Запасной аэродром

Валерий Брюхов
13.12.1983 г.  Аэропорт «Ленск».
                Якутия. Минус 40 градусов.

        Валерий Алексеевич Брюхов, начальник Пеледуйского грузового участка, а в общении с людьми, просто Алексеич, находившийся в Ленске с отчётом по результатам работы в навигацию восемьдесят третьего года, возвращался домой, в Пеледуй.    Балансовая прошла без сучка и задоринки. Работа участка была признана удовлетворительной, и молодой начальник, год назад закончивший водный институт в городе Горьком, в приподнятом настроении, возвращался к себе домой, в Пеледуй. Как и положено, за два часа до вылета он прибыл в аэропорт, прошел регистрацию вместе с десятком других пассажиров. Это были, в основном, Пеледуйцы, тоже возвращавшиеся домой, кто из отпуска, кто из районной больницы.  Алексеич, чтобы как-то скоротать время до объявления посадки, зашёл в небольшой буфет, находившийся на первом этаже здания аэровокзала. Он взял чашечку горячего кофе, бутерброд с колбасой и подсел  за  столик к своим старым знакомым. Это были супруги Карих, Валентин и Ольга. Разговорились, и выяснилось, что они  летят в Пеледуй,  на юбилей к родственнику, день рождения которого должны отметить сегодня в семь часов вечера. Рейс задерживался. Время уже подходило к обеду, и супруги  волновались, успеют ли они сегодня  на торжество? Полёт до Пеледуя   составлял около часа, поэтому надежда успеть к праздничному столу, ещё оставалась.
       Разнёсся слух о том, что из за сильного тумана, который висел над аэропортом и над всем городом, полёт могут отменить. Слух этот сильно напрягал и беспокоил пассажиров. Но, слава Богу, радио наконец- то объявило о посадке на самолёт,  следующий рейсом по маршруту Ленск – Пеледуй, и пассажиры, до этого разговаривавшие вполголоса, радостно загалдев, двинулись в накопитель. Наскоро допив кофе,  Алексеич вместе с Карих и примкнувшим к ним Вершининым Борисом Александровичем, возвращавшимся из Якутска, куда он летал за назначением на должность главного инженера Пеледуйской РЭБ, потянулись к выходу на лётное поле.
       Самолёт, на котором они должны были лететь, ничем особым не отличался от трёх других таких же «Аннушек», стоявших в ста метрах от здания аэровокзала. Единственное, что говорило о том, что именно он готовится к полёту, так это то, что на нём не было ватного стёганного чехла, укутывающего носовую часть двигателя трёх других самолётов. Пассажиры в сопровождении работницы аэропорта, поёживаясь от холодного ветра, который в купе с морозом в сорок градусов, заставлял людей прятать лица в воротники, чуть ли не бегом двинулись к самолёту. Без команды они забрались внутрь самолёта. Температура воздуха здесь была ничуть не выше, чем на улице, но то, что ветра внутри не было,  было уже великим благом, «великим достижением» малой авиации севера восьмидесятых…
       Рассевшись на откидных дюралевых стульчиках, стоящих вдоль обеих бортов самолёта, и составив чемоданы и рюкзаки в проход между ними, пассажиры, пристегнувшись ремнями безопасности, сидели и в ожидании полёта и слушали, как второй пилот за бортом самолёта утрясает с сопровождающей какие- то моменты по поводу почтового груза, лежавшего в хвостовой части самолёта.
