Что нам мешало и мешает

Александр Гусев 5
Слава Богу, что моя одинокая старость находит в себе мужество и силы для размышлений. Не знаю с чего начать. Прежде всего большое спасибо каналу «Культура» за Брейгеля, Иоселиани, за Глена Гульда. Думаю, что «гоняться» надо за жизнью во всех её проявлениях, если хочется говорить об элитарности духа, а не выклёвывать как сметливая курица зёрна тематически безопасных, но пустых телепроектов.

А вот зачем нашим талантливым «мирискусникам» и «бубнововалетчикам» надо было ездить в Париж? Чтобы поддержать драму русского подражательного сознания как истину художественного абсурда? Это, заимствованное понимание уже в скором будущем обернётся для них же трагедией несвободы и лжи идеологии соцреализма.

 Сами себе придумали вечную проблему декоративности, убивающую не только объём, перспективу и пространство, но и саму жизнь. Но как иначе доказать своё революционное новаторство, которое потом назовут Русским модерном. Хорошо, что не примитивный эпатаж, а Пикассо своим творчеством подсказал Малевичу взглянуть на куб через его фронтальную проекцию. От грустной простоты супрематического квадрата веет остывшим пеплом красочного мира того же Сезанна, потрясающим актом аутодафе, свершившимся над ложью и лицемерием реального.

 А в литературе. Уже тогда было понятно, что, например, роман Алексея Толстого «Пётр первый» это тонкий намёк и комплемент оправдывающий жестокость товарища Сталина, поставленного Толстым по этой аналогии в один ряд с Петром Первым. И в изобразительном искусстве Пётр Кончаловский, поразительно точно скопировал стиль и технику Сезанна. Вот так амбициозность молодой Республики Советов и желание встроиться в культурный ряд Европы, помогли им, почти не пряча ироническую усмешку, достичь в «два притопа и в три прихлопа» нужного социально-культурного положения.

А, что сегодня? Сегодня мы не испытываем ничего кроме усталости от надоевших противоречий и уже нежелания художественного сознания опираться на чужую логику. Но и наша доморощенная логика не даёт удовлетворения и приводит в недоумение. Хочу вспомнить цитату Наймана «Мы все расшифровщики краденных знаний, мы все самозванцами вышли в жрецы».

Поэтому для нас гораздо важнее сохранять спокойствие и сосредоточенность, чтобы дух наш был свободен, зная, что в противном случае к нему будут претензии у современного славянофильства. Именно эта причина продолжает оказывать нам медвежью услугу, превращая пресловутую самость в неспособность прорастать в пространство общей культуры. И каждый раз, не умея терпеливо совершенствоваться  и уповая на утопический «скачок» в своём развитии, мы отгораживаемся этой занавеской придуманной самости.