Меркантильная мать и сестры

Анна Медь
— Галя, помоги, пожалуйста, — хриплым голосом просила Катя сестру по телефону. — Всего на пару дней, надо за Маришей посмотреть.

— Конечно, Катюша, перекинь мне десятку.
Катя подхватила какую-то заразу и не могла даже встать с постели, а помощи просить было не у кого.
— В смысле? — не поняла Катя, с температурой соображалось плохо.
— В смысле десять тысяч, и я приеду. На дорогу надо, дома какие-то деньги оставить надо.
— У меня нет денег, Галя, только на дорогу могу тысячу перевести.
— Ой, Катя, я вспомнила, у меня срочные дела, некогда, в общем. Позвони кому-нибудь другому.
Катя услышала быстрые гудки, сестра отключилась. И с чего она вообще решила, что ей помогут сестры?

Живут они в деревне, за скотиной присматривать надо, огород сажать и поливать, дом в порядке держать. Работы, в общем, много, оторваться даже на денек не могут.

Молодая женщина лежала в кровати под теплым одеялом и успокаивала себя. Она каждый раз саму себя уверяла, что ее любят сестры, любит мама, но что-то уже в это не верилось.

Катя родилась в небольшой деревне и была третьим ребенком в семье, две сестры были ее старше на пять и на три года. Младшая среди всех выделялась, в школе училась на одни пятерки, ставила себе планы и цели, много училась и маме сразу заявила:

— Окончу школу, поступлю в институт, найду хорошую работу и буду тебе помогать.

Мама только по голове гладила дочку и смеялась тихонько, мало кто из их деревеньки уезжал в город, чаще оставались работать в колхозе, даже не поступая в техникум.

Старшие собирались поступить так же, как все. Зачем учиться, если и так можно жить?

Вон мать у них с образованием в пять классов и ничего, нормально живет. Но Катя оказалась очень упрямой, в десятом и одиннадцатом классе она каждую копейку откладывала, а как окончила школу, уехала в город поступать.

Поступила, училась и работала, сама себя обеспечивала. Мать сразу сказала, что денег на ее прихоти нет, все равно будущее у нее только в деревне, Катя окончила институт и нашла работу.

Сестры молча завидовали, общение сошло на минимум, чаще обходились звонками. Катя старалась сама, приезжала в гости, привозила дорогие подарки, последний ее приезд был около года назад.

— Мама, я к вам с новостью, — рассказывала счастливая Катя. — Я замуж выхожу, квартиру в ипотеку взяла. Так что я теперь настоящий городской житель.

Сестры ничего не сказали, только завистливо посмотрели на сестру, смогла ведь! И откуда в ней все это?

Катя продолжала.

— А вам привезла пригласительные на свадьбу, она через месяц, — девушка светилась от счастья.

Она действительно влюбилась, и парень был хороший, ему, конечно, не так повезло, как Кате, работа была попроще, но это ведь не главное. Главное, что он ее тоже любит.

— Ты чего, Катька? — мама в своей манере всегда разговаривала грубо, никогда не подбирала слова, иногда даже могла матом покрыть. — Где нам денег столько взять? Это нам на дорогу надо, раз. Второе, на подарок надо, не можем же мы приехать и опозориться перед родственниками жениха. Ну и третье, нечего даже надеть. Город все-таки, а у нас только халаты и штаны.

— Мама, ну не переживай ты так. Я вам дам денег. Сколько надо? Давай посчитаем.

И они посчитали, вышла немаленькая сумма, но Катя на работе была на хорошем счету, поэтому и деньги у нее были. Она тут же маме выдала нужную сумму и счастливая уехала обратно в город.

Свадьба прошла хорошо, гостей было немного, зато весело. Красивая Катя в белоснежном платье всегда старалась держаться поближе к сестрам, чтобы они могли себя чувствовать увереннее. Подарок Катина семья тоже приготовила, точнее, заранее сама Катя им дала конверт, вот его и подарили.

Все остались довольны.

— У тебя хорошая семья, дружная, — ответил муж после праздника. — И подарок хороший сделали, у моих столько не было.

— Да какая разница, сколько подарили! — Катя не стала рассказывать, откуда деньги.— Главное, что все родные нам люди были рядом сегодня.

Время шло, у Кати рос животик, они так никому и не сказали, что брак был не по большой любви, а больше из-за ребенка.

— Катюш, у меня идея, — муж вернулся домой немного раньше. — Впереди майские праздники, может, соберем всех родственников снова? Так хорошо в тот раз посидели. Снимем домик какой-нибудь в пригороде, отметим по-семейному. Заодно расскажем о пополнении в нашей семье.

— Хорошая идея, я позвоню маме, — сказала Катя, но все же стала переживать, что мама может отказаться. — Может быть, хоть сестры согласятся?

