой славного прошлого. После огненной чистки можно ожидать большего просветления. Давно не было так радостно на душе, как сейчас. У нас есть Родина, Россия, Святая Русь, как её называют всё чаще и чаще... Иван Стотысячный спасает Родину, низко ему поклонимся.
12 декабря 1944 г.
Я не опасаюсь за судьбы России, ибо я верю в СЕРДЦЕ русского народа. Наш народ прежде всего НЕЗЛОПАМЯТЕН, и это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту. Приписываемые русским всякие «фобства» страшно преувеличены, и делалось это с определённой целью корыстного натравливания. Но зло, накоплявшееся веками, должно излиться и поглотить самоё себя, иначе невозможно ожидать нового строительства.
Всё приходит в свой срок. Мы изживаем следствия, порождённые в Чёрный Век. Все сороковые годы неспокойны, но пятидесятые уявят много прекрасного, так заповедано в древнейших писаниях Индии. Цикл Водолея сулит человечеству небывалый расцвет. Солнце уже вступило в знак Нового Цикла, и Земля наша получает воздействие новых лучей, но взрывы человеческой ненависти окутывают Землю кроваво-чёрным покровом и не дают ей оявиться на восприятии целительных лучей. Но твёрдо верю, что война с Германией окончится в будущем году.
27 апреля 1945 г.
Вы тревожитесь, что будет после конца войны? Конечно, переходное время никогда не бывает лёгким, но я твёрдо верю в сдвиг сознания именно в массах. В массах проснётся и уже просыпается понимание истинных ценностей. Наша Родина выйдет победительницей из всех явленных испытаний. Несомненно, что все так называемые божеские законы попраны, но тем мощнее будет уявлено новое понимание их. Всякие насилия временны, ибо сама жизнь восстаёт против всего насильственного и противоестественного. Все несчастья, обрушившиеся на наш мир, разбудят наконец тлеющую искру в человеке, и народы воспрянут к лучшему новому строительству. Сказано было, что Иван Стотысячный спасёт Россию, разве это не оправдалось? Разве не встали именно Иваны на защиту Родины? И ещё и ещё раз эти стотысячные спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил своё мужество и сумеет найти силу духа противостать всякому новому разрушению и растлению. Много прекрасных знаков уявлено уже среди стотысячных. Перед каждым народом встаёт новое испытание на пригодность его к принятию Новой Эры, основанной не на ненависти и отрицании, но на Содружестве народов, на кооперации и равноправии женщин и на изучении тончайших энергий, энергии психической, ибо великие открытия будут сопутствовать принятию этой энергии. Мир возродится на принятии психической энергии. Потому не грустите, но утвердитесь на знании в победу Сил Света, и найдёте спокойствие. Ведь мы действительно переживаем дни Апокалипсиса, хотя мало осознающих это грозное время. Но именно это осознание должно нас воодушевить к принятию суждённого «Нового Неба и Новой Земли». Ведь и небосклон наш тоже уявится на изменении, и об этом уже говорят учёные. Ведь наклон земной оси передвигается, и новые созвездия могут стать видимы. Конечно, чувствительные изменения требуют времени, изображаемого астрономическими цифрами, чтобы уявиться, но тем не менее некоторые изменения уже произошли и тундры Сибирские уявляются на оттаивании. Несмотря на мой возраст, я всё ещё собираюсь потрудиться для Родины и на Родине именно в этом физическом теле, а я ведь старше Вас. Будем спокойно смотреть на совершающиеся перемены в мире и устремимся ещё ярее к собиранию и принесению добрых семян на ниву Культуры. Культура была в большом загоне до войны, люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черёд за Культурой, но пусть она будет понята во всей её утончённости и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров.
19 августа 1946 г.
Война кончилась... но, как мы видим, безумие ещё далеко не кончилось. Не сказано ли, что может быть положение «хуже войны», когда ненависть, подогреваемая безответственными типами, начнёт подавать признаки разложения страны или стран. (...) Так и сейчас ничто не препятствует ненавистникам стремиться к дальнейшему самоистреблению, но Космическая Справедливость уже решила, где будет положен предел рушению. Потому повторяется завет — «Сергий не выдаст». Переустройство Мира не может происходить легко, ибо люди не хотят помочь себе.
14 июня 1947 г.
Не могу выразить, как радуюсь, когда Вы чувствуете талантливость и сердечную думу трогательной души русского народа. Именно эта сердечная дума и талантливость хранит нашу Родину, и никакие атомные бомбы ей не страшны. Россия охранена Светлыми Силами именно за сердечность Ивана Стотысячного, за бескорыстие и любовь его к Родине. Самоотверженный подвиг глубоко внедрён в сознание русского народа. Недавно Н.К. принёс мне прочесть знаменитую речь Тараса Бульбы к казакам, землякам. Сердце моё загорелось, читая эти проникновенные строки нашего замечательного писателя. Как он восчувствовал народную великую русскую душу. Он и Достоевский — истинные провидцы.
6 декабря 1948 г.
Свет стоит над родиной. Людские чаяния и ожидания расходятся с решениями космическими. Следует привыкать, что все человеческие опасения и угрозы часто оказываются такими только потому, что их считали таковыми, вместо того чтобы мужественно встретиться с ними и приложить своё уменье в жертвенном труде на общую пользу.
19 апреля 1950 г.
Развивайте магнит устремления. Родина заслуживает такого устремления. Новые испытания ей не страшны. Никакие враги не смогут причинить ей задуманного рушения. Она находится под Щитом Света. Все, кто против, будут поражены.
Сибирское Рериховское Общество
https://rossasia.sibro.ru/