Д. Диксон. Действенность заблуждения в христианах

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯ И ОБОЛЬЩЕНИЯ
В ОБРАЩЕННЫХ ХРИСТИАНАХ
Дэвид Диксон (1664)

Если говорить об заблуждениях и обольщении вообще, это потребует большого трактата. Для нашей цели достаточно сказать об этом, поскольку это имеет место в ошибочной доктрине и практике. Мы описываем это так: « Заблуждение - это мощное действие лживого духа, посредством которого он навязывает людям какую-то отвратительную ошибку в доктрине или практике». вопреки истинному учению, прикрашенную софистическим обманом, и действенно убеждает невнимательные души принять заблуждение за истину, защищать и распространять его в своем необдуманном рвении: Для объяснения этого описания мы говорим:
1. Заблуждение - это мощное действие лживого духа , в котором сатане, по промышлению Божьему, позволено действенно применить свою силу во лжи. Поэтому во всех  действенных заблуждениях сочетается праведный суд Божий в том, что Он отдает бразды правления искусителю, чтобы посредством заблуждения один грех в одной степени мог быть наказан последующим грехом в более высокой степени. Поэтому неудивительно, что лживый дух действует более эффективно, когда его не удерживает могущественная рука Божия.
2. Мы говорим, что это явление заключается в каком-то опасном заблуждении, ведущем к ущербу Церкви и опасности для душ. И мы говорим это не так, как если бы мы действительно думали, что всякий грех не влечет за собой платы смерти (ибо возмездие за каждый грех - смерть), но потому, что сатана не настолько занят распространением и разжиганием таких ошибок, которые менее опасны, поскольку он активен в таких заблуждениях, которые больше всего досаждают Церкви и сбивают исповедующих религию с пути спасительного учения. И с этой целью он использует все средства, чтобы скрыть и затемнить истину, выдумать и распространить самые пагубные заблуждения. Между тем, он не праздно сеет и распространяет меньшие заблуждения, чтобы вызвать раздоры и споры в Церкви, в результате чего драгоценное время, которое должно быть потрачено на взаимное назидание, может быть праздно потрачено на ненужные споры, а умы людей могут быть подготовлены к более грубым ошибкам.
3. Далее, мы проводим некоторое различие между ошибками в доктрине и  на практике, хотя на практике не может быть ни одной ошибки, будь то во внешнем богослужении или управлении Церковью или во внешнем хождении, где не проявляется вполне ошибочное суждение и учение, соединенное с ним, иначе оно не должно противоречить здравому учению; тем не менее, может быть ошибка в учении и суждении разума, тогда как во внешней практике ошибка может скрываться, и люди противоположных суждений могут соглашаться в одной и той же практике.
4..Мы полагаем, что заблуждения, о которых мы говорим, окрашены и прикрыты благовидными предлогами и являются обманчивой софистикой. если уже с веским основанием было доказано, что что-то противоречит здравому учению и пагубно для благосостояния Церкви и человеческих душ. Ибо в этом случае каждый простодушный и честный ум будет держаться подальще от заблуждения, как от глубокой ямы: Но сатана излагает заблуждение, как если бы это было не заблуждение, а нечто наиболее созвучное здравому учению и полезное для душ человеческих и хорошее для Церкви. И под благовидными предлогами он раскрывает заблуждение, чтобы оно казалось прекрасным и достойным защиты и всеми средствами распространялось повсюду.
5. В этом заблуждении, о котором мы говорим, как мы полагаем,  у обманутого человека существует убеждение (более сильное, чем любое испытание, которое он имеет), которое может поддержать. Ибо действенность заблуждения особенно проявляется, когда лживый дух посредством вероятных догадок, видимости выгоды и софистических рассуждений убеждает заблуждающуюся душу в том, что ошибка так же верна, как если бы Божественным словом она была открыта и объявлена истиной. Как это может быть и как сатана осуществляет такое убеждение, в нашу задачу не входит исследовать: ибо лживые духи имеют свой путь, неизвестный нам, посредством которого они намекают на ложь и внушают людям свои заблуждения. Нам может быть достаточно того, что Писание учит нас, что сатана может возражать против нашей веры (Еф.. 6:10-12), и мечет  в нас как раскаленные стрелы, и действует сильным заблуждением в неустойчивых или невежественных душах. Таково было убеждение галатов, которое, по утверждению апостола, было достигнуто не Богом, призвавшим их ( Гал . 5.8.)
