Избиение младенцев и бегство в Египет

Игорь Лощинин
Как указывалось выше,  Иисус не мог бы считаться Мессией Израиля, если бы это не подтверждалось Библейскими пророчествами .
В одном из основных пророчеств  говорится, что Мессия потомок царя Давида, должен родиться в том же городе, что и Давид . в Вифлееме ( Мих 2:5). Однако, поскольку родители Иисуса были из Назарета и в Назарете рос и воспитывался сам Иисус, где всю семью хорошо знали местные жители,Лука сообщает, что исконным и постоянным местом  жительства  семьи был именно Назарет и что  лишь вследствие переписи они оказались в Вифлееме, где и родился Иисус, «согласно пророчеству» . После рождения через 8 дней Семейство вернулось в Назарет. Ни о каком бегстве в Египет и «избиении младенцев»у Луки нет ни слова.

Матфей вопрос о  рождении   Иисуса в Вифлееме  описыает иначе.  Родители Иисуса до Его рождении,  жили в Вифлееме и лишь после   ряда  событий, произошедших «согласно пророчествам»,которые должны подтвердить мессианство Иисуса, Св.семейство переехало в Назарет.
 В конечном счете , Матфей , как и Лука «доказывает» рождение Иисуса  в Вифлееме.
При этом Матфей вплетает в свой рассказ    события, которые   большинство исследователей считают  неисторическими и вымышленными не в меньшей, но даже в большей степени, чем  история с переписью , описанная  в Евангелии от Луки.
Во второй главе  Евангелия от Матфея подробно рассказывается об этих событиях и их связи с ветхозаветными пророчествами .

      Царь Ирод, «встревожился», узнав о приходе волхвов с Востока, чтобы поклониться родившемуся Младенцу, Царю Иудейскому, и призвав   первосвященников и книжников, получил информацию  о том, что в Вифлееме, согласно пророчеству, действительно ,должен родитья  Царь. Опасаясь посягательств на трон, Ирод  готовится  убить Младенца. Но тут вновь является Иосифу во сне Ангел
и призывает его немедленно бежать с женой и Младенцем  из Вифлеема в Египет от гнева Ирода, который хочет погубить  Сына, и находиться там до получения новых указаний. Иосиф немедленно  отправляется в Египет , а Ирод в бешенстве «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже» (Мф 2:16).
      Тут Матфей  сообщает об исполнении еще  двух пророчеств. Семейство пребывает в Египте  до смерти Ирода , пока Ангел ( все тот же?) как и прежде, во сне является Иосифу в Египте , сообщает о смерти Ирода и велит идти в Землю Израилеву (2:20).  И это также совершается «согласно пророчеству»: «из Египта воззвал Я Сына Моего»(  Ос.11:1).У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но согласно церковному толкованию: «так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа.»

А в это время  «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо мх нет». В избиении младенцев с Матфей видит исполнение пророчества Иеремии: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание» (Иер. 31:15). 
Этими словами пророк Иеремия описывал бедствия и скорбь иудейского народа, отводимого на смерть в вавилонский плен .  Матфей  использует это пророчество как «прообраз»   гибели  младенцев в Вифлееме.

И вот , наконец,Иосиф с семьей «поселился  в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется» (2:23).  В  последнем случае ссылку на «пророка» найти не удалось даже отцам Церкви, но наверно, Матфею  она была известна.

      ОДНАКО о злодействе Ирода, тщетно пытавшегося разыскать Младенца Иисуса, НЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО УПОМИНАНИЯ ни в одной иудейской, христианской или римской хронике той эпохи, хотя об Ироде Великом, царе Иудейском, самом знаменитом иудее во всей Римской империи, написано очень много. Приказ Ирода об избиении младенцев нельзя  считать историческим фактом.  Даже Иосиф Флавий, подробно повествующий о жизни Ирода Великого , ни слова не сообщает о подобном  злодеянии.  Только отцы Церкви  лишь повторяют рассказ Матфея.

Что касается личности Ирода, он был предметом всеобщей ненависти, о его  преступлениях ходили самые ужасные слухи. Известно, что он казнил свою жену,тещу, трех сыновей и многих других родственников. Последние годы его жизни были  непрерывной цепью  жестокостей и кровопролитий. В этой атмосфере могла  сложиться легенда об избиении младенцев. Можно даже  указать истоки этой легенды. В этом может «помочь» сам Матфей, который всегда заботился, чтобы все  рассказанное им было как бы исполнением  пророчеств Ветхого Завета.  Выше приведен пример, когда скорбь матерей, у которых Ирод убил младенцев,  Матфей описывает словами иудейских матерей, оплакивающих  судьбу своих детей, угнанных Навуходоносором в  Вавилонию в 586 г до н.э (Иер 31:15).

       В истории с избиением младенцев явно прослеживается аналогия  с похожим ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Иисус-это «второй Моисей» . Согласно  библейской легенде, фараону приснился сон, который волхвы истолковали как предостережение о том, что Египту грозит смертельная опасность со стороны  еврейского ребенка. Тогда фараон велел убивать всех еврейских детей  мужского пола, но Моисея удалось спрасти .

То. что Матфей  в своем повествовании о бегстве в Египет родителей Иисуса  имел в виду  именно бегство Моисея ( Исх 2:15), следует из того, что  возвращение Иосифа после смерти Ирода обЪясняется таким же выражением, как и  возвращение Моисея после смерти фараона : «И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих и, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую» ( Исх 4:19.20) . У Матфея: « И говорит (Ангел Господень):встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» ( Мф 2:20) .   Матфей по-видимому считал, что если «избранный» народ вышел из Египта, то и Мессии надлежало также выйти из Египта. В этом он видел осуществление пророчества : «Из Египта вызвал сына Моего» . Хотя под «сыном» пророк подразумевал не Мессию, а Израильский народ, у Матфея Бог через Ангела вызывает Иисуса из Египта….

Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что вся история о бегстве Св. Семейства в Египет является не историческим фактом, а богословской конструкцией.