Научите ребёнка учиться

Михаил Быстров -Павлов
Научите ребёнка учиться 

(пособие для родителей, дедушек и бабушек)

Часть 1. Дуальный принцип воспитания и образования.

Современная жизнь, и в частности современное образование, слишком рано отнимает детей от родителей, уповая на профессионализм официальных воспитателей и учителей.  Но,  во-первых, сам профессионализм находится под большим вопросом;  а во-вторых, если из этих спецов настоящую заинтересованность в результате имеет от силы пять процентов, то у родителей этот процент приближается к 90. Что является следствием  инстинктов любви и воспитания.  Другое дело, что правильно пользоваться этими  инстинктами может едва ли треть родителей, и это ещё с учётом расширенного понимания слова «правильно», сильно зависящего от личных родительских  знаний, убеждений и привычек.  Все это множество трудных вопросов мы и постараемся решить данной работой.
Только прошу учитывать, что мои определения часто не совпадают с официальными.

Всё воспитание и образование разделяется на ряд принципиальных различий:  обязательное и необязательное, теоретическое и практическое, общее и специальное, религиозное и светское,  официальное и неофициальное (школьное и домашнее) и др., из которых для нас наиболее важна противозначимость  теории и практики. Их мы и будем рассматривать в этой работе.
Теоретическое – заучивание готовых теорий,  формулировок и формул, законов и правил; оторванность от практики усиливает абстрактность и практическую необязательность.
Практическое – в основе лежит первичность практических занятий, до появления  эмоциональной  востребованности  теоретических знаний.

В современном мире самое эффективное образование выработано в Германии, Англии и США, с бОльшим, чем в других странах разнообразием программ и освоением дуального обучающего принципа – параллельного преподавания теории и практики.  Так как в дуальном обучении сильно выражен индивидуальный подход, то оно очень затратно для государства, и применение его ограничено фирмами, заинтересованными в приобретении (выращивании) хороших специалистов. И понятно, что здесь состязаются  гарантия трудоустройства с личной свободой ученика. 

И именно дуальный принцип обучения мы и возьмём за основу, в помощь интерактивной работы родителей. Только  расширим его смысл до  воспитания (см. выше), первичный возраст снизим до грудничкового,  а главным  педагогом-фасилитатором (организатором процесса) обозначим родителя (родителей, прародителей, воспитателей, наставников и пр.)

В связи с этим мы введём новое понятие  «Интерактивно- практическое воспитание и обучение».  Суть его состоит в том, что первичным способом воспитания и обучения является не теория, а практика, что позволяет организму ребёнка почти мгновенно включать свой опыт в подсознательно- автоматические процессы познания окружающей действительности.

Исторический пример:
В старые времена новорождённого младенца не спешили прикладывать к груди, а выжидали, когда он почует запах молозива, и сам (!) начнёт искать его источник.
Рассказывают, что древние этруски, малыша не смогшего найти грудь матери, отдавали в жертву богу родовитости Стану (будущий Сатурн, Сатана, от СтаннатС) и, будто бы однажды, мать этому воспротивилась, заявив, что видела будущее своей новорождённой дочери, ставшей великой жрицей богини Натси, и ей разрешили ребёнка оставить.
Неизвестно, насколько всё это верно, и уж точно жестковато для фанатичного подражания, но пример не только характерен для древнего мира, но и наглядно показывает смысл интерактивного воспитания.

Часть 2. Заметки на полях.

Итак,  если в утробе матери ребёнок осваивал только «теоретические» знания, то сразу по рождении, он может быть стимулирован на активную деятельность. При этом надо строго помнить, что задания должны быть хотя и трудными, но реально выполнимыми. В противном случае результат может быть обратным, и вместо активности он будет впадать в пассивность и сонливость (например, как защитную реакцию при голодании).
Так же нельзя держать ребёнка в постоянном напряжении (стимуляции к действию) а иногда, может быть, сознательно ограничивать его двигательную активность. Это время ему даётся для наблюдения и размышления, развития философского (любовь к размышлению) познания среды обитания. 

