Футурология как экстраполяция истории. Часть 6

Лев Хазарский
 
 
В   войнах с колонизаторами, которые вели индейцы Северной Америки в 17, 18 и 19 веках, выпущенная из лука стрела весьма  эффективно поражала лишенного всякой защиты пехотинца. Лук достойно противостоял мушкету и в  лесных засадах, и в лобовых атаках конницы в прериях.
Однако появление сначала револьвера  с ударно-капсюльным замком и ударным составом для воспламенения заряда, а    затем и магазинных   многозарядных винтовок     окончательно убедило индейцев в преимуществе оружия бледнолицых.



В Азии ситуация оказалась ещё парадоксальней.  В середине 14 века, когда в Европе только появлялось огнестрельное оружие, китайцы вели освободительную войну против монгольских захватчиков. Пушки, ружья, бомбы, ракеты и огнемёты массово применяли обе стороны.
Но это вовсе не упраздняло использование луков. Ибо композитный монгольский лук ни чета, ни тисовому английскому, ни, тем более, индейскому.   Он выдержал конкуренцию даже с винтовкой в маневренных партизанских войнах. Его выдавил с поля боя лишь пулемёт «максим».
Заметим, что во время аннексии Тибета в 1959 году, повстанцы вполне успешно использовали против китайских войск также и луки.
И, что уж совсем на уровне фэнтези,  индонезийским войскам, оккупировавшим  Восточный Тимор в самом конце 20 века, местное население в условиях экваториальных джунглей гористой местности часто могло противопоставить только луки. Итог: Восточный Тимор обрёл независимость!
               
***

Коммерческая эксплуатация первого парохода началась в 1807 году. Вспомнив, с какой лёгкостью поезда выдавили с междугородных перевозок гужевой транспорт, легко предположить, что парусники были обречены на мгновенное вымирание. Но битва силы ветра с силой пара продлилась практически столетие. Ветер, хотя и с перерывами, дует везде и всегда. А на создание всемирной инфраструктуры поставок угля на основных морских путях ушли десятилетия.
Пока пароходы успешно плавали по рекам и жались к берегам в каботажных рейсах, на парусном флоте много чего произошло. Лишь два десятилетия спустя после постройки первого парохода появился наиболее совершенный парусник – клипер. Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость,   наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов позволили судну  развивать отличную скорость и превосходно удерживать курс.
 А работа клиперам нашлась быстро.



В Калифорнии обнаружили золото. Трансконтинентальную железную дорогу от Атлантики до Тихого океана сдали в эксплуатацию лишь через полтора десятка лет.  А за это время быстроходные парусники перебросили на Западное Побережье количество искателей удачи,  вполне сопоставимое с численностью десанта при высадке союзников в Нормандии летом 1944 года.
За калифорнийским золотом последовало австралийское. И здесь клиперы закрыли все невообразимо возросшие потребности в морском транспорте: «любой каприз за ваши деньги!».
 Но ещё больший доход приносила контрабандная торговля опиумом в Китае. Несмотря на запрет правительства Поднебесной, пройдохи всех мастей баснословно наживались на человеческом горе огромной страны.
В этическом отношении это было немногим лучше работорговли, которая в те годы  бурно процветала на атлантических линиях и приносила немалый барыш   судовладельцам. Клиперы    укомплектовывались командами отборных, высокооплачиваемых моряков-авантюристов, вооружались артиллерией.
 В этом смертельно рискованном деле   приходилось  выдерживать морские сражения не только с китайскими военными джонками, но и с малайскими пиратами, для которых опиум - очень ценный груз.
На обратном пути из Китая трюмы клиперов забивались чаем, товаром тоже весьма дорогим и прибыльным. Но никому и в голову не приходило опиумные рейсы называть чайными!



 В конце 1869 года вступил в строй Суэцкий канал, сокративший путь из Шанхая в Лондон на восемь тысяч километров. Парусники по каналу двигаться не могли и по-прежнему шли в обход Африки.
 В 1870 году из Великобритании в Китай прибыл первый пароход, преодолевший путь намного быстрее клипера.   Довольно скоро в Адене, Коломбо и Сингапуре появились специальные фирмы, которые без задержки снабжали транзитные пароходы углем. На основных торговых линиях парус  стал  уступать место паровой машине. Но ещё полвека быстроходные шхуны с небольшими экипажами эффективно конкурировали с пароходами на многих коммуникациях.
               
***   

Уже к концу пятого века в Европе рабский труд в реальном производстве    стал  окончательно не эффективным. Мы не ведём здесь речи о патриархальном рабстве Азии и Африки. Рабов заменили крепостные.
 Но в эпоху раннего капитализма, когда и крепостных-то почти не осталось, рабство возродилось.  Этому способствовало появление в колониях крупных плантационных хозяйств  в  условиях  тропического климата.
 Данный период затянулся на три с половиной столетия. И лишь очередной технологический виток, появление машин в аграрном производстве, вновь сделал рабство убыточным.
Однако понадобилась кровопролитнейшая Гражданская война, чтобы все жители США осознали это. Одни белые пачками убивали других, намереваясь на полях заменить негров машинами и механизмами.
Этот зигзаг Истории напоминает, что для социального Регресса нет никаких преград. Как здесь не вспомнить сталинские колхозы, которые, по сути, были восстановлением крепостного права.
               