В-шестых, мы предполагаем в сильном заблуждении незаконное и вводящее в заблуждение рвение, заставляющее заблуждающегося человека горячо защищать и продвигать заблуждение, которое он принял: Ибо это главное усилие сатаны, когда он заквасил заблуждением одного или нескольких членов Церкви , используя их, он может заквасить Церковь той же ошибкой.
И для того, чтобы об этом предмете можно было говорить с большей пользой, необходимо ответить на три вопроса настолько кратко, насколько это возможно.
Первый вопрос: может ли такое сильное заблуждение постичь истинного обращенного? Мы отвечаем: это возможно, и опыт доказывает это, чему, возможно, научаемся из страха Апостола в 2 Кор . 11.3, Боюсь, чтобы каким-либо образом, как змей не прельстил Еву своим хитростью, так и ваши умы не испортились, уклонившись от простоты, которая во Христе . Он боялся и за колоссян, чтобы они не прельстились ( Кол . 2.4). Это я говорю для того, чтобы кто не обольстил вас соблазнительными словами . И ст. 8: Берегитесь, чтобы кто не обольстил вас философией и тщетным обольщением, по традициям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу. При этом ясно, что такого рода заблуждение может постигнуть святых. Теперь, то, что это действительно произошло с некоторыми истинными новообращенными, очевидно из того, что Христос сказал Церкви Фиатиры (Откр 2:20): « Имею немного против тебя, потому что ты терпишь ту женщину Иезавель, которая называет себя пророчицей». учить и соблазнять рабов Моих к блудодеянию и есть идоложертвенное . И апостол показывает, что это, очевидно, произошло с галатами, в Гал . 3.1: несмысленные или безумные Галаты, кто околдовал вас, чтобы вы не покорялись истине .
Во-вторых, то, что это заблуждение было глубоким и очень опасным, по-видимому, ясно в Гал . 1.6: Я дивлюсь, что вы так скоро обратились от Призвавшего вас в благодать Христову к иному Евангелию . И по Гал . 5.2, им грозила опасность потерять всякую пользу от Христа; и ст. 4: в опасности и на пути к отпадению от благодати .
В-третьих, галаты заблуждались как в учении, так и на практике; в учении, потому что они стремились оправдаться делами закона, Гал . 5.4. На практике они ошиблись: соблюдаете дни и месяцы, и времена и годы, боюсь, не возложил ли я на вас труда напрасно (Гал . 4.10,11).
В-четвертых, их ошибка была прикрыта претензией на истину, что заставило их жадно принять эту ошибку: ибо по Гал . 4.9 они вернулись к Моисеевым обрядам и церемониям, ныне отмененным в качестве некогда предписанных обязанностей. И ст. 21, они хотели быть под законом и поэтому подверглись проклятию.
В-пятых, их ошибка заключалась не в легкомыслии, которого они придерживались, а в полном убеждении, произведенном в них не Христом, а духом лживым (Гал . 5.8).
В-шестых, это нечестивое рвение проявилось как в прельщающих учителях, так и в самих введенных в заблуждение галатах ( Гал . 4.17): Они ревностно влияют на вас, но нехорошо: да, они исключат вас, чтобы вы могли повлиять на них , то есть отвлечь вас от общества Христа и Его истинных Апостолов, чтобы вы могли быть их любящими учениками. А что касается галатов, обманутых сатаной, то они своими средствами обратили свою  горячую привязанность к Апостолу почти в ненависти против него,  Я стал вашим врагом, потому что говорю вам правду? (Гал . 4.15,16).
Отсюда ясно, что и истинные обращенные подвержены этому злу и готовы впасть в него, если не будут внимательно наблюдать за собой и серьезно ходить с Богом, чтобы удержаться от обманщиков: ибо многие, особенно молодые обращенные подобны агнцам и овцам, очень просты, и, будучи недавно обращены на путь святости, они легко поддаются всякой видимости благочестия, а если и замечают какие-либо кажущиеся признаки в соблазнителях, то не подозревают никакого коварства в волках, одетых в овечьи шкуры, благодаря чему они застигнуты врасплох и могут быть отделены от общества святых плотскими виновниками разделения, которые добрыми словами и красивыми речами обольщают сердца простодушных (Рим . 16.17,18).