В остальном же ему надо давать достаточно свободы, чтобы мозг не простаивал, но при этом, свести к минимуму применение «искусственных развивашек», потому что дети слишком быстро начинают понимать их симулятивность, неестественность и практическую бесполезность.  Можно, например, увеличить манеж, может быть до размеров комнаты, и обязательно давать ребёнку исследовать своих родителей, поползать по ним, с голосовым общением. Так же не лишним будет иногда приносить для общения другого ребёнка, в том числе разного возраста. Правда, в этом случае надо хорошо контролировать технику безопасности, не вмешиваясь в мелкие конфликты. 
Кормление грудью желательно до 1,5 – 3 лет, а с 6 месяцев рекомендуется прикормка.
Шестимесячное  натуральное  кормление (а потом сопровождение до 1,5-3 лет) очень важно для будущего здоровья ребёнка, так как его организм запоминает питательный состав, иммунный набор, эмоциональное сопровождение – оценивает это состояние как идеальное, к которому он и будет стремиться всю жизнь, обеспечивая норму инстинктивных функций.

Методики прикармливания хорошо освещены в интернете, но есть пара замечаний. Слишком большое внимание уделяется строгим графикам, можно (а иногда и нужно) делать их более рваными (свободными) в зависимости от желания ребёнка или возможности родителя. Перловую кашу часто не рекомендуют из-за больше надуманной глютеновой проблемы, но качественно (и традиционно) она лучше риса и кукурузы,  поэтому с минимальных доз можно пробовать, но дополнительно (после варки и при необходимости) растолчить в ступке. До года прикормка может быть не обязательной, но желательной, а ближе к году можно приучать к мясному бульону.  Категорически не рекомендуется секс во время кормления грудью, так как происходит смещение нормы экстрактивных веществ, вплоть до нарушения окситоцинового и других рефлексов.

Основные требования в это время – закрепление хватательного рефлекса, координация движений рук, дотягивание или доползание к заинтересовавшему предмету. Любую новую игрушку старайтесь положить в отдалении, чтобы он узнавал её постепенно – сначала  просто  наблюдал издалека, потом ближе, потом ощупывал. 

В этот период надо внимательно наблюдать, когда можно дать ребёнку больше самостоятельности,  когда стимулировать активность, а когда и ограничить её. Ребёнок должен понимать, что личная свобода ограничивается свободой других людей, животных, явлений и предметов.
С ребёнком надо чаще общаться, но не надо стремиться предугадать все его хотелки,  он должен сам найти способ довести до вас свои желания, по возможности в речевом формате.

Для постановки речевого общения можно использовать пение и чтение стихов, причём начинать это надо ещё в период беременности, чтобы ребёнок получил первичный подсознательный опыт мелодики, ритма и рифм. И в дальнейшем постоянно это развивать, но не стремясь сделать из дитя певца или декламатора. На первом этапе важнее пение, так как мелодия запоминается легче, а в период освоения речи – чтение стихов. Здесь четкое произношение слов, ритм и рифма имеют большое значение. Причём, и пение и чтение стихов, должно быть фоновым, без заострения внимания ребёнка. Он может заниматься другими делами, и вам покажется, что совсем вас не слышит, но фоновые звуки тем и хороши, что запоминаются не сознанием, а подсознанием, которое эти звуки сортирует, запоминая нужные и отбрасывая не актуальные.
Например ребёнок скопировал чьё-то неправильное произношение, а услышав фоновое правильное начинает сравнивать и думать, включает проблему выбора.