***

В этих самых колхозах в немалых объёмах выращивали каучуконосный одуванчик кок-сагыз. СССР стал первой в мире страной, создавшей синтетический каучук, но натуральный был качественнее, и на наиболее значимых направлениях, особенно в военном деле, использовали его.
Закупать за валюту каучук, произведённый из сока тропической гевеи, СССР, избегая сырьевой зависимости от потенциальных противников, просто опасался.  А относительная экономическая эффективность производства кок-сагыза определялась практически дармовой рабочей силой в колхозах. Один в один повторялась история 18 и 19 веков, когда помещичьи хозяйства заваливали Европу сначала пенькой, а затем зерном, снижая себестоимость продукции за счёт «минимизации фонда заработной платы».
 Дальнейшее развитие химии позволило полностью отказаться от дорогого натурального продукта. Но новый рывок в биотехнологиях уже в наши дни опять  ставит кок-сагыз в повестку дня.
Одуванчик готов сказать своё слово не только о качестве, но и о цене на полях и США, и Канады, и России!
Тот, кому трудно оценить ситуацию, пусть вспомнит, с какого ничтожного уровня   свёкла начинала соревнование с сахарным тростником. И как много удалось добиться в этом, казалось бы, заведомо проигрышном деле.               
               
***      

Засуха 1946 года  и последовавший за ней голод способствовали появлению грандиозного плана преобразования природы в СССР. По масштабам развернувшихся работ во всей мировой истории не было ничего подобного.
Мало кто станет спорить:  во многом Советский Союз победил Германию ещё и потому, что каждая макаронная фабрика чётко знала, патроны, какого калибра она начнёт выпускать на второй день будущей войны. Так же поступили и на этот раз.
  Там, где позволяли климатические условия, то есть в южных регионах, в огромном количестве в лесозащитных полосах, кроме крайне засухоустойчивой белой акации,   высаживалась шелковица, или тутовник. Листья этого дерева, как известно, являются едой для тутового шелкопряда.
 Шёлк нужен был для парашютов огромного количества   десантных войск. Но едва шелковичные деревья подросли, советская промышленность наладила в достаточных объёмах производство, как нейлона, так и капрона.  Синтетика   не уступала натуральному продукту в качестве, речь идёт только о парашютах, но была разительно  дешевле. Обеспечивать шёлком советских модниц никто и не подумал. Ведь даже в самых галантных платьях они не смогли бы  ни на гран повысить обороноспособность страны. И скажите на милость, на кой ляд эти щеголихи тогда вообще нужны?! Лесополосы восприняли дополнительную функцию как основную, и до сих пор достойно выполняют поставленную перед ними партией и правительством задачу: защищают поля от суховеев,    создавая благоприятный микроклимат. Но это вовсе не значит, что о шёлке забыли навсегда. Как  мы видим, постоянным остаётся только непостоянство.
               
***

Ещё тридцать лет назад на Юге России немалые площади засевались клещевиной. Масло из её семян шло на нужды авиации. Сегодня химия подтянулась на этом направлении и клещевина, выходец из Африки, стала прекрасным цветком на наших дачах. Напомним, что именно с должности цветка  начинали в Европе свой путь и картофель, и подсолнечник. Селекционный бамбук, при его невообразимой скорости роста, даёт огромное количество сырья для изготовления вискозной нити. Затраты на выпуск волокна  вполне сопоставимы с себестоимостью нити, произведенной из нефти или газа.
Тренд налицо: минеральное сырьё на рынке стабильно дорожает,  а органическое, ввиду достижений  биотехнологий, дешевеет. Вполне реально, что скоро на поля вернутся и джут, и кенаф, и сизаль.
 

***

Подведём итоги. Теория Прогресса,  вышедшая, напомним, из христианства, убеждает нас в неумолимой линейности развития человечества. С этим мы категорически не согласны.
Появление Вселенной из флуктуаций вакуума – это явление случайное. Жизнь возникла лишь один раз в одном месте, всё дальнейшее есть продукт эволюции. Примерно 75000 тысяч лет назад сапиенсы прошли сквозь «бутылочное горлышко». Численность людей сократилась с миллиона до двух тысяч, то есть в пятьсот раз, до полного закрытия проекта оставалось полшага.
Переход человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству произошёл в краткий период планетарного потепления между двумя очередными похолоданиями. Всего это могло не быть вообще, или случиться лет эдак через 30000 – 50000. Тот же алфавит, в отличие от письменности, возник лишь один раз, Финикия, 14 век до н. э., и распространился везде и всюду. И где здесь закономерность?
 Даже появление Западной Науки в 17 – 18 веках далеко не детерминировано. Китайские даосы задолго до этого проникли в суть вещей. Но им не пришло в голову строить поезда и пароходы.
Что  было бы с планетой, если бы СССР проиграл войну, а Германия и Америка забросали одна другую атомными бомбами?
Кто и чем гарантировал в октябре 1962 года, что термоядерная война не начнётся? Вы говорите о здравом смысле? Тогда ещё раз перечитайте высказывания товарища Мао Цзэдуна по   данному вопросу. В них и логика железная, и смысл вполне здравый.  Боясь поддаться аберрации близости, не станем муссировать тему СВО!



Говорят, что пессимист, это хорошо информированный оптимист. Мы же посмотрим на ситуацию с другого ракурса и сделаем окончательный вывод, вовсе не вытекающий из общего хода рассуждений.
Зыбкость нашего существования, определяется лишь тем, что мы уже успели родиться, но ещё не успели умереть.
Именно осознание этого даёт нам силы воззвать ко всем, кто готов   услышать: «Люди – радуйтесь каждому мгновению жизни и будьте счастливы".
 
КОНЕЦ КНИГИ.