Алиса Бруновна Фрейндлих вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Алиса Бруновна Фрейндлих (вторая часть — окончание)

В результате, к А.Б.Фрейндлих пришли всесоюзная слава и любовь зрителей всей нашей страны. Фильм имел колоссальный успех, став в 1978 году лидером кинопроката: его посмотрели тогда свыше 58 миллионов зрителей. В 1979 году он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а Алиса Бруновна за роль Людмилы Прокофьевны Калугиной была признана лучшей актрисой 1977 года по версии журнала «Советский экран». Эта роль стала ее визитной карточкой, А.Б.Фрейндлих называет ее одной из самых любимых, поскольку она полностью распахнула перед ней дверь в большой кинематограф.

А после этого фильма А.Б.Фрейндлих повезло в очередной раз: в 1978 году она приняла участие в съемках нового трехсерийного музыкального приключенческого телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера», создаваемого на Одесской киностудии. Я не случайно написал «повезло», поскольку режиссером этого фильма был Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич, человек необычайно талантливый и великолепно образованный. Я имею полное основание так его охарактеризовать по той причине, что убедился в этом в далекой юности, когда познакомился с ним еще в школьные годы. Мы оба были ташкентцами, учились в одной и той же школе №50, а затем в одном и том же институте САзПИ. Хотя мы набирались знаний на разных факультетах, наши пути довольно часто пересекались, было немало общих друзей и приятелей.

В этом фильме Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино. Она создала образ таинственной королевы Анны Австрийской — супруги французского короля Людовика XIII, причем Георгий Эмильевич задолго до начала съемок был свято убежден в том, что эту роль должна играть именно она. И он не ошибся. Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».

Однако перед началом съемок у Алисы Бруновны возникли затруднения: она никак не могла понять, как именно нужно играть королеву по той причине, что ей не удавалось уяснить, зачем той понадобилось дарить подвески своему любовнику герцогу Бекингему. Только после того, как Г.Э.Юнгвальд-Хилькевич объяснил Алисе Бруновне, что Анна была полуиспанкой-полуавстрийкой, в связи с чем она и подарила эти подвески герцогу Бекингему в отместку королю за свои унижения, поскольку единственное, чем она могла задеть мужа — это передарить его подарок. Испанское проявление непокорности, наряду с австрийской холодной расчетливостью. После такого объяснения актриса восхитительно исполнила свою роль. Кстати, история с подвесками имела место в реальной жизни, ее Дюма обнаружил в записках политического деятеля Франции герцога Франсуа VI де Ларошфуко, друга королевы.

Телепремьера фильма на Центральном телевидении состоялась 25 декабря 1979 года. Об этом событии годы спустя очень интересно высказался сам Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич: «Картина вышла под Новый год. К премьере «Мушкетеров» буквально вся страна — и пьяные и трезвые, и старые и молодые — уже распевали «Пора-пора», неизвестно как просочившееся в гущу народа. А критика фильм просто уничтожила. Про него писали только гадости, говорили, что это недолговечно, что фильм скоро умрет, а песни из него никто не запоет… А потом, через три года, картину вдруг стали хвалить и все начали задыхаться от любви и восхищения». Сегодня этот фильм считается классикой отечественного кинематографа.

В 1990-х — 2000-х годах вышли на экраны три продолжения фильма:
1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»,
1993 — «Тайна королевы Анны или Мушкетеры тридцать лет спустя»,
2008 — «Возвращение мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини».

На мой взгляд, удача сопутствовала Алисе Бруновне и в тот момент, когда ее кандидатуру утвердили на главную роль в детективном сериале «Женская логика 1-5», создаваемом ТВ Центром Киностудии имени С.Ф.Бондарчука киноконцерна «Мосфильм» в период с 2001 по 2006 год кинорежиссерами Эльдором Магоматовичем Уразбаевым и Сергеем Израилевичем Ашкенази по сценариям Марии Изольдовны Зверевой и С.И.Ашкенази, литературной основой которых явилось одноименное произведение признанного мастера российского детектива Виктора Алексеевича Пронина.

В этом телесериале Алиса Бруновна Фрейндлих создала образ Ольги Петровны Тумановой, редактора издательства, вышедшей на пенсию и страстно любящей читать литературные произведения детективного жанра. Но, как оказалось, она являлась не только заядлым читателем криминальных романов, но и обладателем собственного метода розыска преступников с помощью железного хода логичных рассуждений — женской логики. В этом ей охотно помогал старый друг Андрей Сергеевич Стрельцов, бывший разведчик, у которого тоже имелась своя прекрасная логика, в дополнение к которой у него сохранились и «нужные связи». Всякий раз, когда официальное следствие заходило в тупик, она просто не могла остаться в стороне от расследования, и успешно решала поставленную перед собой задачу поиска и нахождения преступника.