Конечно, родителям  (или кому-то из них, включая бабушек и дедушек) надо постараться освоить, как стихи, так и пение. Если их родители пели им в детстве, то это будет  не трудно. Но даже если им никогда не пели, ту или иную музыку они слушали и, при некотором упрямстве, пение легко усваивается. Ведь оно имеет разные формы, от безсловесного (горловое, мурлыканье, специальный вокализ,  мелодика, кантилена,  попевки… но не йодль) до словесного, так же имеющего широкий диапазон возможностей. 
Для  засыпающего ребёнка важно именно тихое пение без слов, с минимумом согласных, и медленную – так как слова отвлекают внимание, действуют побудительно,  нарушают гласную гармонику. Самые простые – мурлыканья, когда губы сомкнуты, а негромкие звуки извлекаются внутри ротовой или горловой полости. Тоже можно делать с открытым ртом, повторяя в разной тональности один и тот же или два-три гласных звука.
А во время бодрствования можно напевать словесные, но тоже тихо, фоново. Какого-то особого голосового качества здесь не требуется, и нужно просто для создания успокаивающей традиции, и побуждения к сравнению мелодий и слов.

Подробные методички здесь не могут быть созданы по той простой причине, что каждый  родитель  является  индивидуальностью (как и каждый ребёнок)  со своими особыми достоинствами и недостатками, и  сам может (должен) придумывать конкретные  приёмы, техники и методы,  вплоть до собственных коротких (в пять-десять предложений) сказок, рассказов, стихов и песен. Возможно исполнение сказок в форме речитатива.

Слова правильно и неправильно, которые позже он будет слышать часто, пока заменить на хорошо – плохо, или нравится – не нравится. А чаще просто показывайте личный пример, или создайте такую ситуацию, в которой ребёнок сам поймёт свою ошибку.  При этом никаких поощрительных призов или  наоборот штрафов.  Для него должно быть удовольствием (или обязанностью) само общение с вами, что достигается привычкой.  В то же время эта привычка не должна абсолютизироваться, чтобы при необходимости он без особых проблем мог побыть без вас.

При рисовании, изготовлении поделок,  самообслуживании – у вас должно  получаться  хуже,  чем у него. Он должен стремиться помогать вам, а не просить вашей помощи, кроме каких-то особых случаев.

Пожалуй, самым  главным  и универсальным  способом воспитания и обучения, является игра.  Её восприятие всегда сопровождается  повышенной эмоциональностью. Более того, само определение игры включает в себя обязательное наличие эмоционального восприятия, и родитель, научившийся создавать игровую ситуацию для большинства случаев – это непревзойдённый мастер воспитания. Но, опять же, собственная активность должна быть выражена слабее, в виде случайных подсказок,  чтобы оставить поле деятельности для ребячьих придумок.

Конечно, на первый взгляд всё это может показаться слишком сложным, и всегда будет хотеться сделать проще – всё объяснить самому, а потом самому и сделать. И если вы устали и опускаются руки, или перестала работать голова, то отступление от интерактивного порядка вполне допустимо. Это не страшно, вы сделали только один шажок назад, но не разочаровались в системе, и отдохнув шагнёте намного вперёд.
И понятно, что это требует намного больше времени, чем уделяется педагогами, хотя бы по причине индивидуального подхода. Ведь никогда и никакое государство не сможет обеспечить такое обучение.  Но это время будет затрачено не зря. Время – это самая большая ценность в жизни, так потратьте его с пользой.
Более того, вы должны понимать, что интерактивная опека даётся в помощь обучению, и совсем не призывает отказаться от теории полностью. Да это будет и невозможно.

Одновременно с пением и стихами, должна развиваться моторика рук. Для этого игрушки должны быть разными по характеру – твёрдыми, мягкими, круглыми, угловатыми, совместимыми (входящие в специальные пазы) и несовместимыми, разные по цвету, или одинаковые и прочее. Но их должно быть не много.

Нельзя ребёнка заваливать игрушками, сколь функциональными они бы ни были. Нужны две-три любимые, с которыми он мог бы играть самостоятельно и придумывать с ними формы общения. И только при закреплении сложившегося образа, эти игрушки можно дополнить или поменять.  Как и позже нельзя будет заваливать его книжками, с множеством сюжетов и героев. Достаточно будет две-три книжки, с двумя- тремя разноплановыми героями. Эмоциональная память ребёнка регулируется дискретностью, и не сможет нормально функционировать в бесконечном разнообразии.

