Вера сегодня. Многообразие значений

Виталий Геннадьевич Калашников
Понятие “вера” относится к понятиям абстрактным. Поэтому раскрыть значение веры можно только в пределах какого-либо одного дискурса.

Существует и индивидуальное личностное (субъективное) понятие “вера” у каждого человека. Но если попытаться раскрыть его смысл, то мы либо опять же придём к значению понятия “вера” в пределах уже известного целостного и давно устоявшегося дискурса, либо окончательно запутаемся в расплывчатости субъективного понимания “веры”, так как очень часто субъект вкладывает в это понятие множество значений, переходя от одного дискурса к другому.

И Фрейд, и Маркс ошибались, полагая, что вера лишится силы, если её объяснить; что религия зачахнет и исчезнет с лица Земли, если вскрыть её психологическую или политическую основы.

В работе болгарского исследователя В.Милева “Психология и психопатология религии” вера, религиозность определяется как важнейшая психологическая категория, составленная из множества компонентов, основными из которых являются эмоциональные и интеллектуальные.

Понятие “религиозная вера” определяется G.Allport как “утверждение или уверенность, которую мы испытываем в отношении реальности объекта чувств”. B.Wahlstrom, используя философский анализ понятий, приходит к следующему определению: “Вера - это то, что постулировано в религии, к чему приходит человек, доверяясь авторитету”.

В фундаментальной “Католической Энциклопедии” также выделены три значения понятия “вера”: “Вера как убеждённость - в сфере интеллекта; вера как уверенность - в сфере чувств; вера как надежда – в волевой сфере”.

P.Pruyser в своей книге “Священник как диагност” с понятием “вера” связывает проявление таких феноменов человеческой психики как убеждение, преданность, открытость, принятие парадоксальных истин, прощение, искренность, здоровая зависимость.

Осмысливая с психиатрической точки зрения такие понятия как суеверие, религиозная вера и бред, T.Haenel пишет: “Суеверные личности используют проективные механизмы для установления связи между двумя событиями. Суеверие может быть понято как нарциссическая попытка компенсации у личности, потерявшей доверие к себе под воздействием страха экзистенциальной угрозы. Религиозная вера есть, прежде всего, обязательство перед ультимативным смыслом жизни, пронизанная надеждой. Эмоциональным субстратом подлинной веры является базовая (основная) надежда. Подлинная религиозная вера характеризуется ортопраксией - практическим соответствием поведения убеждениям, приложимостью их к повседневным действиям. Вера не является чем-то застывшим, статичным, её интегративность подвержена изменениям вследствие окружающих факторов. Бред, в свою очередь, является расстройством мышления, выражающегося в виде абсолютной убеждённости. Бредовая личность не сомневается, ложная вера не подвергается сомнению.

Между верой и суеверием существуют переходные стадии. Суеверие является отправной точкой для бредовых идей, однако должно быть дифференцировано от них. Одним из критериев является то, что суеверная личность считает себя безопасной в своём мире, в то время как личность в бреду представляет угрозу разрушения безопасности: собственной и общественной”.

Человеческий разум можно рассматривать как систему обработки информации, во многом напоминающую компьютер. Люди, подобно компьютерам, кодируют символьные входные данные, перекодируют их, принимают решения в их отношении, хранят какую-то их часть в памяти и, наконец, декодируют и выдают символьные выходные данные.

Является ли вера антиподом знания? Знание (от слова “знак”) - это информация, представленная в знаковой системе.

Критики компьютерных моделей указывают на контекстуально обусловленный характер человеческих реакций. Для человеческих существ горизонты контекста всегда расплывчаты, тогда как у компьютеров расплывчатость вызывает затруднения.

