Бери да помни и Водяная

Гедеон Янг
#кинообзор, #БериДаПомни, #Водяная, #этно, #религия, #мистика, #психодрама

Две оригинальные картины с ярко выраженным этническим колоритом – а именно татарским.

«Бери да помни» - шутливая игра в куриную косточку - Ядещ, которая спасает маленького Ильхама от душевной травмы из-за трагически погибших родителей, а его бабушку и дедушку, как и всю татарскую деревню, куда мальчик приехал погостить – от обычного затяжного кризиса и выводит их существование в новое русло. Бабай Расим – дедушка Ильхама если и не бросает пить, то чинит машину, оживляет пасеку и наконец, спустя пятьдесят лет делает бабушке Суфии предложение. Их племянник Рашид открывает кафе, о котором долго мечтал, а его отец Ришат с помощью фандрайзинга собирает в интернете деньги на ремонт школы. Наконец, местный участковый также исполняет свою мечту – становится стэндап-комиком. Этнический колорит в картине, пожалуй, минимален – он проявлен разве что именами действующих лиц да их прозвищами, ну и национальными блюдами – кыстыбыем и бузой.

«Водяная», напротив, ироническая фэнтези-драма всё с той же социальной подоплёкой. Неполная семья из одинокой матери с двумя маловатыми – и, прямо скажем, дебиловатыми детьми приезжает в татарскую деревню, откуда мамаша Алсу родом, на похороны её отца. Сразу вскрывается, а потом и разворачивается застарелая семейная драма - Алсу когда-то выгнал из родного дома тот самый скончавшийся отец из-за её выбора заносчивого городского жениха. Того, в свою очередь, избил её брат Тимур и чуть было не сел в тюрьму и с тех пор затаил зло на сестру. Последняя закономерно осталась одна с детьми, а из-за успешной, но ответственной работы отдалилась от детей. Последние же просто очарованы новой женой своего дяди Ляйсан – добрейшей красавицей и праведной мусульманкой.
Но внезапно – то есть в первую же ночь мать мальчиков похищает то ли ведьма, то ли «водяная», то ли русалка, причём национальная, татарская – Су Анасы. С этого момента ситуация превращается в мистический триллер – детки отчаянно пытаются спасти мать. Неожиданный финал, так и быть, не буду раскрывать, лишь добавлю, что отношения в семье налаживаются. Этнический компонент представлен не только разговорами на татарском с сопутствующим переводом и национальной мифологией, а религиозный – аятами из Корана на стенах да истовой уразой Ляйсан и настоящим муллой, хоть и деревенским (он даже вырезает деревянные статуи татарских бесов и молится за приболевшего Тимура). В остальном деревня мало чем от русской – даже на столе банальная картошка и русский самовар, а на неприлично голых плечах постящейся Ляйсан – коромысло с ведрами.

Как сообщают национальные татарские ресурсы, фильм «Водяная» снят по мотивам произведений Каюма Насыри – знаменитого татарского мыслителя и этнографа 19 века. «Каюм Насыри путешествовал по деревням Поволжья и записывал народные сказки; именно он впервые детально описал таких героев татарского фольклора, как Див, Шурале и Водяная. Хотя создатели фильма перенесли действие в наше время, в основе сюжета лежат именно истории из этнографических очерков 19 века. Значительная часть фильма «Водяная» снималась в татарской деревне Большие Ачасыры, в том числе в доме-музее, где жил сам Каюм Насыри.  Уникальные костюмы героев разработали на основе старинных народных одежд и использовали подлинные монисты и вышивку конца 19 века».