Важно помнить, что главное правило для любого воспитателя всегда одно – не навреди! Оно подсказывает нам – ребёнок изначально запрограммирован  на нормальное развитие, и в сомнительных случаях лучше отступить и дать ему больше свободы. Да, иногда это может быть для него опасно, но каждый родитель должен понимать, что все случайности не предусмотришь, и возможность потери ребёнка всегда остаётся достаточно высокой. Но она будет тем выше, чем менее ребёнок самостоятелен, потому как без лишней опеки его организм научается сам предвидеть опасности, сам оттачивает реакцию и укрепляет мышцы, кости и связки. Причём, он делает это на подсознательном (автоматическом) уровне, реакция и скорость которого во много раз быстрее сознательного. 

Каждый родитель должен быть твёрдо уверен, что характер и способности ребёнка определяются не генетикой, а воспитанием. Генетикой определяется только предрасположенность к чему-либо, но она не имеет значения до тех пор, пока не активирована. И именно воспитание нащупывает эти предрасположенности, и активирует их.

В древности детей в семье было много, смерть воспринималась менее трагично, и выжившие были лучше приспособлены к природным и социальным конфликтам.  Сейчас всё не так, опека детей чрезмерна, и они, часто, до старости остаются инфантами, а ещё чаще до этой старости не доживают.  Впрочем, конечное решение по всем поступкам всегда остаётся (должно оставаться) за родителями, интуитивно (инстинктивно) чувствующими  ситуационную правильность и неправильность. 
В современных условиях эти недостатки исправляются «теорией техники безопасности», которую при возможности, тоже надо делать более практической.

В этом  (до речевом) возрасте теоретическое обучение минимально, и почти всё любопытство ребёнка и его эмоции сосредоточены на практическом знакомстве с материальными объектами и их взаимодействиями.  Мы почти ничего не знаем о мыслительной деятельности ребёнка и его переживаниях  в этот период.  А она должна быть огромной. Почти как наше знание истории в до письменный период.  Потому что сразу после появления письменности, появилось развитое философское мышление, нисколько не уступающее современному.

Так как до 80% информации ребёнок получает через зрение, и мир для него изначально объёмно- материальный, то не надо и слишком стремитьтся к абстракциям и плоскому отображению.  Сначала должны закрепиться в памяти элементы объёмности и материальности – та основа, которая обеспечивает функциональность живых и неживых тел. И даже если вы увлекаетесь модерном или симуляцией, не стоит переносить это на детский возраст, так как консерватизм, это главная основа, на которую нанизывается всё остальное (сравните с геномом). И в этом ключе знакомство с интернетом лучше отложить лет до десяти- двенадцати. 

С года до трёх основной деятельностью будет движение на ногах, лазание по различным предметам, катание на машинах, самокатах, велосипедах. И опять же, не надо его на них садить и катать – пусть до всего доходит сам.  Какая-то часть пола должна быть обязательно твёрдой, чтобы он учился двигаться и падать на разных поверхностях.    

Уже в это время ребёнок начинает рисовать мелками. Для первого знакомства достаточно одного мелка чёрного или белого цвета. Не надо показывать как рисовать, просто положите мелок в отдалении, и ребёнок сам его найдёт и поймёт его функциональность.  Наша задача вовсе не в том, чтобы научить его рисовать – а в том, чтобы научить его самостоятельному исследованию.

Обязательно в его игровой или спальной комнате должны быть часы со стрелками (как пример практического применения цифр) сначала недоступные для прямого исследования, а потом с постепенным ознакомлением.  И первым опытом рисования может быть примерная (грубая) перерисовка этих часов (на плакатике рядом с ними).  Копирование плоского изображения на плоскости будет для ребёнка более понятным.  Но уже следующим этапом будет , обведение на доске или на листе диска и шарика одинакового размера.

Примерно до шести лет не показывайте, как нарисовать,  например, дерево, дом или солнце, потому что он их ещё не научился узнавать в натуре – солнце вообще невозможно рассмотреть, как оно выглядит, а деревья из-за их многообразия трудно идентифицировать. И почти всё, что родители (и воспитатели) рисуют детям – это схематичные изображения, упрощающие понимание и ослабляющие интерес. Детские книжки показывающие, как рисовать кису и собачку, однозначно вредны. Они выключают мышление ребёнка, делая его шаблонным и непрактичным, и допустимо только в более позднем возрасте.

