Лук и камень

Юрий Панов 2
Спят, прогретые за день сутулые скалы,
Спит распластанный берег, безлюден и тих,
Если ты тишины и покоя искала,
Вот они, только нет, ты искала не их.

Василий Жуковский

Алтай. Каждый хотел бы там побывать. Как ни странно, многие жители сибирских равнин могли бы это сделать почти мгновенно, особенно если они живут на правом берегу Оби. На многие километры от южных гор  к северу протянулись каменные полуразрушенные  хребты, до самого Томска. Порой камни скрытно ползут под землей и кое-где выходят на поверхность, обычно по берегам рек. Местные жители такие выходы  знают и почитают. Есть такой камень  и возле нашего поселка. Названия у него разные. Мне нравятся имя Змеиной Горы или Золотой Горы, хотя ни змей,  ни золота там нет, зато  можно встретить растения, обычные для алтайских высокогорий, например, удивительные луки. Посмотрите на фото. Этот крошечный лук в изящной розетке, пограничный житель  снежников и ледников Алтая и Саян, и судьба вдруг забросила его к нам на равнину. Конечно,  на голом камне он расти не будет, это профессия мхов и лишайников, но когда под действием мхов, ветра и солнца камень превращается в щебень, щебень скатывается по склону в ложбины, здесь-то и поселяется этот лук.  Ботаники называют такие растения реликтами или просто редкими видами и заносят в Красные книги. Маленький лук не терпит соседей и конкурентов, ему нужно много солнца и много пространства.  Да и кто любит расти на щебне? Маленький лук пионер, а все пионеры живут в другом времени и пространстве, эволюция их течет со скоростью несравнимой со скоростью равнинных братьев. И скорость эту могут уловить только ботаники последних лет. Маленький лук получил свое имя совсем недавно от Николая Фризена в честь другого ботаника Нинели  Водопьяновой. Но кто такие Водопьянова и Фризен?

 И Водопьянова и Фризен  были покорителями высокогорий Саян и Алтая, писали монографии и участвовали в грандиозных ботанических проектах, таких, как Флора Сибири». Они прилежно  и привычно  собирали  гербарии в экспедициях, куда посылал их ботанический сад Новосибирска. Но когда началась перестройка,  Водопьянова умерла, а Фризен уехал в Германию в другой ботанический сад, и там для него началась совсем другая ботаника, ботаника молекулярная. Растения стали различать не только по гербарным листам, но и по ДНК. Ядерное вещество  можно добыть даже из гербарного листа, но все-таки растения не животные, у которых ДНК можно извлечь из обрезка волоса, масса образцов растений должна быть большой. Извлечь ДНК из растений  с использованием дорогих препаратов сначала было трудно, еще труднее было написать научную статью, на это требовались десятки тысяч евро. Даже сегодня полностью воссоздать геномы получилось только у главных хлебных культур, таких, как пшеница и ячмень. Но Фризен был главный специалист по лукам Сибири и он научился различать луки по ДНК, правда,  всего лишь по фрагментам. Но и фрагменты ДНК, это ценность, информацию о них собирают и хранят в специальных банках, не менее важных, чем гербарии.  Фризен научился работать с ядерным веществом и порой приезжает в Сибирь, чтобы поделиться опытом с коллегами.

Когда умирает поэт, его имя живет в строчках, названиях  пароходов, когда умирает ботаник, его имя живет в названиях растений. Такой чести удостоились исследователи Алтая  - Ледебур, Бунге, Крылов, Паллас.  В честь Водопьяновой назвали четыре вида: сокольницу, щучку, гвоздику и …    наш маленький лук. Лук Водопьяновой житель гор Южной Сибири. Именно в этих горах центр происхождения луков. Конечно, наш любитель скал, камней и россыпей очень редок и не каждый ботаник его видел, тем более фотографировали, однако, он живет возле нашего поселка на Змеиной Горе! Чтобы найти его на Алтае нужно точно знать места, где он скрывается. Когда-то я в группе туристов штурмовал Белую Гору  в Усть-Кане, поднимаясь по бесконечной деревянной лестнице к выемке в скале, которую почему-то называют пещерой. Правда,  вид на Уймонскую долину открывается из нее незабываемый.  В это время рядом на камнях блаженствовали крошечные розетки лука Водопьяновой, но я об этом не подозревал. Зато возле дома я мог рассмотреть его и цветущим,  и с семенами. Золотая Гора это маленький Алтай, маленький лук это свидетель великих доледниковых эпох и великих  ботаников. И хорошо, что этот лук не едят, слишком редкий, разве для альпинария пригодится.  И , хорошо все-таки попасть на настоящий Алтай!