3. Хроники Знания. Возрождение. Библиотекарь и кен

Владимир Швец 3
БИБЛИОТЕКАРЬ И КЕНТАВР

  Очень хорошо помню этот день, сильно мне врезался он в память. Это событие произошло в том же 7510 году, когда я проходил студенческую практику в Великой Биргбардской Библиотеке спустя две недели после того, как я нашёл в архиве и прочитал рукопись Исаакиуса Абдула. Заинтригованный прочитанным, я решил копаться в этом архиве и дальше, надеясь обнаружить ещё что-нибудь интересного из истории Хранительства, Кафедры Знания, Библиогарда и Администрации. Архивариус учитель Ди Руан был старичком добрым, любил прикладываться к бутылочке винца (от этого занятия он ещё больше добрел), он предоставил мне полную свободу: ройся и ищи, сколько душа пожелает, но собой ничего не уноси. Всякого бесполезного хлама я обнаружил в довольно большом количестве, но нет-нет да и проскальзывало что-то занятненькое, которое - увы! - вызывало интерес лишь на короткое время. И вот, как я говорил, спустя недели две после находки рукописи Абдула, когда милейший господин Ди Руан храпел у себя в кабинете на потертом диванчике после сытного обеда и двух стаканов крепкой наливочки, я бродил в архиве по запутанным, но уже знакомым, коридорам между книжных полок и стеллажей, зевал от скуки, и забрёл в тупик: книжный ряд стеллажей слева от меня и справа тоже оба упирались в длинный и широкий старый пыльный стол, который был завален коробками. В этом тупике я ещё никогда не был и мне поэтому стало интересно. Скука разом улетучилась и я принялся исследовать содержимое коробок. Коробки были тоже пыльные и были забиты книгами. Переодически чихая, я ворошился в коробках, пока не наткнулся на электронный планшет в кожаном чехле. Интересно! Я жутко удивился тому факту, что среди этой бумажной груды затесалась подобная штуковина. Я повертел его в руках и открыл чехол. Судя по внешнему виду, планшет знавал намного лучшие времена. В силу того обстоятельства, что в свои студенческие годы я отличался любопытством, я попытался включить планшет. И он включился. На экране высветилась надпись "АКТИВИРОВАТЬ ПРОГРАММУ ПРОБУЖДЕНИЯ?", а под ней: "ДА" и "НЕТ". Что за программа? Какое пробуждение? Несомненно, планшет является чьей-то собственностью, он кому-то принадлежит. Может, Ди Руану? Очень сомнительно, конечно, но... В глубине своего сознания я понимал, что это бестактно и очень неприлично - вторгаться на чужую территорию, даже если и моё любопытство не видит в этом ничего плохого. Однако, это понимание так и осталось в глубине моего сознание, осталось на переферии моего мышления, не смогло выйти на передовые позиции. Любопытство взяло вверх. И поэтому я ткнул указательным пальцем правой руки на "ДА". Мгновенно напротив меня на расстоянии двух метров материализовалась голограмма незнакомого мне мужчины лет сорока, который был одет в обтягивающий его тело комбинезон фиолетового тела. Он приложил свою правую руку ладонью к груди и сказал:
 - Приветствую тебя! Кто ты? Назови своё имя, место нахождения и год.
  Удивление моё было безмерное, я вздрогнул от неожиданности, когда возникла эта голограмма, но смог ответить:
 - Умник Бонифаций Бонифациус, учитель Школы Сент-Март в городе Кронопус независимой Республики Новой Франции, планета Гриззар-33. На данный момент сейчас год 7542-й.
 - Программа Пробуждение создана с целью удовлетворить запросы её пользователей касательно мониторинга НИКС-А45 на планете Гриззар-33. Что вас интересует?
 - Какой ещё мониторинг? Что такое НИКС-А45? - моё любопытство начало набирать обороты.