      Наконец, уточнив все вопросы, второй пилот, совсем ещё мальчишка, с улыбающимся открытым лицом, в лётном меховом комбинезоне и меховых унтах, ловко запрыгнул в самолёт и захлопнул за собой дверь.  Набросив на  ручку двери тонкую цепочку, перешагивая через мешки и чемоданы, лежавшие в проходе, он пробрался в пилотскую кабину, где командир уже щёлкал тумблерами и переключателями, готовя к запуску двигатель. Усевшись в своё кресло, справа от командира, надев наушники, второй задорно крикнул - От винта!  Стартёр, жужжа, начал проворачивать винт, который после того как двигатель, два раза чихнув, набрал обороты, превратился в сверкающий серебристый круг. Прогрев двигатель несколько минут на средних оборотах, лётчик добавил газу, и самолёт задрожжал от нетерпения рвануть в небеса.  Ба-бах! Резкий звук, похожий на выстрел охотничьего ружья, вернее нескольких ружей сразу, на секунду оглушил обитателей пассажирского салона. Ба-бах! Через секунду второй такой же хлопок нарушил мёртвую тишину, возникшую после первого. Двигатель смолк. Пассажиров попросили на выход с вещами…
      Просидев в зале ожидания около двух часов в томительной неизвестности, пассажиры, следующие до Пеледуя, вновь были приглашены на посадку. Проделав с точностью до одного, весь свой предыдущий путь, они вновь оказались на тех же местах, в том же самолёте.
       Погоняв двигатель на разных оборотах , самолёт вырулил на взлётную полосу… Ба-бах! Хлопок похожий на те два, вновь прошёлся наждачной бумагой по нервам пассажиров, еще не пришедших в себя от  предыдущих…
       Остановившись в самом начале полосы, летчик добавил газу до самого полного, и самолёт, проработавший в таком режиме минуты две, почувствовав как железные тормоза ослабили хватку, рванул по полосе, как застоявшийся скакун, и, достигнув нужной скорости, плавно взмыл вверх…
       Набрав высоту и слегка проваливаясь на мелких воздушных ямах, «Аннушка» уверенно преодолевая сопротивление встречного ветра, двинулась к намеченному пункту назначения.
       Прошло уже минут пятнадцать полёта. Двигатель работал ровно, не давая повода для беспокойства, которое ещё не до конца выветрилось из головы сидящих в самолёте людей.
       Даа! Сидевший рядом с Алексеичем, Валентин, усевшись поудобнее, с усмешкой посмотрел на своего притихшего соседа. - -Ну, что притих, обычное явление, зажигание скорей всего позднее, вот и …  Ба-бах… Самолёт дёрнулся, словно уткнулся во что то мягкое. Ааа…- Женский испуганный крик нарушил напряжённую тишину, которая стояла в самолёте с самого начала полёта. Кто то из мужиков испуганно вслух выругался, вспоминая чью то мать… Алексеич  замер от испуга и почувствовал, как противный холодок разливается внутри живота. Он лихорадочно стал перебирать в памяти подобные случаи, услышанные им от кого- то или увиденные в фильмах, или прочитанные в книгах… Выглянув в окно иллюминатора, он увидел, что Лена, видневшаяся сквозь морозный туман,  петляя, пролегает в двух- трёх километрах слева по борту. Он слышал, что  в аварийных ситуациях  самолёты нередко садились на реку. Как бы подтверждая его предположение, «Аннушка», сделав крен на левое  крыло, стала приближаться к реке.  Последующие три-четыре минуты мотор работал ровно и спокойно.   Пассажиры по- немногу начали успокаиваться, лелея в себе надежду, что всё ещё может обойтись. Но Алексеич, как ни пытался, не мог побороть в себе мандраж. Будучи убеждённым комсомольцем, он непроизвольно  вспомнил о Боге и, не зная толком ни одной молитвы, мысленно стал просить Боженьку, чтобы тот спас самолёт и сидящих в нём пассажиров… Ба-бах… Ба-бах ! Самолёт снова ткнулся в невидимую подушку. На этот раз в салоне никто не произнёс и звука. Стало ясно, что ори, не ори, а вынужденной посадки не избежать. Всем пристегнуть ремни,-  высунувшись из дверного проёма пилотской кабины, прокричал второй мальчишеским звонким голосом, - Будем