Наши учителя. Прокопий Алексеевич

Валентина Колбина
               
  Жили мы недалеко от школы, чуть не в самом центре посёлка. Некоторые учительские семьи были почти нашими соседями. Самым ближайшим был учитель физики Мартынов Прокопий Алексеевич. Жена его, Зоя Алексеевна, работала медсестрой в районной больнице, детей у них не было. Приехала семья из глухой деревушки Верхняя Тыжма, откуда позднее прибыли к нам в 9-й класс несколько учеников.
 Внешность Прокопия Алексеевича была примечательной. За свои белые волосы, не седые, а именно белые, он сразу получил прозвище «Сметана». Невысокого роста, энергичный, он всегда был тщательно одет и причёсан. На уроке частенько приглаживал свою чёлку рукой или прибирал непослушные волосы маленькой расчёской, которую носил в верхнем кармане пиджака.
 Сколько помню, он никогда не носил тёмные костюмы. Серые и только серые. Светлая рубашка и обязательно тёмный галстук.

  Когда от нас уехала Людмила Алексеевна, все переживали, кто же станет нашим классным руководителем. И вот первого сентября к нам вошёл Прокопий Алексеевич.
Его знали. Физику он вёл с шестого класса. Спокойный, с чувством юмора, он уверенно вёл свои уроки, в кабинете было интересно все теоретические знания закреплять опытами. Я с удовольствием ходила на физический кружок. Название, к сожалению, забыла.
  Помню, как мы монтировали полупроводниковый радиоприёмник. Отец привёз мне из Ижевска целый комплект деталей, которые надо было собирать по схеме. И собирала, и получалось. Это был полезный практикум для начинающих радиолюбителей.
А сколько полезного получали мы на уроках физики. Разобрать плитку или утюг было для меня простым делом. Тогда они были с спиралями и керамическими изоляторами. И найти неисправность в розетке или выключателе трудности не вызывало.
***
  Как классный руководитель Прокопий Алексеевич не производил на нас большого впечатления. Вся воспитательная работа сводилась к изучению материала по предмету, плюс политинформации. В походы и на экскурсии, например, мы ходили с любимым физруком Николаем Петровичем.
  Экзамен по физике ждала с трепетом. Материал знала, тем более, многолетние занятия в кружке давали какой-то запас прочности. Из двадцати пяти билетов не учила один – тринадцатый. Не любила и не понимала тему «оптика». Вторым вопросом в билете была тема «полупроводники» и обязательная задача. Вот из-за первого вопроса по оптике не стала учить билет полностью.
 
  Есть такой закон подлости. Вот тут он и сработал. Первым вышел Володя Запольский и взял пятый билет. Я за ним, надеясь, что соседний будет четвёртый или шестой. Вытащила… тринадцатый. Сразу бросила обратно на стол.
Ассистент, учитель физики, который у нас не преподавал, моментально пробасил: «Какой билет бросила?»
  Можно было бы соврать, сказать любой номер, тем более, до нас с Володей никто не выходил, но страх сковал всё тело от головы до ног.
    –  Тринадцатый.
    –  Вот и бери тринадцатый.
  Пришлось порыться, взять злополучный билет. Села, сжалась, еле слёзы сдерживаю. Прокопий Алексеевич пришёл на выручку.
    – Что там?
  Посмотрел и удивился:
    – Ты чего, Валя, тут же полупроводники. Ты же собирала приёмник.
    – Тут оптика, – произношу шёпотом.
    – Ничего, соберись, у тебя всё получится, – учитель похлопал по плечу и отошёл к комиссии.
 
  Отвечала правильно, но страх и напряжение так и не прошли. Ассистент задал несколько вопросов. В итоге четвёрка. Обидно было. За все годы обучения по физике выходили годовые пятёрки. 
  Плакала дома долго и безудержно. Душила обида. Уверена была, что один билет из двадцати пяти можно было и не учить. Но получилось, что ошибалась.
  Вот так мои две четвёрки на экзаменах по физике и геометрии не дали мне возможности получить серебряную медаль.
  А Прокопий Алексеевич остался в памяти не только как учитель физики и классный руководитель, но и как наш сосед – хороший хозяин и семьянин.

 На фото: !966 год. Наш 10 "Б"