Вопрос 2. Что касается второго вопроса, каковы последствия и признаки такого заблуждения? Мы отвечаем: существует активное заблуждение, когда сатана и его орудия соблазнения начинают вводить в заблуждение, и существует пассивное заблуждение у партии, введенной в заблуждение сатаной и его орудиями. Эффекты обманывающего или лживого духа и признаки заблуждения у введенного в заблуждение лица действительно совпадают; ибо последствия мощного заблуждения сатаны действительно проявляются в обманутой стороне как знаки и доказательства действенности заблуждения: Хотя их и много, мы ограничимся перечислением некоторых из них.
Первым и главным следствием и признаком заблуждения является отвержение какого-либо пункта истинного учения и утверждение ложного представления, противоположного ему. Это мы называем первым и главным признаком заблуждения; потому что, если не будет найден этот признак, другие признаки, хотя и указывают на опасное состояние, но без соединения этого следствия и знака, они не доказывают заблуждение в строгом смысле, в котором мы его здесь понимаем. На этот знак указывает Апостол в, Гал .3.1: о несмысленные галаты! кто прельстил вас, чтобы вы не повиновались истине ? Так он бросает им вызов за то, что они отвергли истину и повиновались ей.
Второе следствие и признак заблуждения - это незаконное убеждение, при котором заблуждающийся человек держится за самое ложное заблуждение, как если бы это была самая твердая истина, и без размышленийили сомнений опирается на нее, как если бы это была самая твердая,. Божественная истина: Такого рода убеждение мы называем внебрачным и незаконным убеждением, во-первых,. потому что оно не совершается Духом Христовым: по этой причине Апостол считает убеждение галатов неправильным и незаконным ( Гал . 5.8). Во-вторых, потому что это убеждение не опирается ни на правильно понимаемое Слово Божие, ни на какую-либо твердую причину, разумно выведенную из Писания. В-третьих, потому что это убеждение заблуждающихся в истинности его догматов сильнее, чем их убежденность во многих статьях его веры, для которых у них есть ясное Писание; и все же это убеждение обманутого не так сильно, когда дело доходит до суда, как слабая, хорошо обоснованная вера, которая, когда приходит сила искушений и гонений, более способна выдержат ихь, чем убеждение обманутого человека, которым он хвалится. На этом основании апостол не сомневается, что галаты, будучи истинно обращенными, откажутся от этого ложного убеждения и вернутся к истине, которую они оставили. Наконец, мы называем это убеждением развращенным, потому что оно черпает свое начало и силу не из ясности открытой истины Божией, а из согласия, которое заблуждение имеет с каким-то плотским пристрастием, которому это заблуждение служит, почему плотский и развращенный разум легко склоняется к тому, чтобы настойчиво поддерживать его.
Третьим следствием и признаком заблуждения является то, что оно без нужды вызывает разделение и раскол в видимой Церкви; и этот результат легко следует за первыми двумя: ибо, когда ошибка в доктрине и в правилах практики поднимается на голову, неизбежно оказывается, что защитники истины и распространители заблуждений падут в споре. и разделении. В этом случае  Апостол увещевает римлян, как бы они ни жалели введенную в заблуждение толпу, все же тщательно отмечать виновников разделения, : Умоляю вас, братья, отмечайте тех, которые производят разделения и раздорыя, вопреки учению, которое вы изучили, и избегайте их ( Рим . 16:17), а это предполагает, что они заслуживают отлучения, если будут упрямы.
