Дракошки Геометрика

Аркадий Куратёв
Тему я позаимствовал из поста ученого - социолога, посвященному дискутируемому образу «советского человека» или попросту любимому мною обывателю. Оговорюсь – автор  - человек серьезный и мой текст будет вне границ социологии, которой он занимается. Словом – это не очередное «письмо ученому соседу, но набор моих личных фантазий о чём - об упомянутой геометрике - уж очень она мне понравилась.
Выглядит это обобщение следующим образом: «У меня есть одна, даже не очень завиральная, идея – об обратной трансформации, эволюционной петле, которую совершает Россия. Не только моя идея, ее еще называют деэволюция, реверсный процесс и т.д» В завершающей стадии реверсного процесса присутствует спирать. Это понятно – геометрика Георга Гегеля, открытая им в первой половине 19-го века, стала классическим понятием для ученых мужей: легко, доступно, наглядно.
Но – коль скоро речь идет о сущности обывателя советского типа и сохранности его мировоззрения спустя тридцать лет после падения Берлинской стены (прошу меня простить – перестройку упоминать жутко надоело, да и неровен час…), хочу обратить внимание на одно обстоятельство: спустя несколько десятилетий после кончины Гегеля другой немец – Август Мёбиус предложил городу и миру простейшую неориентируемую поверхность в виде ленты, которую и назвали в его честь. Очевидно, что не он первый обратил внимание на эту геометрику, ибо её изображение нашлось на мозаике древних римлян III века нашей эры. Это не умаляет заслуги Мёбиуса; другое дело, что Гегель о этой геометрике не знал. Если бы знал, мог бы воспользоваться.
 На мой взгляд, она куда более органична в плане наблюдения за ориентацией «совка».
Двигаться по ней можно бесконечно долго, будучи твердо уверенным в правильности избранного пути. Как на грех вчера перечитывал «Окаянные дни» И,А.Бунина – аналогий с нашим днями пруд пруди, а язык изложения выше всяких похвал. Потом заглянул в «Несрочную весну», в то место где Бунин написал про поездку в усадьбу Орловых – Давыдовых «Отрада», в Семеновском. Эх, время, времечко – спустя каких-то пятьдесят лет я прожил в ней два полных года. Нынче это графские развалины…
Что касается обратной трасформации, то тут есть определенный резон. Возьмём электричество: обыватель в ходе своего существования широко использует низкое напряжение. Все электроприборы работают исключительно на нём. За красной линией,  которую грозно стережет сам трансформатор, находится высокое напряжение, от которого обывателю следует держаться как можно дальше. Высокое напряжение, если проследить путь его подачи, приведет нас к источнику, генератору. Вот это и есть наш светоч, наше можно сказать всё! То самое всё, без которого социум, как Черномор без бороды.
Теперь о реверсе. Возвращаюсь в совковые времена для того, чтобы вспомнить о замечательном фильме Александра Митты «Экипаж». Который лично и с большим удовольствием смотрел в кинотеатре – тогда ещё были. Как напряжено лицо первого пилота (Георгий Жженов) - труднейшая посадка, реверс и… самолет теряет хвост. Но люди целы – хороший конец, нужный! А техника – сделают ещё!
Ещё про ленту Мёбиуса: а что в середине? Сиденье. Неважно какое – трон, офисное кресло «Президент», войсковой барабан… Сиденье для Светоча! И что?
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?!
— Видала мышку на ковре!
И не больше! Войны, катастрофы, унижение бедных и безумие богачей, ложь, мздоимство и предательство – всё встречается на поверхности ленты. Но есть, полагаю и нечто доброе, значимое, нетленное во все времена. Такая вот геометрика.