Т.о. искусственный интеллект (компьютер) - это идеальная модель рационального человеческого мышления. Понятие “вера” выходит за границы рационального. Вера, миф, если понимать их согласно работам А.Ф.Лосева, К.Леви-Строса, Ю.М.Лотмана, А.М.Пятигорского, К.Хюбнера, Э.Бенвениста, Е.Мелетинского, В.Н.Топорова, Э.Кассирера, М.Элиаде и Е.В.Улыбиной - это более глубокий уровень, на котором ещё не существует развитая знаковая система. К.Леви-Строс даже утверждает, что структура мифа (веры) аналогична структуре бессознательного, не имеющего, как известно, собственных средств репрезентации. То есть можно определённо говорить, что миф (вера) обладает до-знаковой природой. На уровне веры означаемое и означающее ещё не разделяются, образуя собой, в крайнем случае, индекс. Вера не является знанием, но является его предтечей (до-знаковой системой, промежуточным звеном между конкретным мышлением животного и абстрактным мышлением человека).

И вера, и знание являются формами презентации информации. Отличие состоит только в системах презентации: в первом случае это до-знаковая система, во втором - знаковая. При рациональном рассуждении все заключения выводятся из посылок путём последовательных умственных операций, которые можно отследить, верифицировать и которые другие люди (при условии, что они понимают значение употребляемых слов) примут в качестве истинных, причём истинных для всех и каждого, а не просто для какого-то отдельного индивида. Религию, веру невозможно полностью объяснить в рациональных категориях. В ней всегда присутствует нечто большее, нечто, не поддающееся описанию в знаковой системе. Это нечто не противоречит разуму (что сделало бы его иррациональным), а, скорее, выходит за его рамки - делает шаг, который нельзя проверить ни логически, ни эмпирически, хотя человек ясно чувствует, что должен сделать этот шаг.

Уровень веры, мифа ближе всего к уровню непосредственного восприятия, самой ранней стадии формирования мышления. Это уровень реального переживания, которое, как отмечал А.Ф.Лосев, всегда мифично именно потому, что противоречиво и может абсолютно свободно совмещать противоположность любви и ненависти, обиды и удовольствия от обиды. Именно об этом говорил З.Фрейд, характеризуя содержание бессознательного, для которого не существует противоречий и амбивалентность желаний и чувств является естественной и единственной формой их существования. “Верую, ибо абсурдно!”

С психологической точки зрения “вера” включает и отношение, и восприятие. Отношения обычно не осознаются, и определяются как совокупность умственных и эмоциональных предрасположений. Они действуют как ориентирующие механизмы, фокусируя внимание на определённых элементах окружения. Подобно ожиданиям и надеждам отношения готовят человека к восприятию впечатлений и отклику на них. Верующий в Бога человек ожидает, что ощущение веры в Бога удовлетворит его нужды и ответит на его вопросы.

Убеждения и чувства и образуют в совокупности отношение, или предрасположенность. Обычно они подсознательны, скрыты от самого субъекта, - он испытывает лишь некое побуждение или ожидание и приходит в то состояние сознания, при котором религиозный опыт возможен.

Восприятия - это ощущения, которые люди извлекают из всего, происходящего с ними. Религиозный опыт - это особый сложный вид восприятия. Религиозное восприятие субъективно, предполагает интуитивное постижение смысла события и отождествление себя с этим событием на глубинном личностном уровне.

Бергсон, назвав инстинкт “интуицией”, поднял его на высоту единственного критерия метафизической истинности. Противоположность инстинкта и интеллекта иллюзорна. Инстинкт, интуиция (вера), инсайт, - это то, что первоначально приводит к идеям, подтверждаемым или опровергаемым последующим рассуждением; однако подтверждение, если оно возможно, в конечном счете, состоит в совместимости с другими идеями, которые имеют, в свою очередь, не менее интуитивный характер. Разум - это не творческая, а скорее гармонизирующая, контролирующая сила, строгий цензор левого полушария головного мозга. Разум нацелен на то, чтобы исправить односторонность (сохранить целостность, придавая воспринимаемой информации вид стройных логических цепочек), а не уничтожить сам инстинкт. Даже в самой что ни на есть чистой логической сфере именно инсайт добывает новое знание первым. Даже осторожное и терпеливое исследование истины наукой, которое представляется прямой антитезой мгновенно схватываемой мистиком достоверности, можно выращивать и лелеять с помощью того самого духа благоговения, в котором живёт и развивается мистицизм. Как интуиция (вера), так и интеллект развились у человека потому, что они полезны. Полезны, когда сообщают истину. Как способ познания интуиция (вера) ослабевает с ростом цивилизованности. Она сильнее у детей, чем у взрослых, у людей необразованных, чем у образованных. И это закономерный процесс. Об этом говорил ещё Н.А.Бердяев, противопоставляя культуру и цивилизацию, веру и интеллект. Интуиция на деле есть аспект и продолжение инстинкта и, как всякий инстинкт, вызывает восхищение лишь в том окружении, которое сформировало привычки животного. Однако она становится совершенно беспомощной, как только окружение изменяется и требует какого-то непривычного способа действий. Интуиция лучше всего работает в рамках самых старых видов деятельности, в которых обнаруживается родство с отдалёнными поколениями наших животных и получеловеческих предков. Вера способствует выживанию в природе, но в цивилизованном человеческом обществе она вытесняется интеллектом.