Четвертое следствие и признак заблуждения - это глупость или своего рода безумие, которое проявляется частично в необдуманном принятии заблуждения, а частично в защите и поощрении лжи и обмана; и если мы рассчитываем на поспешное получение чего0то, когда нет никаких веских доказательств этого, то это глупость; или если мы примем во внимание ущерб, который следует за защитой и распространением его, которого частично заблуждающиеся не предвидели и не остерегались, то это безумие, и не может не быть таковым: ибо ложное учение, хотя бы оно и могло поначалу нести видимость благочестия и благоразумия, однако, когда он сравнивается с Писанием и  правилом здравого разума, руководимого Писанием, он не обнаруживает ничего, кроме тщеславия, лжи, лукавства и обмана, как намекает Апостол относительно заблуждений, которые в его время прорастали в Церкви, , которые действительно имеют вид мудрости в поклонении воле и смирении и пренебрежении телом, а не в какой-либо чести для удовлетворения плоти (Кол . 2.23), то есть они не достойны никакой оценки, ибо служат только тому, чтобы удовлетворять плотскую развращенность природы, как он замечает у авторов ангелопоклонства, о которых он утверждает, что они вторгаются в то, чего не видели, тщетно надмеваясь своим плотским умом (Кол. 2:18). И он называет галатов глупыми или безумными за то, что они приняли заблуждение (Гал . 3:1), и за поспешное принятие его в Гал . 1:6: я удивляюсь, что вы так скоро удалились от призвавшего вас в благодать Христову к иному Евангелию: ибо есть многие, которые после долгих усилий и усилий, потраченных на них верными пастырями, не доходят до  понимание глав учения, изложенного в Катехизисе, и доказательств его в Священном Писании, и, тем не менее, очень легко принимают ошибку и кажутся себе настолько хорошо понимающими ее и способными аргументировать свою точку зрения, защищаа ее; их безумие можно увидеть в том, что они не принимают во внимание горькие плоды своего заблуждения; они не думают устроить раскол в Церкви; чтобы разорвать Тело Христово, они просто не заботятся о нем: и именно по этой причине Апостол упрекает коринфян, что, впадая в состязания и раздоры между собой о превосходстве своих учителей, они разрывают Церковь, Тело Христово, презирают владычество и правление Его, и славу Его отдают людям, и не вняли плачевным последствиям раскола; даже тогда, когда их увещевали и упрекали более мудрые братья ( 1 Кор. 1.11 и 2 Кор.. 10.2).
Пятое следствие и признак заблуждения — это гордыня обманутых и тщеславие в их заблуждениях: ибо коринфяне хвалились людьми и сделали похвалой для себя иметь таких-то и таких-то людей во главе своего раскола, (1 Кор . 3:21), и на этом основании презирали друг друга. И апостол дает этот знак раскольникам и сектантам в 2 Тим . 3.2. Люди , (говорит он), будут самолюбивы, жадны, хвастливы, горды и т. д. и последователи лжепророчицы Иезавели презирали верующих как невежественных болванов, неспособных к высоким тайнам и духовности Евангелия, которые на самом деле были не чем иным, как глубинами сатанинских заблуждений (Отк . 2.24).
Шестое и последнее последствие или признак заблуждения - это опрометчивое, нелепое и незаконное рвение: Это Апостол отметил в неверно верующих иудеях, Рим . 10:2: « Они имеют ревность по Богу, но не по рассуждению» , говорит он.
1. Эта нелепая и опрометчивая ревность гораздо более пламенна и горяча, чем истинная ревность благочестивых , ибо заблуждение, к которому стремятся обманутые, является естественным порождением развращенной природы; и поэтому у них есть испорченный разум и сильная привязанность к нему , и неудивительно, что испорченная природа оказывается сильной, чтобы защищать и продвигать свое  потомство. Но истинное рвение гораздо более умеренное; отчасти потому, что оно совершается со знанием и благоразумием, боится оскорбить Бога, поддаваясь страстям, и должно бороться с развращенной природой, которая засоряет и препятствует всякой благодати в обращенном, и это среди прочего.
2. Это нелепое и незаконное рвение делает заблуждающегося человека слишком настойчивым в защите заблуждения,  которым он охвачен, так что вместо того, чтобы оставить свое заблуждение, он примет другое заблуждение, чтобы сохранить прежнее, которым он не довольствуется.  И происходит это отчасти по какой-то необходимости, а отчасти по развращенному своеволию. Отчасти по необходимости, говорю я, потому что одно нелепое заблуждение влечет за собой множество других заблуждений, ибо невозможно защитить одно заблуждение в религии иначе, как выдвигая и поддерживая еще больше заблуждений. Я говорю «отчасти» из-за порочного своеволия, потому что, когда заблуждающийся человек обнаруживает, что запутался в споре и должен либо отказаться от заблуждения, которое он принял, либо принять и поддерживать другое заблуждение, которое следует за ним, он предпочитает принять заблуждение, которое следует за его первой ошибкой, в которой он впервые попал в ловушку.