Так же не надо показывать, как писать буквы. Лучше что-нибудь пишите или рисуйте (грубо и некрасиво) в отдалении, и ребёнок заинтересуется сам, и сам захочет повторить. Не поправляйте его, и не забудьте  хвалить, не часто но достаточно для закрепления интереса.

Часть 3. Индукция абстрактного мышления.

С трёх до пяти лет продолжается изучение своих физических, мыслительных и мнемонических возможностей, а с их помощью и изучение окружающей среды.  Осваиваются подвижные игры, плавание, велосипед, происходит знакомство с коньками и лыжами, различными мячами, оттачивается координация движений. Привычными становятся синяки, ободранные локти и коленки, возможны серьёзные ушибы и переломы. В это время, даже находясь рядом с ребёнком, родители не в состоянии предвидеть и исключить все опасные случайности, и приходится принимать их как неприятную, но неизбежную данность.

Но в это же время ребёнок не перестаёт удивлять своими достижениями.
По мере развития речи, мы видим, что он всё хорошо понимает и правильно применяет речевые обороты. Но речевого опыта ещё недостаточно, и иногда получаются забавные интерпретации. И в этот момент  нужно постоянное разноплановое общение, с чётким пониманием причинно- следственных связей.  Но именно в этот период детей отдают в «детский садик», где мышление резко нарушается, по причине, во-первых, множества говорящих, среди которых воспитатели имеют исключительное право повелевать, так как им нужен порядок; а во-вторых, все разговоры ведутся в абстрактном или схематическом ключе.
Когда это занимает не более 5-10% рабочего времени ребёнка, это нормально, но чаще этот процент намного больше, и начинает вырабатываться привычка к пустой болтовне, способная перейти в будущее с генерацией положительных эмоций.

Если вам повезло с «садиком» и воспитатели оказались не рутинёрами, то достаточно просто ознакомиться с их программами, или дома подробно расспрашивать дитё, и дополнять  опеку (это слово представляется мне совмещением понятий воспитания и обучения) своими действиями. Если не повезло, тогда работы предстоит больше, вплоть до использования любой возможности  «прогуливать садик».
Совсем  не водить дитё в садик  не рекомендуется,  потому что эта организация является точным срезом общества и системы, а значит, именно здесь ребёнок усвоит основные системные правила, что поможет его дальнейшей социализации. Ошибочно, при этом, думать, что эта система является исключением из правил – в общем и целом все они развиваются одинаково, и только некоторые второстепенные частности их различие определяют. 

Многие родители, чтобы вырастить в будущем хорошего профи, с трёх лет начинают обучать ребёнка иностранному языку, гимнастике, балету, начинают водить в спортивную секцию, пытаются научить читать. Всё это плохо, во-первых, потому, что учителя и тренеры работают в конкурентной среде, и им надо доказать  свои исключительные способности. Результатом является потогонная система и перенасыщенный график;  во-вторых, с трёх до шести лет – это самый игровой возраст,  он дается ребёнку для ощущения социальной свободы поведения,  расширения и закрепления  игровых положительных эмоций, что в будущем позволит легче переносить различные стрессовые ситуации.

Но и игры тоже не должны занимать слишком много времени, и занятия надо разнообразить, но без чёткого графика. Это позволит родителям строить графики под себя, приспосабливать их к своему рабочему времени, своей учёбе, своему отдыху.  Как только у вас появилось свободное время, так вы сами без всяких учителей и тренеров – или играете с ребёнком, или проводите с кем-то первичные  фоновые диалоги на иностранном языке,  или занимаетесь гимнастикой, или рисуете.  По времени это может занимать от пяти минут до получаса, или даже до часа, если с перерывами.  После этого лучше переключиться на что-то другое, или просто поваляться и поболтать. 
Иностранные языки, в раннем детстве тоже выучивать нельзя, даже при наличие естественного собеседника (как минимум до пяти лет) потому что ребёнку надо сначала хорошо освоить родной  язык. В постоянном общении язык освоится легко, даже в позднем возрасте. Ведь желание делать художественные переводы возникают только у специально воспитанных, а более точное знание никому не нужно, по причине большого языкового перемешивания, множества диалектов и  говоров.