 - НИКС-А45 - это Научная Исследовательская Космическая Станция, номер которой А45. Она осуществляла систематическое наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в человеческой среде на планете Гриззар-33. В рамках этой системы наблюдения происходило оценивание контроль и управление состоянием данной человеческой среды в зависимости от воздействия определённых факторов.
 - Всё равно ничего не понял. Ты чья голограмма?
 - Я не совсем голограмма. Я человеческий разум, перестроенный в программу. Для визуального удобства выгляжу как голограмма.
  Я подумал, что начну понимать происходящее тогда, когда рассказывать мне будут с самого начала и поэтому я сказал:
 - Расскажи о себе.
 - Моё имя - Казимир Мицкевич, я родился на Земле в 3090 году. Получив необходимое образование, я стал специалистом в области зоопсихологии. В 3124 году меня взяли на работу на НИКС-А45, которая базировалась на орбите Гриззар-33. Нашей задачей являлось исследование планеты Гриззар-33 и поиск на ней полезных ресурсов, так же мы должны были разрабатывать удобные условия для адаптации колонистов с Земли на планете Гриззар-33. Наша станция не успела приступить к своей работе, на Земле началась Великая Катастрофа. Спустя несколько дней Земля погибла, земные колонии в Космосе осиротели, остались без всякой поддержки и связи. Для нас, учёных на НИКС-А45, это было страшным потрясением, на какое-то время смысл нашей жизни и работы обернулся крахом. Нашлись среди нас те, которые рванули в слепом отчаянии на Землю, при этом понимая, что на ней теперь ни одно живое существо не сможет теперь существовать. Подавляющее большинство из нас, однако, остались на станции. Мы решили и дальше пребывать на орбите Гриззар-33, а так же по мере своих возможностей осуществлять свою задачу. Земные колонии на этой планете стали приходить в упадок, какое-то время мы поддерживали связь с ними, старались помогать, но уже через пятьдесят лет окончательно воцарились анархия и распад. Земные колонисты начали превращаться в озверевший дикарей, убивающих друг друга в смертельных схватках за пищу, вещи и предметы быта. Нам пришлось изолироваться для нашей же безопасности и довольно скоро о нас на планете стали забывать. Необходимые системы жизнеобеспечения и омоложения не давали нам так стареть, как должны стареть все люди, но бессмертие и молодость они не обеспечивали. В момент Великой Катастрофы на станции работали около трехсот специалистов. Спустя пятьсот лет нас осталось всего пятнадцать дряхлых стариков. Мы нашли выход, чтобы станция и дальше продолжала функционировать. Мы погрузили свои сознания в виртуальную среду, предварительно создав роботизированные системы обслуживания. Наши тела обратились в прах и тлен, но разум каждого из нас продолжал существовать. Время шло, год сменялся годом, десятилетие десятилетием, столетие столетием... Мы не вмешивались в то, что происходило на Гриззар-33, мы надеялись, что дикие и тёмные времена пройдут и настанет фаза культурного и научного возрождения. Мы думали, что одичавшие потомки земных колонистов сами, без посторонней помощи, начнут прозревать и возвращать самим себе некогда утраченный человеческий облик. Особенно наши чаяния стали усиливаться, когда возникла Великая Биргбардская Империя. Мы запустили специально разработанные нами аналитические программы, которые выдали нам столь прискорбный для нас вывод: Империя эта спустя несколько веков падёт и начнутся опять дикие и тёмные времена. Мы не могли этого допустить, ибо наши аналитические программы предполагали вероятность того, что остатки человеческого рода могут сгинуть навеки в этом очередном распаде. Мы начали действовать. Наши роботизированные системы на станции создали живое человеческое тело, в которое был помещён разум самого талантливого учёного специалиста среди нас. После этого он был послан на Гриззар-33. В Великой Биргбардской Империи его знали как Великого Учителя. Его деятельность принесла ожидаемые плоды, появилось сообщество Знающих, возникла Корпорация...
  У меня закружилась голова, я схватился рукой за ближайшую книжную полку, будто почувствовав, что сейчас рухну.
