Урок 14. Во храме Церкви

Надежда Мирандис
Урок 14. Во храме Церкви (Надежда Мирандис) / Проза.ру
СОДЕРЖАНИЕ




Статья представляет собой поэтический текст, содержащий размышления о внимании и его связи с верой, надеждой и любовью.


Внимание рассматривается как благоговение, включающее бережность к благодати и страх Божий.


Внимание является признаком действия живой веры и связывает добро с бережностью к добродетели и страхом Божьим.


В храме тишина и богослужебные тексты создают атмосферу для сосредоточения на внимании и привлечения внимания к службе.


Внимание помогает преодолеть греховные навыки и пристрастия, и достичь пользы в блуде жития.


В богослужебных текстах сердце чует Мир тишайший от плаща Христова, и в этом находит немалое: предстояние перед Богом.


В своем предстоянии перед Богом, Господь обращается к нам без множества слов, как нам привычно.



 Войди в храм трезвый
 человек с добром
 И, сердце замрет
 от присутствия Слова...
 Но звук твой от голоса
 пусть пропадёт,
 Так нужно,
 чтоб сердце услышало Бога.

Мал.3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

Параллельные места:

Матф.11:10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Лук.7:27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.(Мар.1:2)...как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.



Подключив своё личное "я" к Вечному, забудь свои требования от жизни и ты заметишь, что Внимание является благоговением, которое включает бережность к благодати и страх Божий. Внимание – совсем не малая вещь. Оно – от даров в благоговении есть и признак действия живой веры. Тогда вера, надежда и любовь
связуют всякое добро и содержат бережность к добродетели и страх Божий, когда душа осознаёт свою грешность.
 Недостойность Божьей любви из-за дел наших чуем через трепет и умиление, но наша жажда Бога, впрочем, всегда любвеобильна в этом царственном пространстве безвременья... Душа просит ещё и ещё к себе нежных слов от тишины и мира в сердце. Рыдание. Слёзы текут сами, мы не ищем видения чего-то особенного, не ждём от Господа чудес. В совершенстве ум восхищается к видению в бесстрастии.
Если Бог воскреснет в нас деянием, то расточатся врази его, и если видением к нему приблизимся в сердце, как на экране, от стоящего в глазах распятия, побегут ненавидящие Его и нас от лица Его(Пс.67,2)и нашего.

    В миг прислушаюсь к хвалебными песнопениям во храме, чтоб эхом отразились все слова во мне богослужебных текстов, знакомые и новые, просвечивающие мысли искрами свечей и теплотой жизни. В себе наконец могу различить, что меня не искушает плен теней как разнообразное развлечение. И есть ещё то большее, что даже временами словно отсутствуя, говорит и вдруг приходит. Душе говорит без слов, одним нежным дыханием Отче...Отче наш! Любимый Боже наш...
В храме тишина и богослужебные тексты создают атмосферу для сосредоточения на внимании. Теплота, возникающая во время богослужения, помогает привлечь внимание и вовлечься в службу. Не смея никого ни к чему призывать,не осуждать, не оценивать, а просто всех хочу любить, хочу дать место Тому, Кто говорит яснее.
    
