Как молодые учителя 90-х воспитывали хулигана

Михаил Филатов
 После окончания факультета иностранных языков педагогического института моим первым местом работы был ликероводочный завод, где я трудился в качестве грузчика. Конец 90-х, молодая семья, маленький ребенок, как говорится, не до жира, да и выбора особого не было. Через несколько месяцев я получил на этой работе серьезный перелом, на ногу упал паллет с упакованными в полиэтилен пустыми стеклянными бутиками. Когда мы его перевозил ручным погрузчиком с напарником, он накренился, и напарник подлез под него, решив поправить и стал просит помочь ему. В тот момент, когда я тоже залез, он выпрыгнул, я тоже попытался, но не успел и вся эта стеклянная масса приземлилась на ногу. В общем, я получил серьезный перелом, а разбирательство по факту установило, что мой коллега был пьян. Ко мне домой пришел мастер и уговорил простить и пообещал выплатить все премии и прочее. Я по молодости и неопытности не знал, что за подобные несчастные случаи на предприятии следует серьёзно наказание и выплачиваются совершенно другие средства, но так видно было суждено, что как только мне сняли гипс, я, хромая, поехал на родину и устроился работать обычным учителем французского языка в сельскую школу.
   В моей школе молодых учителей-мужиков было несколько: Александр преподавал математику, Сергей физику, Андрей физкультуру и второй Сергей русский язык и литературу. Мы очень быстро познакомились и на перемене после третьего урока собирались в физической лаборатории у Сереги, чтобы попить чай, а кто и покурить. Конечно, самой главной темой были наши ученики, а точнее их способности и поведение. Мне изначально повезло, потому что мои языковые группы- это половина класса и особых проблем с дисциплиной не было. Андрей – физкультурник тоже сразу правильно себя поставил и поддерживал дисциплину, как и Александр-математик, а вот у Сергея-физика был один класс 8-А, где, как он говорил, все отъявленные хулиганы и предводитель у них ученик по фамилии Репа. Этот Павел Репа был хорошо знаком всей школе, не только потому, что фамилия отражала его размеры, Как только он чувствовал слабину у человека, то сразу этим пользовался. Наш коллега Сергей был достаточно мягким и даже когда начинал злиться и кричать, это вызывало смех у всего класса, а Репа настолько обнаглел, что бегал во время урока физики по партам. Он его выгонял из класса, Павел начинал свистеть в замочную скважину, что вновь вызывало смех, его водили директору и проводили беседу, но этого хватало ровно на один урок. Мы, молодые учителя, вместе думали, как помочь нашему коллеге и однажды решение было найдено.
  В нашей школе работал учителем труда Вадим Иванович, который был уже пенсионером и поэтому воспринимал свою работу, как некое удовольствие, за которое еще платят. Он много лет преподавал и имел в своем арсенале несколько методов воспитания нерадивых учеников. Однажды, после уроков мы все собрались в его каптерке, где он предложил продегустировать настойку на маралевом корне со своего огорода. Настойка развязала язык всем и особенно Сергею, который сразу поведал о своей проблеме с Репой.  Вадим Иванович пояснил, что хорошо знает семью этого ученика и что особых способностей, к сожалению, у парня нет, но зато он любит физический труд, который приносит результат. Проще говоря, трудовик пояснил, что когда на уроке он (ученик) начинает валять дурака, тот даёт ему ножовку по дереву и отправляет во двор пилить поваленный большой ствол дерева на заготовки, или окапывать кусты. В общем, за хорошо выполненную работу Репа получает «отлично», устает и более не беспокоит. В общем, надо направить энергию ученика в правильное русло.
   И так мы, молодые учителя, собрались все вместе о порешали, что будем воспитывать Павла всем коллективом методом Макаренко и Вадима Ивановича, а проще – трудом. В понедельник мы его вызывали в учительскую и каждый пояснил, что при таких «успехах» в успеваемости у него все шансы остаться на второй год, чего он конечно не хочет, поэтому есть возможность получит заслуженные три балла, закончить неполную среднюю школу и пойти в ПТУ.
Начали с ремонта стульев и парт как раз в кабинете физики, затем Павел утеплял деревянные окошки в коридоре, но больше всего нему понравилось частить картошку в столовой, потому что за его еще в добавок кормили.  В результате, к концу года он заметно улучшил свою успеваемость и в итоге получил аттестат. На следующий учебный год он поступил в ПТУ на каменщика, после чего не раз приходил в школу и очень благодарил учителей за хорошую подготовку, говорил, что в училище он чуть ли не отличник, один из лучших. Я на тот момент уже служил и узнал об этих визитах от своих коллег много позже.
Сейчас, по прошествии многих лет могу сказать, что метод воспитания трудом эффективен не только для нерадивых учеников, но и глобально помогает в жизни. Только вот очень жаль, что в настоящее время его совсем мало используют, а ведь для многих, не зависимо от возраста и должностного положения, он мог бы быть очень полезен.