Роль А.С.Стрельцова великолепно исполнил Станислав Сергеевич Говорухин, киноактер, кинорежиссер, сценарист, общественный деятель, Народный артист Российской Федерации. Зрители приняли данный фильм с восторгом, поскольку Алиса Бруновна раскрылась в нем с иной стороны. Судя по всему, помимо громадного актерского дарования, ей в этом случае в значительной степени помогла достичь желаемого результата любовь к чтению детективной литературы, в чем она как-то призналась в одном из своих интервью. После съемок в данном телесериале Народную артистку СССР А.Б.Фрейндлих стали называть «отечественной мисс Марпл». Всего она приняла участие в съемках 57 фильмов и 17 телеспектаклей.

А теперь, как мне кажется, можно вернуться к продолжению описания ее жизни на театральной сцене БДТ. После трагической кончины Георгия Александровича Товстоногова, коллектив театра единогласно избрал своим руководителем Кирилла Юрьевича Лаврова, отвергая его доводы о том, что он актер, желающий играть, совершенно не имеющий режиссерского опыта и режиссерских амбиций.  

Время показало, что это было абсолютно правильное решение, поскольку он был человеком кристальной честности и высочайшей ответственности за порученное ему дело. Он мастерски решил вопрос режиссуры, привлекая к работе в театре хорошо известных ему высококлассных режиссеров из бывших республик Советского Союза, таких как Темур Нодарович Чхеидзе, Григорий Исаакович Дитятковский, Григорий Михайлович Козлов, Николай Николаевич Пинигин, Элмо Нюганен, Андрей Михайлович Прикотенко.

Алиса Бруновна начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях: «Коварство и любовь» (1990) Фридриха Шиллера в постановке Т.Н.Чхеидзе (леди Мильфорд), «Макбет» (1994) Уильяма Шекспира в постановке Т.Н.Чхеидзе (леди Макбет), «Калифорнийская сюита» (1999) Нила Саймона в постановке Н.Н.Пинигина (Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз), «Дядюшкин сон» (2008) Фёдора Михайловича Достоевского в постановке Т.Н.Чхеидзе (Марья Александровна Москалева), «Лето одного года» (2010) Эрнеста Томпсона в постановке А.М.Прикотенко (Этель Тейер) и др. Всего за свою жизнь Алиса.Фрейндлих сыграла на театральных сценах около 70 ролей.

Переход А.Б.Фрейндлих на работу в БДТ совпал по времени с третьим замужеством талантливой актрисы. На этот раз ее избранником стал актер Юрий Анисимович Соловей, с которым она ранее работала в Ленинградском театре имени Ленсовета, участвуя вместе с ним в очень популярном спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Генриховича Зорина, в котором она замечательно исполняла роль Гелены, а он — роль Виктора. Юрий Анисимович был моложе своей супруги на 15 лет (родился в 1949 году).

К великому сожалению, нельзя сказать, что их семейная жизнь была счастливой и безмятежной. Ю.А.Соловей был очень талантливым человеком, но на сцене он оставался на вторых ролях, его актерская карьера явно не сложилась, поэтому Юрия Анисимовича называли не иначе как «муж Фрейндлих», что его очень сильно тяготило, приводя к семейным скандалам. В 1990 году они развелись. Алиса Бруновна объяснила это событие следующим образом: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись».

Все те, кто хорошо знают Алису Бруновну, в один голос говорят о ее исключительной порядочности и доброжелательности. Вот как отозвался о ней Николай Максимович Цискаридзе, Народный артист Российской Федерации, ректор Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой: «Каждая минута, подаренная мне великой, очаровательной, нежной, трогательной, очень смешливой, ироничной, саркастичной Алисой, — это блаженство! Картошка с грибами именно ее авторства — лучшая! Божественная! Будь счастлива и сияй так же ярко!».

Лучшим подтверждением наличия у А.Б.Фрейндлих таких замечательных качеств может послужить информация о том, что она, в отличие от многих жен, прошедших через чрезвычайно неприятные моменты жизни, связанные с тяжелыми бракоразводными процессами, умудрилась остаться в добрых отношениях со своими бывшими мужьями, поскольку к ним она всегда относилась с теплом и уважением. 

Алиса Фрейндлих сыграла множество ролей в театре и в кино, но для большинства зрителей она остается легендарной «мымрой» из «Служебного романа» Эльдара Александровича Рязанова. Недаром этот выдающийся кинорежиссер написал впоследствии в своей книге «Неподведенные итоги» о ее работе в данном фильме следующие слова: «Не попасть под очарование Алисы Бруновны – женское, человеческое, актерское – было невозможно. Она стала любимицей всей нашей съемочной группы. Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие каких бы то ни было черт зазнайства или превосходства, наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная расположенность к людям — такова Алиса Бруновна в жизни».

Борис Пономарев