садиться- и успокаивающе добавил, -  Всё будет нормально, не волнуйтесь. Этот уверенный голос мальчишки, без тени беспокойства,  успокаивающе подействовал на сидевших в самолёте. Снижаясь, самолёт поравнялся с рекой и, следуя ей параллельно, продолжил полёт. Ба-бах, бах, бах, ба-бах! -  серия хлопков с небольшими паузами в пять- десять секунд окончательно всё расставила по местам. Исчез тот процент надежды на благополучный исход, который ещё теплился в сознании людей. Самолёт стало трясти, вибрация усилилась. Удивительно, но страх, который по началу охватил Алексеича, куда- то исчез. Он с каким то спокойствием стал готовиться к окончанию полёта. Сидевший перед ним  Валентин Карих, обладающий высоким ростом, мощным телосложением и весом, примерно килограмм в сто тридцать, представлял  собой великолепную подушку безопасности. Жена его Ольга, сидевшая перед Валентином, лишь  немногим уступавшая мужу по комплекции, усиливала эту защиту…
Напряжённо вглядываясь через стекло иллюминатора со своей стороны,  Алексеич видел   сплошную занесённую снегом  тайгу,  раскинувшуюся до самого горизонта.  Не оставалось ни малейшего шанса на то, чтобы найти чистое место в виде поляны на всём её пространстве, куда бы мог приткнуться маленький самолётик, неумолимо приближающийся к острым верхушкам вековых елей… Когда до этих верхушек оставалось с десяток метров, и, когда Алексеич, вроде бы на время успокоившийся, вновь начал  очковать, под крылом самолёта показалась река. Облегчённо вздохнув, он перевёл дыхание, но уже в следующую секунду, присмотревшись, увидел, что вся поверхность реки усеяна сплошными торосами, которые угрожающе ощетинившись, маскировались белоснежным снегом. Посмотрев на пассажиров,  он отметил, что в общем- то никто из них не казался напуганным или растеряным. Наверное, от того, что никто из них не смотрел в иллюминатор и не видел, а ,может, и не хотел видеть приближающуюся опасность. Хлопки внезапно прекратились, и одновременно с ними заглох мотор… Глянув в иллюминатор, Алексеич увидел, что под крылом самолёта опять показалась тайга, вернее не тайга в прямом её понимании, а низкорослый густой кустарник, который с угрожающей быстротой приближался к самолёту. Наверное, специально на кустарник будут садиться, - подумал он,  и это, как ни как, должно смягчить удар. Ведь учат же их на разных там тренажерах, как действовать в подобных ситуациях. «Аннушка», умничка, пытаясь всеми своими силами оттянуть встречу с кустарником, планировала с заглушенном мотором, стараясь подольше удержаться на спасительной высоте. Алексеич, прижавшись к могучему Валентину, завороженно смотрел как отдельные, наиболее высокие кусты уже начинали щёлкать по лыжам, прикреплённым к стойкам шасси…
       Полоса чистого ровного белого снега, без единого кустика внезапно появилась под самолётом и тот, подняв клубы снега, покатился на лыжах по заснеженному полю, постепенно замедляя свой ход. Поле, на которое приземлились, как потом  оказалось, было плановой запасной полосой,  находившейся как раз на половине пути к Пеледую, в посёлке лесозаготовителей под названием Ярославский. Самолет, пробежав по инерции с полсотни метров,  наконец остановился. Второй, выглянув из своей кабины, радостно, как ни в чём не бывало, объявил – Уважаемые пассажиры, наш самолёт совершил посадку в аэропорту Ярославский. Ориентировочная стоянка сорок минут. Следующий порт назначения - город Ленск.- Как Ленск? почему Ленск?