 Что это за чувство, отвлекающее от всех переживаний и даже наших желаний? Прекращается требования всех органов нашего тела. Есть не хочется, пить тоже...
Нет противоборства и не неприязни в душе от  раздражения. Нет скуки от повседневности нашего бытия. Занавес на сердце тает изнутри при богослужении,но! Когда удастся вниманию так притихнуть, что наконец остаётся только одна служба, когда делается возможным нам духом участвовать в ней. В том, кто слушает, слышит, внимает все-таки нельзя без труда преодолеть прежние греховные навыки и пристрастия, а если не перестать прилагать к грехам новые, то без усилия в смирении к своей немощи, нам невозможно без усердия в самолюбовании достичь пользы в блуде жития.Впрочем, Боже всё может, ведь невозможно же Ему ничтоже(Иов.42,2).
      Нужно ли тогда множество слов? Отцы писали толкования молитве, которая уже поётся самой душой изнутри её: «Господи помилуй». И слыша лишь эти два слова, они встречали многое. Тогда служебный простейший текст вдруг становится в резонанс от нашей мысли, отзывается в слушающем, как точно и наша жизнь тогда отзывается в нём, служебном тексте,в словах молитвы, простых, но питающих силами душу как хлеб.
  Но эта сладкая истома – не цель молитвы, и даже не средство её. Она – средство к  достижению общения с Господом, нашей вовлечённости для со искупления грехов ради будущего. В этой сладости и должно быть столько тихой и мирной жизни, что, собрав внимание, она более не отвлекалась бы. Чтобы говорило более важное, а не пустое красноречие. То, что в словах, за словами, сквозь слова богослужебных текстов сердце чует Мир тишайший от плаща Христова.А если в нас не будет Его пришествия, то против одного шума волн сего моря, то есть сей плоти, кто постоит?(Пс.64,8).

Царский Вход, все ангелы на коленях, не смея поднять головы видят Царя - Сына Божия, когда Иисус белым облачением раскрывается как Жених под куполом Церкви и дарит нам радостный свет для спасения души, Господь открывается для чистых сердцем чад.Зрелище ясно видимо многими людьми и в наше время даже запечатлено фотокамерой. Поистине,если в нас будет Тот, который обращает море в сушу(Пс. 65,6), то и ум, зрящий Бога, без волнения перейдёт море страстей.

Да будет всё по вере вам(Мф.9,29).  Но говорит сердце только тогда, когда нас мысли не будоражат и ум спокоен. Он не ищет услышать тишины этой, а предстоит Богу. Наше человеческое внимание, обращённое к богослужебным текстам, в этом находит немалое: предстояние. В нём нет ничего примечательного. Ни звуков, ни вида, ни запаха – вообще ничего, касающегося рецепторов и чувств. Господь обращён к нам в нашем Ему предстоянии, и Он говорит, но не так, как мы. В Его обращённости нет множества слов, как нам привычно. Он просто предстоит нам, как и мы – Ему.

"Вот так здесь и стой, каждое воскресение", - вдруг слышу Его нежнейший голос.
Тот, кто ищет ощутить это нечто – не найдёт. Но если внимать богослужебным текстам, самой всей службе,и  будничной, и тихой в своей простоте,то можно в незамысловатости и увидеть Божьи наставления от Господа и без слов.Сам находит  любимый нами Святой Дух помыслы и чувства в нас. Вот искра падает от Него на пол мне прямо под ноги: "Ох! Счастье вновь вспыхивает во мне от Его внимания и беспокойства за меня. Как приятна мне Твоя забота! Хвала Господу за всё!
А если долго пребывая в молитве не видишь плода, не говори, что ничего не приобрёл, ибо самоё пребывание в молитве есть уже приобретение.
     Какое благо выше сего? Прилепляться ко Господу и пребывать с Ним в соединении непрестанно, ощущать Его всевидящего над собой, ибо по краю пропасти ходим в этом мире непрестанно.(Лк.18,6-8).
 Ты здесь! Ты сейчас! Ты со мной, мой любимый Отче! Так я тихо радуюсь с душой через благоговение,  стоит суметь разуметь об этом внутри себя,
понять, что сказал этим огнём мне Утешитель. Да конечно же, чтоб я не смотрела ни на кого перед собою, не отвлекалась от Литургии, гнала все стрелы лукавых духов. Прости Господи, я с помощью Твоей только сильна вести невидимую брань,
но исправляться надо, как ты и говоришь со старанием.

      Да, в этом – наша цель жизни! В этом глубокий смысл нашей борьбы через труд во смирении за будущую жизнь, дарованную людям, как чадам Божьим.