И в этот же вечер Катя позвонила маме.

— Мам, мы с Ромой хотим вас позвать на майские праздники в город. Снимем домик небольшой, отдохнем по-семейному, он свою семью позвал. Мне бы очень хотелось с вами провести время.

— Катька, чего удумала? Какой домик? Откуда деньги? Там подарки надо всем, — мама была не в восторге, но тут же нашла выход. — Хотя, если ты нам переведешь.

— Мама, я не знаю, посмотрю, сколько у меня денег.

— Ну что? Ты говорила с мамой? — Рома зашел в спальню. — Мои уже собираются, даже тетю в этот раз с собой берут.

— Это отлично! Мои тоже будут, — не найдя, что еще ответить, сказала Катя.

Ей было неловко говорить про то, что денег нет, подарков нет.

На следующий день Катя с мамой снова считали, сколько им потребуется денег. Затребовали сумму нисколько не меньше, чем на свадьбу. Катя на этот раз скрепя сердце снова перевела большую сумму.

Лишь бы родственники оказались рядом в этот праздник.

Майские праздники прошли хорошо, но они закончились, и молодые вернулись в свою небольшую квартирку.

— Катюш, я потратился. Не можешь мне денег дать? Мы же семья, и бюджет вроде как общий, — Роме было неприятно просить деньги у жены, но он точно знал, что Катя откладывает на роды и для малыша. — А через неделю у меня аванс будет.

Катя немного смутилась, она сначала растерялась, что ответить? У нее совсем не осталось денег, так копейки, но все же она боялась об этом сказать мужу.

— Конечно, сколько нужно? — выдавила из себя девушка.

— Да пару тысяч хватит, мне только на бензин.

Катя с облегчением выдохнула и перевела мужу деньги, он ничего так и не узнал. Вскоре снова возникла ситуация, когда мужу понадобились деньги, но уже более крупная сумма. Кате пришлось отказать, причем не объясняя причин, она так и ответила:

— Денег нет, но не могу рассказать почему.

— Ничего не понимаю, — Роме было неприятно, что жена что-то скрывает. — Дорогих вещей у нас в доме не появлялось, продукты покупаю я. Куда ты все потратила?

Катя только надула губы и ничего не ответила.

Мужчина тоже обиделся, с этого момента в доме стало царить молчание, каждый думал о своем. Кате было стыдно, ужасно неудобно, но отказать матери она не могла.

Звонки с просьбами о деньгах были регулярными:

— Катюша, выручай, — говорила мама ласковым голосом. — Только ты можешь нам помочь.

— Мам, — девушка уже знала, что маме нужны деньги, ведь это был не первый звонок, и если раньше мама объясняла, куда деньги и для чего, то последние разы просто говорила выученное слово «выручай». — У меня только деньги на малыша, мы откладываем, ты ведь знаешь.

Мама это прекрасно знала.

— Доченька, мы не сможем без твоей помощи. Обещаю, мы все-все отдадим.

И Катя переводила снова и снова, конечно, обратно она не просила, а отложенные на малыша деньги постепенно заканчивались.

— Катя, где деньги? — муж не вытерпел, они собирались покупать вещи на будущего ребенка, а оказалось, что денег нет. — Ты хоть понимаешь, что мы их откладывали на дочь?

Катя исподлобья смотрела на мужа и молчала, ей было стыдно рассказывать. Она сейчас ощущала себя маленьким ребенком, который натворил что-то нехорошее.

— Что ты молчишь? — мужчина еле сдерживал себя.

Он подошел к жене и, чтобы привести ее в чувство, потряс за плечи. Катя подняла глаза и посмотрела на Романа, поняла, что теперь промолчать не получится.

— Я маме их дала, — еле слышно сказала она.

— Маме? — казалось, Рома успокоился. — А сразу-то нельзя было сказать? К чему это молчание?

Он даже улыбнулся, и Катя с облегчением выдохнула, тоже улыбнулась и добавила:

— Прости, я думала, что ты будешь против.

— А я столько себе уже в голове напридумывал, ты даже не представляешь, — Роман засмеялся.

Смех утих, и мужчина приобнял жену.

— Когда твоя мама отдаст долг? Нам ведь нужно спланировать поездку за кроваткой, коляской и всем остальным.

Катя поняла, что рано успокоилась, она смогла лишь выдавить из себя:

— Никогда…

— То есть как это никогда? — Роман отошел от жены. — Звони ей, говори, что тебе нужны деньги, пусть хотя бы частями.

Катя молчала.

— Тогда я сам позвоню, — не унимался Рома.

— Не надо, — голос Кати стал громче и увереннее.

— Тогда ты звони, — не унимался мужчина.

— Я не буду, это моя мама, и я буду ей помогать столько, сколько посчитаю нужным.

