История Марии Магдалины и Иоанна

Майкл Андреев
Александр Заварин "Явление", холст на картоне, масло

Итак, о чем эта картина?
О душе. Душа на Пороге, точнее, уже за Порогом духовного мира, вошла в пространство, которое размыто-серое, не имеющее ни цвета, ни границ, и фигуры выступают здесь словно как призраки через стену. В гробницу вошла? В царство умерших?

Да, можно сказать, что так. Это Мария Магдалина, которая перед входом в гробницу впервые увидела Воскресшего, но сразу не признала его. А за ее спиной стоят Петр и Иоанн, и они не видят, и не знают, что здесь произошло, куда пропало тело и что происходит с ней.

Мне кажется, что написать такую картину можно лишь тогда, когда это же самое произошло и в твоей душе. Душа встречает свое новое "Я", которое спасает ее из тюрьмы чувственного мира. И этот переход Порога не есть какой-то проход в другой мир, но это, скорее, как обретение равновесия.

Заметьте, что расстояние от Марии до Христа вдвое больше расстояние от нее до группы мужчин. Но их двое! Двое Стражей Порога. Следовательно, они вдвое тяжелее и поэтому на более коротком плече весов уравновешивают фигуру Воскресшего.

Мысль, что это Весы, пришла ко мне, когда я обратил внимание, что головы всех четырех фигур находятся на одной горизонтальной линии. Видите? Никто никого не выше и не ниже. Значит, смысл перехода - это обрести точку равновесия между новым "Я" и старым "Я".

Интересно, что старое "Я" представлено здесь двумя лицами, двумя противоборствующими крайностями Марии. Ее душа как бы разрывается между двумя двойниками, то один одолевает, то другой, и она не может с ними найти равновесия, поскольку они прилипли друг к другу, не разъединить.

Тот, который в красном плаще - это Иоанн, он страстно влюблен в Марию, но его сдерживает Петр, по мнению которого ей, грешнице, не место среди учеников. Откуда она вообще взялась в Страстной Четверг перед самой Тайной Вечерей! Да еще посмела сесть рядом с Ним, как Его невеста!

Для нее Тайная Вечеря была как свадьба, и от великого счастья, что Учитель с ней, она потеряла голову и забыла про Иоанна. А потом была великая потеря, когда Учителя распяли, она потеряла новое свое "Я". И находилась в таком безумном состоянии, что ее нужно было спасать.

А спасать некому! Все в таком же угнетенном состоянии

На картине изображен момент, когда она себя вновь обретает, Он приходит к ней на помощь, она поворачивается к Нему, и равновесие восстановлено теперь уже навсегда. А те двое заняты каким-то важным разговором и даже не догадываются какая драма разыгралась в Душе. Да, душа действительно оставила их, и Петр говорит Иоанну: "Посмотри, она тебя бросила!" Им не приходит в голову, что Душа на грани самоубийства.

Поэтому Христос воскрес, вернулся с того света, чтобы спасти Душу. Иначе бы она пропала. А двум ученикам показал: "Вот так надо делать! Спасай, даже если тебя самого здесь уже нет!"

Душа спасена!

Смысл спасения в том, чтобы избавиться от этих двух стариков, оставить их в прошлом, вообще не оглядываться на них. Смело смотри вперед, туда, где ничего нет - но Душу это не пугает, ей достаточно Его явления, видения в пустоте для сохранения равновесия. А своих мужиков, свою опору, своих ангелов-хранителей ей достаточно чувствовать лишь спиной.

Это один вариант спасения. Так люди становятся святыми, но при этом они - мужчина и женщина - рвут свои земные интимные связи. Мария за ненадобностью кидает своего Иоанна, Иоанн - свою Марию.

Но есть еще и второй вариант спасения Души.
Недаром этих ангелов на картине двое!

Тот, который в красном, Иоанн, который ее так горячо любит, может сделать шаг вперед и встать рядом с Марией (если бы он только понимал, в какой она смертельной беде, то несомненно так бы и сделал!). А тот, который в зеленом, или Петр, мог бы отступить на один шаг назад, признав первенство Иоанна. И таким образом равновесие тоже сохранилось бы: в центре пара - он и она - слева Петр, справа Христос.

И тогда была бы совсем другая история! Совсем другое развитие христианства, человек был бы спасен полностью, и не было бы внутри христианства разных церквей и разных течений и разночтений. Художник это как будто чувствует, что был бы другой мир, что нет спасения в одиночку.

Спасаться надо всегда вдвоем! Вместе с ней, которую любишь, а не бросать ее.

Эх ты, Иоанн, упустил ты свое счастье! Впрочем, все хороши! Смелая женщина рванула как безумная в пропасть, Иуда предал, Петр трижды отрекся, а Иоанн совершил глупейшую ошибку, стоившую ему так дорого, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Он потерял навсегда любимую женщину, потерял всё свое состояние, отдав его по совету Петра безвозмездно в общину христиан, потерял равновесие и 38 лет был как мальчик у него на побегушках. И только когда Петра не стало Иоанн вновь обрел себя, стал духовным учителем и написал свой знаменитый "Апокалипсис". А еще через 38 лет написал историю собственного провала под названием "Евангелие от Иоанна" о том, как он в трудную минуту не встал рядом с ней. Почему? Кто может объяснить?

А может быть так надо, чтобы мы всегда проваливались? Синдром Парсифаля.

Почти 80 лет Иоанну понадобилось, чтобы осознать, какой вариант равновесия имел в виду сам Иисус. Тот, который изображен на картине как исторически сложившийся? Или тот, когда мужчина и женщина осуществляют равновесие в паре?

Вот последние слова, которые Воскресший согласно евангелию сказал Марии Магдалине:

«Не прикасайся ко Мне!
Я еще не так глубоко воскрес,
чтобы являться из мира Отца.
Иди к тем, кто суть мои братья,
и можешь им уже передать,
что Я буду воскресать
вплоть до сил моего Отца
и вашего Отца,
вплоть до сил моего Бога
и вашего Бога».