3. Святая ревность любит всякую истину, да, она любит и другие истины, так же, как она любит то особое учение об истине, которое раскрывает ошибку; и при этом верующему не будет позволено для защиты какой-либо точки учения отходить от другой истины; но нелепое и незаконное рвение противоположно этому: ибо, если многие истины приходят в сравнение и соперничество с заблуждением, которым увлекся заблуждающийся человек, он скорее будет пренебрегать ими всеми, чем оставит свою ошибку, хотя и исповедует другие истины, как более драгоценные и необходимые, чем его ошибочный принцип. Доказательство этому мы имеем у фарисеев, которые уничтожили великие дела Закона ради поддержания своих  традиций ( Мф .15.6). И такую же силу заблуждения можно увидеть и среди папистов, которые не так горячо преследуют или наказывают столь же строго за нарушение заповедей Божьих, как преследуют и наказывают за пренебрежение суеверными церемониями.
4. Нелепое и незаконное рвение очень занято распространением и пропагандой заблуждения, всеми средствами распространяя ложное учение. И речи таких людей распространяются, как гангрена ( 2 Тим . 2:17), и такая малая закваска готова заквасить все тесто (Гал .5.9). В этом случае Христос увещевал Своих учеников остерегаться закваски фарисеев, которой они собирались заквасить всю Церковь. И эта яростная ревность, как показал опыт, не жалеет усилий и труда, чтобы все больше и больше склоняться к исповеданию заблуждений ревнителей, как это можно наблюдать у фарисеев, которые обошли море и сушу, чтобы обратить в свою веру ( Мф 23:15).
5. Это незаконное рвение заблудших людей заставляет их уважать и ценить тех, кто принимает их заблуждение, и искать уважения и оценки у тех, кто охвачен своим заблуждением. Это было очевидно в расколе коринфян, из которых некоторые предпочитали называться учениками таких людей, другие предпочитали называться учениками других, и все хвалились своими руководителями ( 1 Кор . 3.5, 21). А с другой стороны, главы раскола хвалились многочисленностью и превосходством, каки они представляли своих учеников. Это заметил апостол в прельстителях галатов и в соблазненных ими, в Гал . 4.17: Они ревностно влияют на вас, но нехорошо, да, они исключат вас (из общения с Богом и нами, Его Апостолами), чтобы вы могли повлиять на них .
 6. Это незаконное рвение обманутых заставляет их  презирать всех, кто выступает против их заблуждения,  и ненавидеть их, как показал опыт среди коринфян: ибо как только в Коринфе возник раскол , возникли и разногласия. (1 Кор . 3.3 и 2 Кор . 12:20), и на это зло жалуется Апостол, Гал . 4.16, Стал ли я вашим врагом, потому что говорю вам правду?   И это может послужить нашей цели относительно последствий и признаков заблуждения.
Вопрос 3. Третий вопрос: каковы причины заблуждений? Ответ: причины многочисленны и разнообразны; Бог так управляет всеми причинами и орудиями в Своей справедливости, силе и мудрости, что обращает все к Его собственной славе и  благополучию Его Церкви: Это мы узнаем от Апостола в, 1 Тим . 4.1, 2: « Ныне (говорит он) Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступят от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, говоря ложь в лицемерии, имея совесть прижженную каленым железом», запрещая вступать в брак и [приказывая] воздерживаться от мяса, которое Бог создал, и т. д. Где, во-первых, он предсказывает, что произойдет отступление от учения апостолов, и приводит пример того, что может показаться далеким от подозрения в заблуждении, а именно наложение религиозных ограничений на использование вещей. законных самих по себе, как брак и пища. Авторами этого заблуждения, 1. он указывает, являются лживые духи и люди, соблазненные лживым духом. 2. Путь обольщения, который он предсказывает, будет заключаться в лжи, произнесенной с грубым лицемерием. 3. Чтобы никто не удивлялся, как могло случиться, что кто-нибудь против своей совести осмелится говорить ложь, он указывает на причину, вызывающую это, а именно, глупость и бессмысленность совести, которая как сожжена каленым железлм. И а  2 Кор . 11.14,15, о прельщающих народ, он говорит: Таковы лжеапостолы лукавые делатели, принимающие вид Апостолов Христовых. И неудивительно, ведь сам сатана оборачивается ангелом света . Здесь среди различных способов обмана он указывает на одну из уловок сатаны, чтобы искушить людей выставить напоказ благочестие и поддельную видимость святого рвения и притвориться имеющими власть от Бога, чтобы ввести в заблуждение простодушных. Из-за этого заблуждения всякий, кто попался в ловушку, готов надеть ту же самую одежду; ибо, будучи обманутыми, они обманывают других, выдавая себя за верящих Писанию, чтобы те могли бороться против Писания; и они претендуют на святость и благочестие, чтобы помешать другим истинно проявлять святость.