 - Так вот... - пробормотал я. - Так вот, кто такой был, оказывается, наш Великий Учитель...
 - Да, - подтвердил Казимир. - Наш самый первый монитор. После него остальные учёные специалисты с НИКС-А45 тоже начали периодически появляться на вашей планете. Наши технологии позволяли нам, управляя роботизированными системами, в изобилии создавать живые человеческие тела, и перемещать из виртуальной среды наши сознания в эти тела. Мы не могли оставить Корпорацию без своего внимания, слишком много было поставлено на кон. После выполнения какой-либо миссии сознание возвращалось на станции в виртуальную среду.
 - Ты тоже монитор?
 - Я был им.
 - "Был"?
 - Да. Сейчас вы, потомки землян, уже не нуждаетесь в мониторинге. Вы развиваетесь и постепенно возвращаете себе горделивый облик представителей человеческого рода. Вы уже вышли в Космос, хотя пока и не освоили межпланетные перелёты.
 - Если это так, то почему мы не обнаружили вашу станцию на орбите?
 - НИКС-А45 может функционировать как космический корабль. Предчувствуя развитие ваших космических технологий, мы сорок лет назад снялись с орбиты и отправились в Дальний Космос.
 - Почему? Вы не хотите вступать с нами в контакт?
 - Знакомство жителей планеты Гриззар-33 с нашими технологиями обязательно вызовет преждевременный научно-технический бум. Это чревато для развития вашей цивилизации. Вы можете воспользоваться нашими технологиями губительным образом для самих себя. Вы должны развиваться сами, постепенно. Но мы оставили эту вот ПРОГРАММУ ПРОБУЖДЕНИЯ. На вашей планете. В этой библиотеке. Надеясь на то, что кто-то обнаружит её и узнает, как мы, ваши далёкие предки, внесли свой вклад в Знание.
 - Выходит, я первый человек на этой планете, активировавший ПРОГРАММУ?
 - Это так. Первый. Что ты хочешь ещё узнать?
 - Когда ты в первый раз появился на Гриззар-33? Ты помнишь это?
  Казимир улыбнулся и сказал:
 - О, да! Я очень хорошо помню то время. Это были последние годы позднего периода Великой Биргбардской Империи, хотя великой её уже никто не называл и империей никто не считал. Она на глазах разваливалась на части и агонизировала в тяжких муках. Верховные Вожди были жалкими марионетками в руках аристократических группировок и армейских генералов. Империю сотрясали набеги и нашествия мутантов с Диких Земель, их многочисленные племена - гоблины, гномы, тролли и прочие - разрушительным шквалом проносились по Империи и на её обломках создавали свои государства. Времена были тяжёлые, опасные и непредсказуемые, никто не мог сказать, чего стоит ожидать от дня, который наступит завтра: смерть, голод, война, мор... Мы, последние учёные специалисты на НИКС-А45, были обеспокоены. Мы прекрасно понимали, что гибель Империи предрешена, понимали, что ей осталось совсем немного, но Корпорация не должна была погибнуть вместе с ней, этого мы не могли допустить. Мы решили отправить на Гриззар-33 одного из нас. Выбор пал на меня. Наши роботизированные системы создали искусственное живое человеческое тело, в которое переместили моё сознание. Моя легенда была такая: Поль Давик, идальго из обедневшего рода, родился в Кальмаре, Знающим стал ещё в детстве, закончил Школу и Университет в Бигбэне, приехал в Биргбард преисполненный надежд поступить на службу в Великую Библиотеку. Я специально высадился в Кальмаре, чтобы для некоторой достоверности проделать долгий путь, полный опасностей, до Биргбарда. Добравшись до Авалона, я там примкнул к торговому каравану, который как раз-таки направлялся в Биргбард. С караваном двигался отряд конкистадоров, их торговцы наняли для охраны. Это были бывалые вояки сурового вида, с оружием в руках они не раз доблестно противостояли мутантам, и о Диких Землях знали не понаслышке...


   ... продолжение следует...