Примерно с четырёх лет, можно показывать личный пример работы с книгой, от художественной повести до учебной и научной тематики. Ребёнок начнёт подражать, и для начала  будет просто листать книгу, иногда имитируя чтение вслух. Это нормально.
Приучение к чтению художественных книг, может быть полезно в плане эмоционального ознакомления с очень разными житейскими, научными, биографическими и прочими факторами, к которым при дальнейшем обучении можно привязывать специальные знания.

Одним из главных занятий в это время будет рисование. Начать его лучше с  обведения своей ладони, ступни, пластмассовых и деревянных фигурок. Потом переходить  к «художественному» изображению букв и цифр. Здесь широкое поле фантазии, пока без точного копирования.  Если вначале всё рисование идёт на чистом поле, то к четырём- пяти годам, можно давать для рисования листы в линию и клетку, никак не заостряя на этом внимание.
В этом возрасте полезны первичные упражнения по схематизации рисования, позволяющие сравнивать объёмную фигуру с её изображением на плоскости.
Первым упражнением представляется обведение мелом или карандашом диска и шарика одинакового диаметра, чтобы ребёнок заметил как изображение шарика превращается в круг, и становится одинаковым с диском.  Причём схематика не должна занимать более десяти процентов рабочего времени, и включать в себя примерное изображение комнатного растения, отдельного листика, цветка, а так же упрощённое рисование (с натуры) животных, мордочки, лап. А позже этими рисунками дополнять художественные изображения букв,  цифр и слов.

Примерно в пять лет можно начинать тренировать память, но в  щадящем режиме – одна две строфы стиха, просить описать словами, как выглядело дерево, машина, река.
Так же, до начала обучения в школе, пока ребёнок не получил готовых определений, надо  формулировать понятия самому. Например, рассказать – что такое ветер, дом, стол, стул, стена, пол, потолок. Можно, например, придумать игру, будто с ним познакомился инопланетянин, который не понимает этих слов, и ребёнок должен объяснить своими словами, так как он это понимает. А когда он начнёт достаточно уверенно писать, эти определения надо записывать в специальный дневник, с тем, чтобы через несколько дней, недель, или месяцев – это определение уточнить.  Это уточнит понимание времени, его текучесть и невозвратность.

Часть 4. Школа.

Когда в школы начали принимать шестилеток, то вначале предполагалось, что первый класс будет подготовительным, но потом требования постоянно повышались, и теперь шестилетка должен читать и писать. А это совсем никому не нужно, ни педагогам, ни родителям, ни детям.  В шесть лет они должны  пока познавать мир через свободные (не заорганизованные) игры.  Есть, конечно, некоторые дети с ранним развитием, но пока учёные сомневаются, что это для них полезно.  В этом возрасте ребёнок ещё не готов к абстрагированному восприятию теории, а его подсознательный консерватизм ещё недостаточно закрепился, и может быть отвлечён сознательной деятельностью, ценность которой слишком преувеличена.

Более того,  школа заставляет его осваивать много лишней информации, которая часто относится к специальным знаниям и должна изучаться в специальных учебных заведениях, средних и высших. Поэтому можно предположить, что в скором времени общее образование станет восьми- девятилетним. Причём с расширением практических работ.

Но  мы отвлеклись. Пример философского образования мы уже рассмотрели, и теперь рассмотрим основы физики, которые тоже должны изучаться с шести- семи лет. Так как в это время ребёнок уже использует  разные технические модели, знакомится с простыми механизмами и электрическими приборами, конструирует домики из стульев и подушек, и иногда и из специально приобретённых деталей.
Но главными для него остаются не игрушки, а родители, потому что с ними можно поделиться радостью и горем, похвастаться своими успехами, обсудить переживания. Без такого общения ценность всех игрушек близка к нулю. Поэтому, сопровождая его познание, родители должны постоянно с нём общаться, что будет выражаться проговариванием названий различных деталей, узлов, инструментов, а так же показом, как делается та или иная операция, рассказать что-нибудь интересное из своей жизни.