Что касается причин быстрого принятия заблуждений, то: 1. в естественном испорченном сердце существует склонность цепляться за любое предлагаемое заблуждение,  Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его?   Иер . 17:9: Другую причину указывает Христос в Мтф . 22:29: Вы заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией . Третья причина - это отсутствие умерщвления; ибо Апостол считает ереси и расколы делами плоти; и в частности, в 1 Тим . 6.10: Любовь к деньгам есть корень всех зол, из-за которых, хотя некоторые и жаждали, они отступили от веры . А что касается орудий заблуждения и разделения в Церкви, приговор Святого Духа непреклонен, ибо Он прекрасно знает пороки сердца, : Таковые служат не Господу нашему Иисусу Христу, но своему чреву; а добрыми словами и красивыми речами они обольщают сердца простодушных (Рим . 16:18). О таких людях говорит апостол Иуда в ст.е 20: «Это ропотники, жалобщики, поступающие по своим похотям » и т. д.
О пассивном заблуждении у прельщенных людей Апостол пророчествует в, 2 Тим . 4.3,4, Придет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, имея зудящие уши (в СП что льстили бы слуху) ; и отвратят слух свой от истины и обратятся к басням . В этих словах он излагает похвальные и помогающие  причины пассивного заблуждения, их похоти , их отвращение от здравого учения, их зудящие уши и желание слушать льстецов, которые ложным учением могут способствовать их похотям, выбирая таких людей в качестве своих пастырей. Христос предостерегает Своих учеников держаться подальше от таких учителей ( Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их  (Мтф .7.15):Их внешнее  поведение и разговор не смогут их раскрыть, ибо они покажутся невинными и безобидными агнцами, но их заблуждение, которое является плодом их учения и служения, обнаружит их. Об этом ясно сказано в 2 Фес . 2.10,11, За то, что они не приняли любви истины для своего спасения,  Бог пошлет им сильное заблуждение . Этот суд, хотя он и преследует до смерти только нечестивцев, все же, хотя в какой-то степени на какое-то время он может коснуться избранных и обновленных людей, потому что некоторые из них иногда оказываются поддающимися своим похотям, а не внимают истине, которая по благословению Божьему может убить эти похоти, поэтому Бог в Своей справедливости позволяет им заразиться противоположным заблуждением и вкусить горькие плоды своего безумия, чтобы, исправившись, они могли покаяться и навсегда отречься от плотских похотей и отвергнуть заблуждение, которым они были заражены: ибо Бог в Своей мудрости и справедливости, Святой и могущественный, так управляет всеми делами Своих избранных, что истина не будет утрачена, но будет еще более очищена и ни одна избранная душа не погибнет, как заверяет Христос, говоря о действенности и силе заблуждения учения лжехристов  в Мф . 24:24: Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, так что (если возможно) прельстят и избранных . Это видно и из того, что говорит Апостол в 1 Кор.. 11:18,19, где он заявляет, что Бог постановил допустить возникновение ересей, чтобы и истина, которой противостоит ересь, и истинные обращенные, могли быть более явными: ибо посредством этого похоти и нечестие некоторых, выявляются; некоторые подвергаются наказанию, некоторые погибают справедливо, у некоторых обнаруживается их слабость и неразумие, когда они на какое-то время запятнаны заблуждением, и в их выздоровлении от ереси благодать и сила Божья становятся более очевидными. Если кто пострадает за отказ от ереси или сопротивление ей, Бог явит (чтобы заткнуть уста сатане и всем клеветникам), что истина более драгоценна для Его искренних учеников, чем любые блага, или земли, или свобода, или жизнь, или что-либо еще может случиться с ними в этой смертной жизни за то, что они придерживаются истины; и множество мучеников во все времена являются достаточным доказательством этого.
Вот средство от этого ужасного состояния.