Уровень веры, мифа обладает максимально интерсубъективной природой, превышающей интерсубъективность рационального знания. На этой стадии ещё чрезвычайно велика слитность индивида и группы, и значит мифологическое знание - единое для всех носителей мифологического сознания, индивидуальные вариации маловероятны. На уровне мифологического сознания проблематично само существование автономной личности.

В чём цель веры. Почему она сосуществует в человеческом сознании со стройной логической системой рационального мышления. И миф (вера), и научное знание выполняют общую функцию, заключающуюся в снятии противоречия между поступающей информацией и уже имеющимся личным опытом (базой данных), как это убедительно доказывал К.Леви-Строс. Миф позволяет устранить противоречие в общей картине знаний о мире, стремясь выразить неизвестное через известное. В социальной сфере основная функция мифа (веры) заключается в том, чтобы примирить человека с природой и обществом, адаптировать природного индивида к социуму. Миф (вера) в человеческой культуре играет роль высшего регулятора порядка. Миф (вера) - это то, что спасает человека от свободы, устраняя неопределённость в условиях выбора. Это достигается за счёт определённой “слепоты”, сужения сферы обзора до одной точки. Т.о. миф (вера) обеспечивает человека личностно значимой картиной мира, особенностью которой является её принципиальная единичность. Позиции другого мифа, другого взгляда на жизнь признаются заведомо ложными и недопустимыми.

Вера динамична. Миф, даже самый прочный, в отличие от генетического кода, нельзя считать жёстко запрограммированным, и каждый человек в течение своей жизни многократно корректирует и изменяет свои мифологические координаты. Джон Хик писал в Предисловии к своей книге “Бог и мир вероисповеданий” (1993): вера, религия позволяет «трансформировать человеческое бытиё от разрушительного эгоцентризма к обретению нового центра в конечной трансцендентной реальности, которую мы именуем Богом».

Вера - Пустота, отсутствие знаков. Знание - наполненность знаками, экзистенция, не терпящая Пустоты. Реальность человека содержит в себе и Пустоту, и экзистенцию. Бог непознаваем. Бог - вне экзистенции, “не от мира сего”. Бог - Пустота, Абсолютный Антизнак, то, что нельзя обозначить, познать, разделить на качества. Бога нельзя увидеть, так как, увидев, Вы тут же обозначите Его, сравнив Его Лик с уже имеющимся набором схем, клише.

Вера появляется там, где нет знания. Но она не заменяет знание и не является его противоположностью. Являясь Пустотой, вера заполняет собой пустоту, сохраняя целостность восприятия окружающего мира, реальности.

Если рассматривать только веру как философскую категорию, исключив из поля зрения веру как синоним надежды и веру как чувственную уверенность, то можно чётко выделить три дискурса веры:

1. Вера как дознаковый (подсознательный) уровень восприятия. Психологический дискурс.

2. Вера как трансцендентная часть личности, непознаваемое, неозначаемое, антизнак. Постмодернистский дискурс и дискурс апофатического богословия.

3. Вера как знание, не подлежащее сомнению, не требующее доказательств, аксиома, догмат, абсолютный знак. Дискурс катафатического богословия и дискурс точных наук.