— А я, значит, должен обеспечивать и тебя, и ее? Нет, так не будет. Или ты звонишь и просишь вернуть все деньги, или… — он на мгновение замолчал, придумывая, что бы такое сказать. — Или мы разводимся. Я не соглашался содержать твою семью!

Катя снова опустила глаза, она все понимала абсолютно, но не могла она позвонить матери и сестрам. Да и отдавать им было нечем, разве большие зарплаты в деревне?

А общая сумма была не такой и маленькой, на эти деньги уже можно было купить автомобиль отечественного производства.

— Я не буду просить у матери денег, — негромко сказала Катя.

Она надеялась, что Рома ее поймет, позлится и забудет, но муж не стал долго думать, собрал вещи и ушел. Он тоже надеялся, что сейчас жена позвонит маме и напомнит про долг.

Этого не произошло, и у Романа началась новая жизнь, Катя ему не надоедала и не звонила.

Каждый сделал свой выбор.

Когда родилась дочь, Рома купил все необходимое, молодая мама была ему за это благодарна.

— Кать, — Рома приехал, привез для дочки все, что просила Катя. — Тут все необходимое, даже больше. Я, в общем, женюсь снова, мы уезжаем в отпуск на месяц, так что пока не смогу приезжать. Справишься без меня?

— Конечно, — грустно ответила Катя.

Было обидно, что ее муж, теперь бывший, снова счастлив.

— Кать, давай так, пока меня не будет, вот номер мой сестры Ани. Ты помнишь ее?

— Угу.

— Если что, звони ей, она всегда поможет.

— Да что может случиться? Ты как будто на десять лет уезжаешь, — хотела пошутить девушка, но вышла у нее это плохо.

Рома попрощался и ушел.

Не прошло и недели, как Катя слегла с температурой, а дома маленькая дочка, которая требует внимания и много сил. Сил не было совсем, Катя еле вставала с кровати, и первое, что она сделала, позвонила своей маме.

— Мама, мне очень нужна твоя помощь, — прохрипела Катя в трубку. — Рома уехал отдыхать, а я заболела. Надо с Маришей посидеть хоть денек.

— Ой, Катя, совсем некогда. У меня корова отелилась, позвони Гале.

Мама отключилась, а Катя набрала номер Галины, но Галя оказалась. Хотя, если говорить правду, Галина согласилась, но только за деньги, а с деньгами в последнее время у Кати было туго.

Катя не расстроилась, ведь у нее была еще сестра Даша, она точно не откажет.

— Даша, привет. Ты как? — на этот раз Катя решала начать издалека.

— Да нормально, — ответила небрежно Даша.

Она, в отличие от сестры и мамы, не занималась хозяйством, работала в небольшом деревенском магазинчике и то не каждый день.

— Чем занимаешься?

— Да ничем таким, у меня два дня выходных, думаю, может быть, на речку пойти, позагорать. Да и Генка в гости звал, может, сходить, — хихикнула Даша.

Катя поняла, вот он ее шанс спокойно отлежаться.

— Даш, не могла бы ты посидеть с Маришей? Я плохо себя чувствую.

— Ой, Кать ты это чего придумала? Ты там, а я тут. Далеко ведь.

— Только денечек, — про пару дней Катя уже и не думала. — Рома уехал, не может никак.

— Кать, ты извини, но и я не могу. У меня, вообще-то, свои планы. Хотела на шабашку сходить, там картошку копают, денег все-таки надо, сама понимаешь, скоро осень, надо денег подзаработать на новую куртку. Вот если бы ты заплатила…

— Ладно, Даша, я поняла, тебе некогда. Пока.

Катя грустно вздохнула. Молодая мама вспомнила про Аню, номер которой ей оставлял Рома, просить было неудобно, но и выбора уже не было.

Ане было всего восемнадцать, у нее наверняка свои планы.

— Аня, привет, это Катя, бывшая жена Ромы, — начала неуверенно Катя.

— Катюша, привет. Я тебя узнала, — жизнерадостным голосом сказала девушка. — Что-то случилось?

— Да, мне очень неудобно, но нужно, чтобы кто-то посидел с Маришей. Ты бы не могла?

— О чем разговор? Конечно, через час буду.

— Ань, только это на весь день.

— Ничего, планы подождут, — отвечала быстро Аня.

— И у меня денег нет.

— Кать, тебе нужны продукты или что-то для малышки?

— Нет, Ань, ты неправильно меня поняла, у меня нет денег тебе заплатить, — тихо сказала Катя.

— Ты вообще о чем? Зачем мне платить? Мы родственники, ты родила мою племянницу, какие деньги? Да мне за счастье будет посидеть с племяшкой!

Аня приехала через час и несколько дней сидела с Маришей и заботилась о Кате. Катя это запомнила, маме и сестрам деньги больше не отправляла, выводы она сделала на всю жизнь