Подражательная способность ребёнка  развивается с малых лет, и к пяти- семи годам используется  широко.  В нашем способе обучения она является переходной (промежуточной) формой между чистой практикой и чистой теорией, то есть предполагается, что после показа ребёнок должен повторить это действие.

В шесть лет дети уже примерно понимают, что такое температура,  тяжесть и вес (масса), объём, твёрдость, жёсткость, упругость и мягкость, плотность,  различают текучесть и вязкость,  сыпучесть и размер фракций,  понятия вертикальный и горизонтальный,  плоский и круглый,  различают цвета радуги, и эффект зеркального отражения, симметрии, парности, равенства, схожести и различия, знают что такое движение и скорость, понимают, что сила удара зависит от скорости и массы и многое другое.

Почему же в школе всё это приходится заучивать заново? А потому, что предыдущий личный опыт ребёнка никак не связывается с теорией обучения.  И эту связку должны обеспечить именно его воспитатели (родители), то есть, опять же, в практическом общении постоянно проговаривать эти названия и понятия, расширять их, приводить примеры из жизни.
Например,  сравните твёрдость карандаша и хрупкость грифеля (графита), произнесите все названия, уточните, что может быть  твёрже карандаша;  задайтесь вопросом почему спущенный  (без воздуха) мяч мягкий, а надутый (накачанный) – твёрдый;  свяжите из палочек четырёхугольник и треугольник, из чего буде понятно, что треугольник – самая жёсткая фигура;  купая ребёнка в ванне, расскажите ему об Архимеде, и между делом сообщите,  что объём вытесненной воды равен объёму тела и докажите это опусканием в ванну двух одинаковых вёдер или мяча;  обсудите с ребёнком почему от предметов падает тень и как это связано с правилом, что свет распространяется прямолинейно, и расширьте эксперимент до звука;  наблюдая за солнечным зайчиком от зеркала, обсудите, что такое угол падения света, и чем свет отличается от луча;
Само оперирование физическими терминами привнесённое в школу, создаёт  привычную обстановку, воспоминания о доме, что будит положительные эмоции и улучшает восприятие нового.
   
Всё это стремление сделать ребёнка более самостоятельным, особенно по части самообразования, не должно полностью отрывать родителя  от ребёнка и в школьном возрасте. В этом возрасте многие дети уже уверенно используют приборы новейшей электроники, но не всегда для поиска нужного материала, а часто для подсказки решения.
Этот вопрос необходимо подробно обсудить и закрепить задолго до покупки электронных подсказчиков, чтобы ребёнок понимал, что эти требования помогут именно ему, а главное, чтобы имел привычку. Привычка в жизни, может быть, самое главное.

Изучение  математики, физики и химии, по праву считается самым сложным, и многие ученики, особенно девочки, избегают специализации в них.  Для девочек они действительно сложнее по той причине, что их организм контролируется подсознанием сильнее, чем у мальчиков, а усиленная работа сознания, как известно, отвлекает подсознание, в первую очередь оздоровительно- материнские функции. Тем ни менее, в русле нашего практического образования, это можно исправить, так как практическая память более устойчива именно в подсознании, как основе организма.

Поэтому, как только девочка приступает к изучению трудной темы, её внимание надо смещать с  теории на практику, что возможно даже для математики, например, переписать две-три формулы на листочки, и развесить на стенах, нарисовать графики. Причём, для мальчиков задание будет сложнее – самостоятельное выведение формулы, объяснение исходных для графика.  И конечно больше пользоваться ручными инструментами,  карандаши, линейки, циркули, транспортиры.  Не надо спешить с освоением компьютеров – там успехи появятся только у тех, кто имеет хороший материалистический задел. И не надо перепрыгивать через возраст – раннее обучение теоретическим основам только нарушит освоение этих основ.