- Пассажиры вышли из самолета в чистое снежное поле и, оглядываясь в поисках здания аэропорта, недоумённо вертели головами. Никакого здания аэропорта, даже простой избушки, поблизости не было видно. Короче, второй, осматривая состояние лыж, которые приняли на себя основной удар при приземлении, сообщил - Погода в Пеледуе изменилась, и аэродром уже как полчаса закрыт. Витим, что в тридцати километрах от Пеледуя, тоже. Вон смотрите, он указал на небо, где такая же «Аннушка» с пассажирами, следующими на Витим,  сделала разворот и пошла обратно в сторону Ленска. Сейчас за вами прилетит самолёт и заберёт вас назад в город. Борт пять минут назад к нам вылетел, - подтвердил его слова командир, связавшись по рации с аэропортом. -Минут тридцать придётся подождать,- ободряюще продолжал поддерживать пассажиров второй пилот, видя как те, притопывая и прихлопывая, пытались не растерять тепло, которое мороз норовил выгнать из под их тёплых курток и полушубков. Ветра к счастью, как в Ленске, здесь не было, и это было большим плюсом. К тому же солнце, размытое туманом, но свободное от облаков, хоть и не согревало, зато светило вовсю, и этим самым, хоть и немного, но поддерживало настроение незадачливых замерзающих путешественников…
       Вскоре послышался звук летящего к ним самолёта, и такая же «Аннушка», подняв кучу снежной пыли, подрулила к ожидавшим её пассажирам Не глуша двигатель, она приняла их в своё более менее прогретое нутро. Алексеич, обеспокоенный тем, что пилоты с аварийного самолёта не собираются лететь вместе с ними, поинтересовался, а как же они будут здесь? Второй беззаботно ответил, что к ним уже летит вертолёт с ремонтниками, так что всё в порядке. Вообще, второй пилот оказался отличным парнем. Он своим неунывающим характером и шутливым отношением к опасности завоевал уважение и симпатии всех пассажиров.  При взгляде на его спокойное поведение у них поднималось настроение и вроде бы становилось не так холодно…
       Прилетев назад в Ленск, расстроенные от того, что не удалось добраться до дома, и уже забыв о том, что могли бы и вообще никуда не долететь, пассажиры начали размещаться на ночлег в зале ожидания, на втором этаже, а местные разъезжаться по домам…
       Алексеич, поехали к нам!- предложил Валентин. Закинув рюкзак за плечи, пропуская Ольгу вперёд, они вместе со всеми вышли на улицу. -Поехали, отметим это дело, тоже как никак второй день рождения. Алексеич, который по складу характера был всегда готов на любой кипиш, кроме голодовки, возражать не стал.- Иди жарь мясо, -дал указание Валентин Ольге, а мы сейчас заскочим в магазин, возьмём что- нибудь согреться…
       Валерий Алексеич, хоть и прошло почти сорок лет, отделявших его от тех событий, до сих пор помнит аромат того жареного мяса и вкус великолепного советского портвейна, на этикетке которого стояло три семёрки. В тот вечер они, под впечатлением происшедшего, уговорили на троих почти пять бутылок. Ольга всё повторяла – я почти ничуть и не испугалась, только об одном думала, чтобы только паспорт остался цел, что бы опознать могли… Нету уже, к сожалению, ни Валентина, ни Ольги. Светлая им память…
       Утром следующего дня, все не улетевшие вчерашние пассажиры, и Пеледуйские, и Витимские, вновь встретились в аэропорту. Супруги Карих, поскольку уж опоздали на вчерашнее торжество, решили не ехать. Алексеич, со слегка побаливавшей после вчерашнего возлияния головой, уже сидя в самолёте, после того как был запущен двигатель, во время всего полёта не мог избавиться от ощущения, что вот вот… Это ощущение потом долго ещё преследовало его, когда дела и жизнь заставляли  куда то лететь.  Наверное, и остальные пассажиры того рейса испытывали те же самые чувства.
       После этого случая, Алексеич начал свой путь к Богу. Путь этот и сейчас продолжается. Ровным его не назовёшь. Болота, ямы и колдобины, вперемежку с  уютными тропинками, накатанными дорогами, а иногда и асфальтированными автострадами, чередуются в его жизни без всякой логики и закономерности. Но как бы то ни было, первый шаг в перемене убеждений он совершил в Якутском небе, летя на отличном самолёте, на «Аннушке», которую и до сих пор считает самым удачным самолётом для внутренних местных перевозок. Разве что  немножко её облагородить, для удобства пассажиров. А так самолёт , что надо!

12 декабря 2023г.                г. Новосибирск.