Хотя  заблуждение влечет отверженных, когда они захвачены им, к верной погибели, как ясно учит Апостол (2 Фес . 2:10,11); и хотя эта страшная язва едва излечима, когда она поражает избранных: отчасти по причине глубоких корней плотских похотей в них, которые открывают путь заблуждению; отчасти по причине тонких ухищрений соблазнителей, которой запутываются честные души; отчасти из-за новых предположений против возвращения к истине, откуда они ускользнули; и отчасти из-за того, что трудно выйти из уз временного судебного жестокосердия, посредством которого Бог наказывает Своих детей за то, что они питалт в себе такие похоти, которые открыли путь заблуждению: однако лечение заблуждения не является безнадежным ибо Апостол дает добрую надежду на возможное и верное выздоровление от этого вГал . 5:10: Я уверен в вас (говорит он пойманным в сети галатам) через Господа, что вы не будете мыслить иначе, но возмущающий вас понесет суд свой, кто бы он ни был .
1. Для предотвращения и лечения этого зла Апостол повелевает пастырям проповедовать всякое здравое учение, проповедовать Слово и быть настойчивыми во всех случаях, во время и не во время, обличать, упрекать, увещевать со всяким долготерпением , 1 Тим. 4.6 и 2 Тим. 4.1,2.
2. Пусть спорят с заблудшим, чтобы он убедился доводами из Писания, как поступал Апостол с теми, кто отрицал воскресение, 1 Кор . 15, а также с теми, кто стремился оправдаться делами среди галатов.
3. Пусть заблудший будет призван тщательно исследовать свою совесть, насколько он подвержен влиянию своей плотской мудрости и земных похотей; ибо если он гордится тщеславием своей мудрости, силы, святости или какого-либо дара, который он получил, или руководствуется похотью ока, похотью плоти или гордыней жизни, и [притворяется, что] придя к Богу с молитвой, чтобы разрешить свои сомнения или научить его правильному пути, он получит такой ответ, какой получил Валаам , и такой, какой Господь грозит дать, Иез . 14:2,3,4 и т. д., ибо своими похотями он обманул свою совесть и сделал ее льстивой, хотя  должен был быть хорошо наставлен серьезным советчиком.
4. Пусть обманутый человек будет увещеваем смириться за грехи, которые он допускает в себе, и прибежать ко Христу за прощением, состраданием и помощью против известных ему собюственных развращений, используя все служения Христа в исповедании и признании в его положении, требующем ежедневных благ; ибо если он не раскаивается в известных грехах, но продолжает совершать их вопреки свету своей совести, то как он может ожидать, что Бог просветит его сомнения и заблуждения того, кто не приносит никакой пользы или вредит ему, и даст свет, который он не имеет? и если он огорчает Дух Господень и не пользуется благодатью, предлагаемой во Христе, то как возможно, чтобы тот, кто не следует за Христом, избегал ходить во тьме?
5. И, наконец, пусть заблуждающаяся партия задумается над тем, как время от времени, и наиболее очевидно в это время, в котором мы живем, Бог наказывает похоти и греховные поступки называющих себя христианами, представляя их похотям своего сердца, и позволяя им ходить не только по собственным советам и по фантазиям своего злого сердца, но и по Его справедливости, посылая им сильные заблуждения и лжеучителей, чтобы закрепить их заблуждения и удержать их на пути погибели. . Что за чудо видеть пред Богом легкое отношение к крещению, дарованному людям в младенчестве,  и требованию использовать его для умерщвления похотей и освящения жизни верой в Иисуса Христа, чтобы дать волю фанатичным анабаптистам, что научат людей отказаться от крещения? Что удивительного, когда люди, распутно живущие в служении своим чувственным похотям, наказываются тем, что отпускают на волю антихристианских антиномистов , которые обращают благодать Божию в распутство и заявляют, что бы они ни делали, это не грех и что они не обязаны соблюдать закон, который, как исповедует Христос, Он пришел не отменить, а, наоборот, утвердить? Что удивительного, когда плотская уверенность людей в своем уме, достоинстве, силе и способностях, делах и заслугах наказывается освобождением лживых духов, чтобы ожесточить их в их заблуждениях? И что удивительного, когда Бог наказывает за злоупотребление Евангелием и отказ принять истину в любви, предав людей духу антихриста и сильным заблуждениям, 2 Фес . 2. Покровителей и распространителей подобных заблуждений и заблуждений Апостол называет служителями сатаны и лжебратьями ( 2 Кор . 11:16), обманщиками (1 Тим . 4.1), и люди, которые в древности были предназначены этому осуждению. От их заразы и наказания пусть каждая заблудшая душа да молится Богу об избавлении.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn